Ольга Ануфриева
Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству
▼ Скачать +Заказ
Особое значение для развития ребенка 3-4 лет имеет сюжетно-ролевая игра, которая требует от детей умения договариваться о ролях, организовывать подготовку условий для игры, вести диалог соответствующим образом, соблюдать необходимые правила, согласовывать собственные действия с действиями других участников игрового процесса. Постепенно у детей в ходе игры формируются элементы познавательной деятельности. В качестве основных источников информации, обогащающих игру, выступают детские телепередачи, познавательные рассказы взрослых, поездки и всевозможные экскурсии, посещение театра, кино, цирка содержание художественных произведений и др. Расширение кругозора ребенка способствует обогащению его словаря. Представим влияние игры на развитие ребёнка, на схеме (рис. 1) (2, с. 102).
Публикация «Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству» размещена в разделах
Рис. 1. Влияние игры на развитие ребёнка
В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) определяющей и доминирующей деятельностью ребенка является игра. Игровая деятельность, как гарант двигательного развития представляет собой самостоятельную ценность для человека. Наиболее существенные приобретения организма детей связаны с развитием двигательной функции посредством игровой деятельности. Изменяется психологическая характеристика игры: ее содержание создает базу для общения и совместных действий детей. Для них становятся интересными не только особенности и назначение предметов, функции окружающих людей, но и их взаимодействия и отношения. Особенности игровой деятельности детей 3-4 лет представлены в таблице 1 (10, с. 204).
Таблица 1
Особенности игровой деятельности детей 3-4 лет
Компонент игры Характеристика игры для ребёнка 3-4 лет
Сюжет Отображение игровых действий взрослых
Количество ролей 1-2
Количество играющих 1-2
Тематика Бытовая
Правила Отсутствуют
Игровые действия Однообразные
Включение игровых ситуаций Под руководством взрослого
Появление новых игровых ситуаций При помощи взрослого
Объединение игр Невозможно
Использование предметов, игрушек Готовые
Продолжительность игры Кратковременное
Предварительное решение Нет
Окончание игры Неожиданное
С. Л. Новоселова отмечает, что к этому возрастному периоду, у ребёнка произошли значительные изменения в когнитивной сфере. С одной стороны, их знания становятся яснее: они быстро ориентируются в сенсорных характеристиках объективного мира, они легко объединяют объекты не только по внешнему виду, но и по назначению. С другой стороны, в этом возрасте детей также привлекают нереалистичные «таинственные» явления. Растет интерес к сказкам, стихам (11, с. 83).
Дети начинают более тонко воспринимать настроение и отношения людей, подражать их интонации. Встречаясь с произведениями искусства, они различают ритм, рифму, прозаические и поэтические тексты. Они признают музыку, которую они знают (песни, пьесы, называют их, они отличаются настроением (смешным, спокойным, грустным).
Сюжетно-ролевая игра для ребёнка 3-4 лет, как отмечает Н. С. Лукина, выступает деятельностью, в которой дети принимают на себя роли взрослых в условиях, специально созданных педагогами. Роли и действия взрослых воспроизводятся в отношениях между детьми. Тут важна простота игры. Если игра просто, дети охотно в неё включаются (9, с. 23).
Играя со взрослым, младший дошко0льник стремится подражать ему, эмоционально вовлекаясь в события, разыгрываемые взрослым. Это является следствием того, что ребёнок постепенно осваивает наиболее сложные формы поведения в игре.
В возрасте 3-4 лет ребёнку свойственны такие качества, как эмоциональность стремление ко всему необычному и яркому, впечатлительность, обогащение детей новыми для них знаниями и представлениями. Поэтому игровая деятельность должна иметь живой и занимательный характер, чтобы вызвать у детей интерес и, соответственно, желание подражать взрослым.
Воспитатель может использовать такие дидактические игры, как «Оденем куклу Аню», У куклы Ани день рождения», «Уложим куклу Аню спать» и др., драматизирует знакомые детям потешки и прибаутки в лицах. Использует при чтении сказок, рассказов и стихотворений игрушки, создаёт игровые ситуации, наталкивающие ребёнка на продолжение игры (кукла сидит за столом сервированным к чаю и т. д.).
Эффективен и приём так называемой совместной игры детей с педагогом в сочетании с демонстрацией игровой ситуации и, соответственно, действий с предметами-заменителями и игрушками (рис. 2) (7, с. 63).
Рис. 2. Совместная игра детей 3-4 лет
В возрасте 3-4 лет у ребенка появляется определённый интерес к игре со сверстниками. Сначала он проявляется, относительно игрушек. Так, у одной куклы появляются «две мамы», у одной машины «два шофёра». В силу своих особенностей возраста, и «мамы», и «шоферы» свои действия согласовывать друг с другом еще не способны. Одна «мама» укладывает «дочку» спать, другая желает «вывести ее на прогулку». Один «шофер» садит в автомобиль кукол, а другой, соответственно, их вынимает оттуда и т. п. Это вызывает ссору детей, которая заключается в том, что каждый ребёнок тянет игрушку к себе, выражая в игре свои интересы и желания, проявить свои чувства. Достаточно часто имеет место такая ситуация, что, ребёнок, одержав верх над товарищем и, соответственно, получив желаемую игрушку, откладывает ее в дальнейшем в сторону.
Детям 3-4 лет в одиночку скучно играть, поскольку им не с кем поделиться собственными наблюдениями и переживаниями. Иногда дети могут безропотно подчиняться мнению активных и агрессивных сверстников. Хорошо зная интересы и характеры детей, педагог должен увлечь их какими-либо совместными действиями с игрушкой.
У ребёнка, с возрастом, возникает стремление подражать и действиям сверстника в игре и, соответственно, возникает желание выполнять те же действия. Достаточно большое количество игрушек одного типа предоставляет возможность детям играть в непосредственной близости друг от друга. В подобной игре создаются определённые условия воспитания доброты, чуткости и отзывчивости у ребенка. Формируются его жизненные навыки в коллективе. Исполняя главную роль совместно с ребёнком, педагог стремится, прежде всего, к поддержанию игрового интереса ребёнка, обучая выполнять роль до логического завершения и, соответственно, развивать содержание игры, согласовывать с партнёрами по игре, свои действия. Совместно с этим, решается задача воспитания дружеских взаимоотношений у детей. Представим это схематично (рис. 3) (4, с. 87).
Рис. 1. Преимущества большего количества однотипных игрушек в организации игровой деятельности детей 3-4 лет
Ребенок, выполняя определенную роль совместно с педагогом, подражая ему, осознаёт и уточняет не только собственные знания о труде взрослых, но и усваивает определённые правила и нормы поведения в обществе. Управляя игровым процессом, педагог не должен подавлять желания ребенка быть самостоятельным. Все методы и приемы, названные выше, должны иметь направленность на формирование игрового интереса у детей. Чтобы игра для каждого ребёнка стала самостоятельной и увлекательной деятельностью, чтобы каждый ребенок имел возможность проявлять свои способности в этой игре, чтобы каждый ребёнок умел устанавливать эмоционально-положительные контакты со сверстниками.
Немаловажная роль в поддержании игровой деятельности, внесения в нее творчества, создания интереса к игре, несомненно, принадлежит педагогу. Только опытный педагог, знающий индивидуальные и возрастные особенности детей, умеющий создавать игровые объединения, исходя, из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дубовицкий Н. К. Педагогическая работа по развитию речи детей раннего детства. – М. : Педагогика, 2013. – 515 с.
2. Жигалкина Т. Г. Игровые и занимательные задания для развития речи дошкольников. – М. : ИНФРА-М, 2014. – 210 с.
3. Карпов М. С. Особенности звукопроизношения у детей в раннем детстве. – СПб. : Нева, 2014. – 288 с.
4. Кистяковская М. Ю. Кислякова О. М. Психолого-педагогическая ритмика: Методика работы с детьми в раннем детстве. – СПб. : Питер, 2014. – 317 с.
5. Колокольцев Е. Н. Развитие речи детей раннего детства. – СПб. : Питер, 2012. – 265 с.
6. Кораблев Е. В. Психология дошкольника. – Магнитогорск: МаГУ, 2011. – 285 с.
7. Корсурская Б. Д. Культура общения детей. – М. : Педагогика, 2012. – 224. с.
8. Леонтьев А. Н. Мышление и речь. – СПб. : Питер, 2015. – 530 с.
9. Лукина Н. С. Речь от 2 до 7 лет. – Магнитогорск: МаГУ, 2015. – 196 с.
10. Новик А. А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. – СПб. : Питер, 2012. – 350 с.
11. Новосёлова С. Л. Игра дошкольника. / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М. : Просвещение, 2016. – 286 с.
12. Озеров С. Б. Детская психология. Учебное пособие. – Магнитогорск: МИК, 2017. – 670 с.
13. Орлов А. Х. Сборник диагностических тестов и методик по психологии. – Магнитогорск: МИК, 2010. – 150 с.
14. Павлов И. П. Речевое развитие детей. – Магнитогорск: МаГУ, 2013. – 612 с.