Шогенова Марита
Игра-викторина по финансовой грамотности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
• В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания, названия денежных знаков разных стран.
• Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.
• Формировать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
• Воспитывать эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.
Публикация «Игра-викторина по финансовой грамотности в подготовительной группе» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Викторины, интеллектуальные игры
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Викторины, интеллектуальные игры
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
• Доставить детям радость и удовольствие от участия в экономической игре и применения знаний экономического содержания.
Оборудование и материалы: копилки с эмблемами "Знатоки" и "Почемучки"; 2 модели на плакатах «Труд – основа доходов!» и «Не легко деньги нажить, а легко прожить!»; жетоны-монетки, медали, предметы для рекламы, картинки
Ход:
Под музыку «КВН» дети входят в музыкальный зал вместе с воспитателем, встают на полукруг.
Мотивационно - ориентировочный этап
Воспитатель.
День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас!
Для умной игры собралась детвора.
Её начинать нам настала пора.
Игра – приветствие «Круг друзей»
Воспитатель:
Встанем в круг скорее дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю вам всем: «Привет» -
Улыбнись мне в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй левая рука!
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)
Воспитатель: Сегодня будут соревноваться между собой две команды.
Ребята с зелеными галстуками садитесь за один стол, вы будете командой "Знатоки".
Дети садятся.
Ребята с голубыми галстуками садитесь за другой стол, вы будете командой "Почемучки".
Дети садятся.
Воспитатель:
Судить нашу игру будет строгое, но справедливое жюри в составе:
заведующий МКДОУ «Детский сад №1» - Срукова Д. У.,
старший воспитатель МКДОУ «Детский сад №1 - Долова А. М. ,
педагог – психолог МКДОУ «Детский сад №1 - Афаунова Л. А. ,
педагог доп. образования МКДОУ «Детский сад №1 - Сундукова А. П.
А сейчас две команды, которые мы назвали «Знатоки» и «Почемучки» приветствуют друг друга.
Команда «Знатоки» - приветствие
Наш девиз:
На любой вопрос на свете
Вам знаток всегда ответит!
Наша речевка:
Мы – пытливые умы!
Мы команда «Знатоки»,
Мы твердим: не унывать!
Все пройти и все узнать!
Команда «Почемучки» - приветствие
Наш девиз:
Сто вопросов почему?
Не решить их одному!
Наша речевка:
Мы – команда Почемучки
Все задачи не просты!
Почему? – вопрос любимый,
Мы с ответами на ты!
Воспитатель:
Ребята, мы уже много времени говорим с вами о финансах, деньгах, семейном бюджете, зарплате, работе. Сегодня мы еще раз об этом поговорим, за каждое правильно выполненное задание команда будет зарабатывать монету. В конце игры монеты подсчитаем и узнаем, кто больше всех знает о финансах. В игре вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.
Воспитатель:
Перед началом вспомним правила игры:
• Слушаем внимательно вопрос;
• Обсуждаем и даем ответ;
• Не кричим - это главное правило;
• За полный, правильный ответ зарабатываем монету;
• Побеждает та команда, у которой больше монет;
Сегодня мы узнаем много нового и интересного. Вы должны правильно и как можно быстрее выполнить задания и за это получить монетки. Желаю успеха!
Воспитатель: Команды готовы?
Дети: Да!
Воспитатель:
Приступаем! А начнем мы с разминки. Послушайте отрывок из стихотворения К. Чуковского «Чудо-дерево»
-Как у наших у ворот чудо-дерево растёт.
Чудо,чудо, расчудесное!
Не листочки на нём, не цветочки на нём.
А чулочки, башмачки словно яблочки!
Туфельки, калошки новые сапожки!
Воспитатель:
Существует ли такое дерево? (нет)
А где берутся такие вещи? (в магазине)
Как мы можем их приобрести) (за деньги)
Откуда берутся деньги? (нужно заработать)
Сегодня мы будем говорить о деньгах, или по другому о финансах.
Воспитатель:
Все любят сказки?
В каких из них говорится о деньгах? (Золотой ключик, Муха Цокотуха)
1раунд - отгадать загадки, вспомнив финансовые термины.
1. Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовё тся:
И крупа, и самовар
Называются … (Товар)
2. Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке -
От одежды до булавки. (Супермаркет)
3. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам … (Продавцы)
4. В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень
Все налоги целый день. (Бухгалтер)
5. И врачу, и акробату
Выдают за труд … (Зарплату).
6. На товаре быть должна обязательно… (Цена)
7. Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету без… (Рекламы)
2 раунд - реклама товара. Это было ваше домашнее задание.
Воспитатель. Всем давно известно, что «реклама двигатель прогресса»! У нас на полках залежался некоторый товар, который вам нужно успешно продать. Для этого вам, конечно, нужно придумать удачный рекламный ход, чтобы ваш товар захотели купить.
Команда «Знатоки»
Только сегодня и только у нас самые лучшие яблоки.
Они сладкие, ароматные, в них много витаминов!
А цена вас приятно удивит.
Подходите, покупайте и вы останетесь довольны!
Команда «Почемучки»
Обратите внимание на эту игрушку. Она яркая, красивая, сделана из качественного материала, такая мягкая на ощупь.
С ней приятно не только поиграть, но и уложить с собой в постельку. Но это еще не все, у нее есть секретная кнопочка, если нажмешь на нее, она споет песенку. Эта игрушка создана быть твоим другом!
3 раунд-что можно купить за деньги?
Если предмет можно купить-хлопните в ладоши. ( картинки: ветер, кукла, радуга, молоко, солнце, снег, торт)
4 раунд - отгадайте из какого мультфильма эти слова.
-Tаити, Tаити… Не были мы ни в какой Таити! Нас и здесь неплохо кормят. («Возвращение блудного попугая»)
-Безвозмездно — то есть даром. («Винни-Пух и все-все-все»)
- Не надо меня из ружья щелкать! Я может, только жить начинаю — на пенсию перехожу… («Каникулы в Простоквашино»)
- не буду больше обманывать ребятишек, делайте со мной что хотите. (Приключения поросенка Фунтика)
5 раунд – пословицы и поговорки о труде
-Труд человека кормит а лень….(портит).
-Дерево сильно корнями а человек …. (трудами).
-Землю солнце красит а человека…. (труд)
-Делу время потехе …. (час)
-Скучен день до вечера когда делать (нечего)
-Дело мастера…. (боится)
Воспитатель:
Давайте с вами немножко отдохнем
Физминутка
Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)
Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)
Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)
Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)
Яблоки и виноград.
Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)
Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)
Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)
Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).
6 раунд – решить задачки.
1. Подружились Лиса Алиса, Буратино и Папа Карло. Стали жить они вместе. Лиса Алиса на работу ходила в цирк и за это получала зарплату. Буратино учился в летней школе, хотел стать учителем, и за свою учебу получал стипендию. Папа Карло не работал, он был уже пожилой и получал пенсию. Из чего состоял доход семьи Папы Карло? (Зарплата, пенсия, стипендия.)
2. Мишка продавал на рынке мед. На вырученные деньги он хотел купить малины. Его друг Сладкоежка продавал малину, чтобы купить липовый мед. Покупателей на рынке было мало, и торговля шла плохо. Медвежата загрустили. Какое решение могут принять медвежата, чтобы оба были довольны?
(Медвежатам надо сделать обмен. Такой обмен называется «бартером»).
3. У одного продавца на прилавке яблочки красивые, наливные, крепкие, да еще и зимний сорт. А у другого продавца, яблоки — ароматные, но переспелые, ранний сорт. Что делать? Как продать, не испортив товар?
(Надо снизить цену на переспелые яблоки).
4. Продавец продаёт продукты (картошка 3 руб., лук 1 руб., капуста 1 руб., морковка 2 руб.). Зайчик купил все эти овощи по одному килограмму. У него было 10 рублей. Детям надо посчитать на какую сумму зайчик купил овощей и сколько денег у него осталось? Дети считают и говорят сумму покупки (7 руб.) Как вы думаете, зайчик уложился в бюджет?
Дети: Да, 3+1+1+2=7; 10 – 7= 3.
он потратил 7 рублей и у него осталось еще 3 рубля.
7 раунд - игра «Да - нет!»
Я буду по очереди для каждой команды говорить высказывание, а вы, если оно правильное, говорите: "Да", если не согласны с высказыванием, говорите: Нет".
1. Уходя из дома, не забывайте выключать свет.
2. Чаще обедайте в Макдональдсе.
3. Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.
4. Проси у родителей подарки к каждому празднику.
5. Сходил в магазин, оставь себе сдачу.
6. Бережно относитесь к своим вещам.
7. Чаще пользуйтесь услугами такси.
8. Старайся больше ходить пешком.
9. Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями.
10. Не лей понапрасну воду из -под крана.
11. Береги свое здоровье, чтобы не покупать лекарства.
Ведущий:
8 раунд - «Блиц – опрос».
На каждый вопрос нужно отвечать очень быстро. За каждый правильный ответ команда получает 1 монету
1. Деятельность направленная на получение прибыли – это (бизнес, предпринимательство)
2. Как называли на Руси купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей? (разгильдяи)
3. Как называется место продажи Новогодних ёлок? (ёлочный базар)
4. Назовите мероприятия, где цену набивают молотком? (аукцион)
5. Что делает с рублём копейка? (бережёт)
6. Натуральный обмен одной вещи на другую – это.? (бартер)
7.«Кока-кола» по отношению к «пепси – кола» это кто? (конкурент)
8. Лицо торговой точки это что? (витрина)
9. Распространение информации о товарах (услугах) для привлечения внимания покупателей - это (реклама)
10. Какое сказочное животное умело изготовлять монеты простым ударом копыт? (антилопа)
11. Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные)
12. Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (репка)
13. О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы)
14. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей)
15. Какое животное всегда при деньгах? ( поросенок: у него есть пятачок)
16. Что проверяют, не отходя от кассы? (деньги)
9 раунд - «разгадать шифр»
В словах перемешались буквы, исправьте ошибку и вы получите слова
имеющие отношение к экономике:
СИПЕНЯ (пенсия)
ЛАКМЕРА (реклама)
ПАРТАЛАЗ (зарплата)
ОВОДРОГ (договор)
КАНОЭКОМИ (экономика)
10 раунд - загадки
1 Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)
2 Коль трудился круглый год, будет кругленьким. (доход)
3 И врачу, и акробату выдают за труд. (зарплату)
4 Вносят в кассу платежи. Что за фирма, подскажи? (банк)
5 Будут целыми, как в танке сбереженья ваши в. (банке)
6 Он финансовый факир, в банк к себе вас ждёт. (банкир)
11 раунд – конкурс капитанов. Работа с картинами.
Нужно описать каждую картину и разобрать по вопросам, потом сделать выводы.
Команда «Знатоки»
Что такое Рубль?
Рубль – денежная единица равная 100 копейкам.
Версия происхождения от слова рубить – в
древности рубили на части серебряный прут и
расплачивались этими частями. Первый рубль в
виде монеты появился в 1654 г.
Что значит Трудовой?
Трудовой – заработанный трудом, работой.
Вопросы по рис. 1:
Почему лицо у мальчика сердитое?
(потому что приходится просить деньги у мамы и, вероятно, не в первый раз)
Вопросы по рис. 2:
На что потратил мальчик деньги? Почему он не
обращает внимания на то, что теряет конфеты?
(потратил на большое количество сладостей, не замечает потерь, потому что не заработал деньги, не знает им счет).
Вопросы по рис. 3:
Что делают дети?
Как часто вы помогаете взрослым?
Почему дети радостные на рисунке?
(Девочка и мальчик гребут красивые листья в саду. Я часто помогаю маме. Потому что им папа обещал деньги.
Вопросы по рис. 4:
Зачем и почему деньги дети складывают в копилку?
(Чтобы скопить и купить понравившуюся игрушку)
Вопрос 5: какая ситуация вам больше нравится? Почему?
Вывод: Рубль - трудовой, потому и дорогой (деньги зарабатываются трудом, но
зарабатывать посильным трудом могут и дети. Когда сам зарабатываешь деньги, то
тратишь их бережно, стараешься не расходовать зря).
Труд – основа доходов!
Команда «Почемучки»
Что такое «нажить деньги?»
Нажить деньги – приобрести своим трудом, скопить.
Что такое «прожить деньги?»
Прожить деньги - потратить, растратить зря
Что такое «карманные деньги?»
Карманные деньги – деньги, которые есть у
каждого члена семьи для своих личных расходов.
Вопросы по рис. 1:
Кем работает папа?
Работа врача-хирурга тяжелая
или легкая?
Какая ответственность лежит на врачах?
(1. Папа работает врачом – на рисунке он оперирует больного. У него очень тяжелая работа. На нем лежит ответственность за жизнь людей)
Вопросы по рис. 2:
Папа дает дочке деньги – о чем она мечтает?
Что бы вы сделали с деньгами, которые дают родители?
(Папа дает дочке купюры – у нее над головой облака-мечты: куклы, конфеты,
телефон.
Я бы их скопила и купила бы маме украшения)
Вопросы по рис. 3:
Кем работает мама? Что она делает на рисунке?
Трудно ли работать учителем? Почему?
(Мама – учитель в школе. На рисунке она проверяет огромную стопку тетрадей.
Работать учителем трудно. Ей по вечерам приходиться долго засиживаться и проверять тетради).
Вопросы по рис. 4:
Мама дает мальчику деньги – как он мечтает их потратить?
(Мама дает мальчику купюры – у него над головой облака– мечты: большая копилка, дарит маме цветы, велосипед.
Вопрос 5: Как можно правильно распорядиться карманными деньгами?
Вывод: Не легко деньги нажить, а легко прожить (люди трудятся в разных сферах, на разных работах и зарабатывают порой очень тяжелым трудом. Деньги,которые достаются без труда тратятся часто на ненужные и пустые забавы)
Не легко деньги нажить, а легко прожить!
Ведущий:
Ну вот, игру заканчивать пора.
Мы все надеемся, что с ней,
Вы стали чуточку умней,
Узнали много новых слов,
И много всяких всячин,
И если вы запомнили их,
Не зря ваш день потрачен!
Подведение итогов.
Итоги подводят жюри.
Участники награждаются дипломами.