Елена Коваленко
Конспект открытого занятия по ФЭМП «Путешествие на планету Математика» в старшей группе
Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе с использованием игровой технологии «Путешествие на планету Математика»
Цель: создание условий для развития логического мышления, применения математических представлений, знаний и способов действий, умение практически их использовать посредством игры-путешествие.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия по ФЭМП „Путешествие на планету Математика“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты по ФЭМП, сенсорике
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
1. Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
2. Формировать умение строить фигуры парами.
3. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
4. Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
Оборудование и материал : цифры, знаки, мяч, счетные палочки.
Раздаточный материал : карточки с заданиями, математические наборы, листочки, карандаши.
Ход занятия:
I. Вступительная часть:
(Дети заходят в группу, встают в круг)
-Всем доброе утро! Ребята, я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, подарите улыбку своему соседу справа и слева.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.
А теперь пойдем налево, раз, два, три.
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся,
Улыбнемся, подмигнем,
И общаться мы начнём!
-А теперь давайте красиво сядем, ножки поставим вместе, спинка прямая. Ребята, сегодня утром на столе я нашла необычное письмо (показываю на листе куар код). Интересно, от кого оно? Открыть его можно только при помощи мобильного телефона. И тогда мы узнаем что внутри. Уважаемые, родители вы поможете нам?
(на экране телевизора появляется персонаж)
«Дорогие ребята, я королева планеты «Математика» - случилась беда. Злой пришелец заколдовал всех жителей планеты – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания. Вы поможете мне?
- Чтобы узнать на чем мы отправимся в путешествие, нам нужно внимательно сосредоточиться на задание.
Гимнастика для глаз
Тик-так, тик-так
Все часы идут вот так:
тик-так, тик-так,
Налево раз, направо раз,
Мы тоже можем так,
Тик-так, тик-так.
(Дети присаживаются за столы)
II. Основная часть:
Перед вами листок бумаги, а на нем цифры. Соединив цифры по порядку, мы узнаем на чем мы с вами полетим.
Пальчиковая гимнастика "Будем в космосе летать".
(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)
1,2,3,4,5.
(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)
Будем в космосе лететь.
(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)
1 – комета.
2 – планета.
3 – луноход.
4 – звездолет.
5 – земля,
(Дети машут кистью руки, как бы прощаясь)
До свидания друзья!
(То же с другой руки. Или можно выполнять двумя руками вместе).
Так на чем мы с вами полетим? Что у нас получилось? (Получилась ракета.)
-Ну вот, сели по удобнее, заняли свои места. Но чтобы поднялась наша ракета, нам надо начать обратный отсчет: 10, 9, 8…1 поехали! Мы полетели. (музыка взлёт ракеты)
-А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно, давайте немного поиграем.
Определим предыдущее и последующее числа. Соседи числа.
Игра с мячом «Назови число»
Какое число называется предыдущим (то, которое стоит перед названным) и какое последующим (то, которое стоит после названного?
Воспитатель бросает мяч каждому ребенку индивидуально:
посчитай по порядку от 1 до 5
посчитай по порядку от 5 до 10
Посчитай в обратном порядке от 5 до1
Назови соседей числа 3
Назови соседей числа 5
Назови соседей числа 9
Назови соседей числа 2
Назови соседей числа 4
Назови соседей числа 6
Назови соседей числа 8
Молодцы вы отлично справились с заданием.
-Ребята, мы и не заметили, как мы с вами быстро долетели.
Кто же нас встречает? Мы сейчас узнаем. (Слайд инопланетянина)
Кто это? (Ответы детей.)
Посмотрите, люди с другой планеты приготовили для нас странные задачки. Не зря говорят, что они неопознанные объекты.
Задачки - то заколдованные и зашифрованные, но ведь мы не боимся трудностей и справимся с вами.
Давайте пройдем за столы. Усядемся по удобнее, приготовили ручки для разминки
«Пальчиковая гимнастика»
Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5
И фигуры называть
Вот квадрат, а вот кружок
Треугольничек и ромб,
А еще прямоугольник
И не трудно сосчитать
Их по счету ровно пять.
Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, складывают пальчики обеих рук в виде геометрических фигур. Показывают раскрытую ладошку.
Геометрический диктант
Вспомним, где у нас правая рука, а где левая.
Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать задание:
Загадки
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки
Кто же я? (треугольник)
В левом верхнем углу нарисуйте (красный треугольник)
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его (квадрат).
В правом нижнем углу нарисуйте (зеленый квадрат)
Эти фигуры по городу мчат,
в садики, школы развозят ребят.
Едут автобус, троллейбус, трамвай.
Ты на дороге, смотри, не зевай!
На эту фигуру похожи дома.
О чем говорю я? Ответьте, друзья!
(прямоугольник)
В левом нижнем углу нарисуйте (синий прямоугольник)
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня! (Круг)
В правом верхнем углу нарисуйте (желтый круг.)
- А сейчас проверим.
v. Какую геометрическую фигуру нарисовали в правом нижнем углу. (зеленый квадрат)
v. Где нарисовали желтый круг (в правом верхнем углу)
v. В каком углу прямоугольник (в левом нижнем углу синий прямоугольник)
v. Вдоль какой стороны нарисована красная линия? (Вдоль верхней стороны листа)
v. На какой стороне синяя линия?» (Вдоль нижней стороны)
- И с этим заданием мы с вами справились!
-Ребята, инопланетяне не знают, что такое дни недели. Давайте им расскажем. (Встают в круг)
Сколько всего дней недели? (7)
Как называется первый день недели? (понедельник)
Сколько дней в недели выходных? Как они называются? (2, суббота и воскресенье)
Какой день недели четвертый? (четверг)
Какой день недели между вторником и четвергом? (среда)
А давайте покажем нашу веселую физминутку про дни недели
Физкультминутка
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают)
-Ребята, инопланетяне, как и вы, любят рисовать, но у них приключилась беда: все карандаши вдруг потеряли цвет. Поможем им, сделаем их карандаши цветными?
Посмотрите, у вас на столе лежат карточки, на них нарисованы карандаши, они все какие? (Без цвета.) Поможем их раскрасить?
Слушайте внимательно.
• Закрасьте первый карандаш желтым цветом,
Четвертый – синим,
• Второй – зеленым,
• Пятый – красным,
• Третий – коричневым,
• Шестой черным.
(Дети закрашивают карандаши.)
Воспитатель: Молодцы! Скажите, на котором по счету месте синий карандаш?
Какого цвета карандаш на пятом месте?
На котором по счету месте желтый карандаш?
-А теперь ребята покажем инопланетным существам, как мы умеем правильно думать и конструировать. Составьте из счетных палочек ракету, на которой вы полетите обратно домой.
III. Заключительная часть:
(Королева планеты «Математика»)
- Ребята, я очень рада, что такие умные, дружные ребята справились со всеми заданиями и освободили планету «Математика от злого пришельца». Я дарю вам звезды и угощения.
-А теперь пора нам возвращаться домой. Но чтобы лететь назад, нам нужно произвести обратный отчет.
- Опять берем старт. Отсчитываем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0.
Пуск! Полетели! (Слайд небо с ракетой. Воспитатель раздает звезды)
-Ребята, мы и не заметили, как мы с вами быстро долетели обратно в детский сад.
- На какую планету мы сегодня летали?
- Что мы нарисовали с помощью точек и цифр?
- Что тебе было трудно выполнять сегодня?
- Что тебе понравилось больше всего на занятии?
- Какое доброе дело ты сегодня сделал на занятии?
- Что тебе показалось сложным на занятие?
-На этом наше занятие подошло к концу. Все большие молодцы!