Бызова Екатерина
Игротека «ТРИЗ-ландия»
▼ Скачать + Заказать документы
Данная игротека предназначена для детей подготовительной группы
с Ограниченными Возможностями Здоровья (нарушение речи)
Цель:
Знакомство с условиями, методами использования игр и игровых упражнений, направленных на развитие речи детей посредством ТРИЗ – технологии.
Актуальность:
Разработанные игры в данной игротеке, ориентированы на 6-7 летний возраст они не только активизируют познавательную активность детей, но и способствуют развитию связной речи в игре, расширению кругозора, формированию социальных навыков. А также следует отметить, что овладение детьми технологиями работы с новыми знаниями, формируют у них навыки исследовательской деятельности, способствуют умению самостоятельно получать недостающую для решения проблем информацию.
Публикация «Игротека „ТРИЗ-ландия“» размещена в разделах
Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами возможно в любых предметных и межпредметных областях.
Обучение способам работы с творческими задачами ведет к организации собственной творческой деятельности.
Структура:
Игротека - это комплект разнообразных игр, с использованием ТРИЗ-технологии с помощью которого решаются различные задачи.
Главный принцип игротеки заключается в следующем:
все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей
все можно потрогать, взять в руки, рассмотреть и поиграть.
Содержание игротеки :
Игры на развитие связной речи:
• Прием фантазирования;
• Причинно-следственные связи;
• Системный оператор;
• Вопросы.
1. Игры на развитие связной речи
«Рассказ из слова»
Цель: Формирование навыка фонематического анализа, развитие образного мышления, связной речи.
Ход:
Педагог загадывает любое слово, дети называют его по звукам и записывают большими буквами на доске, листе или рулоне обоев. Затем педагог предлагает детям придумывать слова, начинающиеся на каждый звук – букву. Одно из слов зарисовывается под буквой картинкой, понятной для всех. После этого каждый из рисовавших детей составляет 1-2 предложения со своим словом, так чтобы в целом получился рассказ.
«Составление рассказа по серии картинок»
Задачи:
1. Учить соблюдать логическую последовательность какого-либо сюжета из отдельно взятых картинок.
2. Учить составлять связный рассказ по картинкам.
3. Научить детей собирать картинки в логической последовательности.
«Сказка из домашнего альбома»
Цель: учить составлению сказок с помощью метода «Каталога».
Задачи:
Учить детей объединять героев по заданному признаку.
Учить перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя.
Учить наделять фантастическими свойствами реальные предметы.
«Сочиняем сказку»
Цель: Учить детей наделять объект необычными признаками и с достаточной степенью достоверности объяснять их наличие в реальной жизни.
Задачи:
Соединять подобранные признаки в единый сюжет сказки.
Соблюдать логическую последовательность в составлении фантастической истории.
Подвести к пониманию, что в конце любой сказки должен быть позитивный конец.
Ход
Педагог предлагает поиграть в игру, которая называется «Сочиним сказку». Перед детьми лежат картинки, изображающие различные объекты. Каждому из детей предлагается выбрать один объект.
Далее, к каждому объекту, дети подбирают значения признаков, используя смайлики.
Далее дети выбирают один объект, который будут наделять теми значениями признаков, которые они подобрали посредством таблицы и смайликов. Если между детьми возникнет спор в выборе объекта, то педагог может предложить выбрать его при помощи считалки.
После того, как выбран объект, педагог предлагает сочинить сказку о нем. Дети, воспользовавшись таблицей, сочиняют сказку.
2. Прием фантазирования
«Запутанные слова»
Цель: Формирование у детей буквенного гнозиса.
Задачи:
1. Совершенствование умения выполнять буквенный анализ и синтез слов.
Ход
В гости пришел Волшебник «Дробления» и «Объединения». Сначала предлагается запутанное слово разобрать по буквам, а потом составить слово.
«Загадочный коврик»
Цель: Формирование мыслительных операций диалектического характера.
Задачи:
Учить детей находить объекты с противоположными значениями признаков.
Учить находить противоположности значения разных признаков в одном объекте (функция – анти функция).
Ход
В гости к детям приходит Волшебник «Наоборот», он предлагает поиграть в игру «Загадочный коврик».
«Волшебные шнуры»
Цель: Способствовать формированию навыков преобразования признаков объектов с помощью приемов типового фантазирования.
Задачи:
1. Формировать умение находить положительные и отрицательные качества преобразованного объекта.
2. Формировать умение ориентироваться в пространстве.
Ход
На полу располагаются шнуры: 2 – вертикально, 2-горизонтально, в
центре пересекающихся шнуров размещаются волшебники и
признаки – по очереди.
Дети берут объекты и бегут вокруг шнуров.
«Вокруг шнуров мы побежали,
Раз, два, три – и дружно встали».
Далее дети занимают места в ячейках, которые образовались при
расположении шнуров. Каждый ребенок должен рассказать, какой
волшебник заколдовал его объект и по какому признаку. Затем дети
вновь бегут вокруг шнуров и занимают новые ячейки.
3. Причинно-следственные связи
«Горки»
Цель: Развивать связную речь, умение находить причинно-следственные связи между словами.
Задачи:
Упражнять в отборе слов на заданный звук.
Развивать словесно-логическое мышление через нахождение общей надсистемы.
Ход.
Детям предлагается отобрать слова на заданный звук. Отобранные слова расставляются на доске. Каждые рядом стоящие слова объединяются горкой. Далее обсуждается с детьми, где можно встретить два этих слова вместе. И так «горка» увеличивается, а в итоге получается рассказ.
4. «Вопросы»
«Задай вопрос»
Цель: Способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам.
Ход
Предложить детям посмотреть на карточку «Задаем вопросы». На глазах у детей поставить значок вопроса: «какой, какие» на место для значка вопросного слова, проговорить вопросные слова. Выбрать любую картинку объекта и поставить на место для картинок с объектами. Выбрать схему признака, поставить на место, для значка признака.
Например:
вопросное слово «какой?»;
картинка с изображением мороженого;
схема признака - температура.
Вместе с детьми прочитать получившийся вопрос.
Какое мороженое по температуре? И т. д.