Лариса Новикова
Игре — особое внимание! Важность игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРЕ – ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ!
Давайте поговорим о таком «специфически детском» виде деятельности, как игра. Игра ведь не только интересное для ребенка занятие, любимое. Общепризнанна ее особо важная роль в развитии ребенка.
Значение игры признают и многие родители. Правда, сегодня здесь преобладает отношение к игре преимущественно пока лишь как к приятному времяпрепровождению. И ценностное отношение преимущественно пока лишь к обучающим играм. Родители рассматривают такие игры как удобное средство для подготовки ребенка к школе. Вряд ли такая позиция взрослых может способствовать полноценному проживанию детства, укреплению и сохранению психологического здоровья ребенка.
Публикация «Игре — особое внимание! Важность игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Возможности детской игры намного богаче, шире.
Игру считают «ведущей деятельностью дошкольника» (Л. С. Выготский) – то есть такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят основные, главные изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход его к новой, более высокой ступени развития.
Давайте посмотрим повнимательнее на процесс детской игры. В ней ребенок реализует практически все свои возможности, многие значимые в этот период потребности, в том числе потребность в самоутверждении и признании.
В процессе игры происходит активное саморазвитие, подготовка растущего человека к будущему, «опробование» неведомого, того, что представляется ему сегодня опасным, вызывает боязнь, страх. Успешное «прохождение» в игре через тревожащее ребенка помогает представить ему ожидаемые события в более «светлых» тонах, сохранить доверие к миру, позитивное самоотношение, что так важно для психологического здоровья.
ПРИМЕР. Девочка (3г. 6м.) побаивается делать прививку и сдавать анализ крови. За несколько дней до посещения поликлиники она затеяла режиссерскую игру «В поликлинике». В процессе игры любимые игрушки и куклы девочки «приходят в поликлинику», где у них «берут анализ крови из пальца» и «делают прививки».
Предоставляя ребенку возможности для свободных игр дома (прежде всего сюжетно-ролевых, наблюдая за ним, участвуя в них, можно лучше понять своего малыша, его внутренний мир, узнать о его переживаниях, проблемах, помочь в их решении, а тем самым и содействовать его эмоциональному благополучию.
С помощью игры можно корректировать эмоциональную сферу ребенка. Игровая деятельность обладает особыми возможностями для перестройки эмоционального мира дошкольника с трудностями в развитии. Такими трудностями являются: бедность эмоционального ребенка, запаздывание развития высших чувств, его самооценка, неадекватное реагирование и т. д. Разные игры могут быть с успехом использованы при этом. Приведу пример одной из игр, которая может помочь, в частности, в снижении уровня детской агрессивности, нередко являющейся внутренним фактором риска психологического здоровья ребенка.
ПРИМЕР. «УПРЯМАЯ ПОДУШКА» (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства) (3-5 лет)
Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (подушка с темной наволочкой) и вводят ребенка в игру-сказку : «Волшебница фея (или другой любимый сказочный персонаж) подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давай прогоним упрямки».
Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее!» (снимается стереотип и эмоциональный зажим).
Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается (время определяется индивидуально – от нескольких секунд до 2-3 минут).
Взрослый предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?». Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. Некоторые дети говорят, что «упрямки шепчутся», другие ничего не слышат. «Упрямки испугались и молчат в подушке», - отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).
(Данная игра рекомендуется только для психически здоровых детей).
Игра может служить не только средством коррекции отдельных негативных эмоциональных состояний, но и личности ребенка, его самооценки, взаимоотношений с окружающими, нарушений в психологическом здоровье в целом. Позитивный эффект при этом дает использование игр, направленных на повышение уровня позитивного принятия себя, уверенности в себе, эмпатии и др.
ПРИМЕР. «МОСТ ДРУЖБЫ» (4-7 ЛЕТ)
Взрослый показывает детям незаточенный карандаш или небольшую линейку, воздушный шарик и т. д. и говорит: «Это мост дружбы. Давай попробуем удержать мост лбами. При этом будем говорить друг другу что-то хорошее».
Взрослый и ребенок удерживают предмет лбами и говорят друг другу что-нибудь хорошее (начинает взрослый, например: «Мне очень нравится так стоять, я хотел бы держать с тобой шарик очень долго», «У тебя красивая улыбка», «У тебя добрые глаза», «Ты умеешь хорошо рисовать», «У тебя красивое платье» и т. д. Если ребенок не идет на контакт «лоб в лоб», то вначале можно удерживать шарик носами, ладонями, большими пальцами и т. д. Можно предложить удерживать предмет с закрытыми глазами.
Пары могут образовываться в таких вариантах, как папа-ребенок, мама-ребенок, ребенок-ребенок и т. д.
ИТОГ:
Что делают дошкольники большую часть своей жизни? Они играют. Причем играют во все. В игре ребенок непринужденно познает окружающий мир, приобретаете новые знания, умения, навыки, развивается.