Оксана Щеглова
Игра в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Игра в дошкольном возрасте
Значение игры в жизни ребёнка очень велико! Как ведущая деятельность для дошкольника она влияет на физическое, умственное и нравственное развитие малыша.
Прежде всего она совершенствует воображение и образное мышление ребёнка. Играя, дошкольник воссоздает интересные ему жизненные ситуации с помощью условных действий.
Темочки:
В этой деятельности развивается и личность малыша. В игре он примеряет на себя различные роли, воспроизводя поступки людей, проникается их целями и желаниями, сопереживает. Так дошкольник постигает, каким образом строятся отношения в обществе, и стремится к самовыражению.
Происходит познавательное развитие детей, так как занятия расширяют кругозор и представления малышей об окружающем мире.
Прокачиваются внимание и память, логика, наблюдательность и речь. Играя, ребята сравнивают предметы по размеру и форме, назначению и цвету, учатся определять свойства их материалов.
Улучшается физическое состояние, так как удовлетворяется детская потребность в движениях. Они становятся более точными и уверенными.
Игра улучшает речь дошкольников, ведь практически каждый сюжет и роль требуют общения. Также активно обогащается словарный запас ребят.
Развиваются нравственные качества детей: смелость, доброжелательность, искренность и честность, решительность и др. С помощью игры у детей формируются навыки общения, потому что большая часть игр требует работы в команде.
Период 3-7 лет очень важен в становлении личности ребёнка. За эти четыре года малыши активно знакомятся с миром и окружающей средой, социализируются, закладывая отношение к людям и труду. В это время формируется характер, привычки и предпочтения, прокачиваются навыки.
Часто игра становится для ребёнка способом справиться со своими трудными переживаниями, через игру, ребенок может выразить свои чувства: страха, гнева, обиды, печали, стыда, это особенно важно для детей. Если ребенок боится темноты, он может играть в игру, в которой он сажает свои игрушки в тёмные места, и потом утешает их и говорит, что это не страшно: таким способом ребенок справляется со своим страхом. Также, через игру ребенок учится управлять своими эмоциями и контролировать их.
Игра приносит удовольствие, радость и массу других положительных эмоций – и значение этого нельзя недооценивать ( ведь даже для взрослых положительные эмоции очень важны: они поддерживают нас, помогают нам развиваться и смотреть на жизнь позитивно). Также, через игру ребенок учится гордиться своими успехами, что поддерживает его самооценку. А адекватная самооценка – залог полноценного развития личности.
Н. К. Крупская утверждала, что для детей игра – это и учеба, и труд, и способ познания окружающего мира. Играя, ребенок изучает форму, цвет, свойства вещей, знакомится с животным и растительным миром. Педагог полагала, что игра всецело отвечает потребностям ребенка, воспитывает многие положительные качества: оптимизм, активность воображения, любознательность, инициативность. Она считала, что игра развивает не только ум, но и органы чувств, мускулатуру. Особое внимание Н. К. Крупская уделяла изучению игры как воспитателя коллективистических чувств. Она утверждала, что в игре ребенок учится справляться с трудностями, познает окружающие явления и предметы, ищет выходы из сложившихся ситуаций. Подобные игры формируют настоящих организаторов, которые стремятся к своей цели и увлекают за собой остальных. Н. К. Крупская считала, что нужно давать свободу инициативе и творчеству детей. Кроме того, она акцентировала внимание на том, что «нельзя шаблонизировать игры». В самостоятельных играх не следует навязывать содержание игры. Однако стоит отметить, что необходимо отклонять опасные игры, способствующие появлению отрицательных впечатлений.
А. С. Макаренко поддерживал и развивал идеи Н. К. Крупской по данному вопросу. Он, в свою очередь, придавал игре огромную значимость в воспитании и развитии ребенка. Макаренко утверждал, что ребенок, играя, показывает, каким он может быть в труде. Поэтому «воспитание будущего деятеля» проистекает именно в игре. Важно отметить, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого человека работа; в игре формируются такие физические и психологические навыки, которые в дальнейшем будут нужны для работы. Это инициативность, умение побеждать трудности, терпеливость, творческие способности.
Сюжетно-ролевые игры
Такая игра - одна из основных и первых у малыша - положительно влияет на развитие речи. В процессе ребёнок разговаривает вслух, например, с роботом или куклой, отвечает за себя и за него, звукоподражаний видам транспорта, голосам животных, природным явлениям и т. д. В сюжетно-ролевой игре дошкольник примеряет на себя роли взрослых, воспроизводя и комментируя типичные жизненные сценарии: “Мама печет пирог”, “Воспитатель играет с детьми”, “Брат делает уроки” и др.
Чтобы такие занятия были результативными для развития речи, обеспечьте малыша разнообразными игрушками: куклами и одеждой для них, фигурками животных, наборами посуды, мебели, машинками разных типов. Отлично подходят готовые профессиональные наборы “доктора”, “парикмахера”, “для уборки”, “повара”, “стоматолога”, “слесаря” и др.
Игры на основе сказок
Их можно условно назвать направлением сюжетно-ролевых игр. Только в процессе отражаются не произвольные истории, а сценарии любимых мультфильмов и сказок. Иногда они плавно перетекают в театрализованные представления, когда за действием наблюдают зрители. В таких случаях подобные забавы также учат дошкольников общаться с публикой, преодолевать смущение, выразительно и чётко говорить.
Строительные игры
Позволяют ребятам задействовать воображение и фантазию чтобы с помощью различного строительного материала (конструктор, кубики, гайки, шурупы и др.) создать необычные конструкции. Очень популярны сейчас занятия робототехникой, которые можно назвать строительными играми. Они будут интересны дошкольникам любого пола.
Дидактические игры
Они создаются взрослыми с воспитательной целью. Но эти образовательные задачи скрыты от участников и внедряются через правила и игровые действия.
Такие игры специалисты называют “рубежными”, поскольку они предваряют переход к обучающей деятельности и развивают познавательную активность дошкольников и их речь.
Для дидактических занятий взрослый создает учебную задачу, которую оформляет в занимательную игровую форму. Детей привлекает активность и возможность проявить себя и выиграть. А сделать это они смогут, лишь выполнив все игровые условия.
Настольные игры
К настольным играм для детей относят задачи с картинками, сюжетные домино, мозаики, лото, викторины различного содержания, а также активные занятия, которые требуют сноровки и усидчивости (“Попади в цель”, “Волчок” или “Бирюльки”, например).
Для этого задействуются группы по 2-4 человека, в отличие от сюжетно-ролевых и строительных игр. Появляется состязательный характер, желание сделать быстрее и победить.
Настольные игры очень эффективны: расширяют кругозор, учат быть внимательным, точным и терпеливым, проявлять смекалку, чётко следовать правилам, предугадывать свои действия и движения соперников. Обычно ребята получают много удовольствия от таких занятий.
Подвижные игры
Каково же значение подвижных игр для детей? Они положительно влияют на здоровье дошкольников, особенно если занятия проводятся на свежем воздухе.
У детей развивается точность движений, появляется выносливость, формируется организованность, настойчивость, целеустремленность и желание побеждать. Найдётся место и волевым качествам, пригодится и смекалка. А ещё в играх с мячами, скакалками, обручами и другими предметами спортивного инвентаря ребята прокачивают навыки пространственного мышления и закрепляют понятия “вверх и вниз”, “высоко и низко”, “близко и далеко”.
Дошкольники также учатся быстро ориентироваться в пространстве, воспринимать информацию на слух и четко следовать инструкциям.
Рифмованные строчки считалок совершенствуют речь малышей и расширяют словарный запас.
Когда вы организовываете подвижные игры, помните, что их главная задача - развитие движений, поэтому рассчитывайте, что активность должна быть на первом месте.
Компьютерные игры
У наших детей, в отличие от нас, есть персональный компьютер, в котором находится немало игр. Эти электронные “приключения” не требуют больших усилий, ведь нажимать на клавиши и двигать мышкой не так сложно.
Чтобы освоить простейшие команды на устройстве, малышам требуется время и внимание, но когда процесс освоения завершён, переключать дитя на другие виды игр становится порой непосильной задачей.
Разумеется, не следует полностью запрещать ребенку пользоваться гаджетами и создавать запретный плод. Тем более мы сами уже не представляем жизни без техники и умных помощников. Родителям необходимо контролировать содержание игр на компьютере и их длительность, обязательно чередуя их с другими видами активностей.
Так как же играть с ребенком?
Чтобы суметь увлечь ребенка игровой деятельностью, необходимо выполнять некоторые рекомендациями:
Относитесь к ребенку на равных. Не стоит допускать сюсюканий. Не выполняйте игровые действия вместо малыша, а предлагайте ему самому попробовать или включиться в совместную деятельность.
Отдавайтесь игре так же полноценно и увлеченно, как и ребенок.
Не диктуйте правила игры! Тактично руководите ее ходом, направляя действия ребенка в правильное русло.
Старайтесь использовать поменьше запретов.
Давайте малышу возможность проявлять самостоятельность и инициативность.
Ни в коем случае не исправляйте результаты игровой деятельности ребенка со словами: «Сейчас я тебе покажу, как надо делать».
Предлагайте различные виды игр.
Позволяйте использовать для игры предметы домашнего обихода.
Создайте в доме игровой уголок, помогайте поддерживать в нем порядок.
Есть определенный алгоритм вовлечения детей в игровую деятельность. Если детям предлагается новая игра, с условиями которой они не знакомы, необходимо объяснить и показать, как в нее играют. Сначала взрослым отводится роль ведущего, а затем они становятся просто партнером по игре.
Следует помнить, что играть нужно вместе с ребенком, а не вместо него!
Ответственное и правильное отношение родителей к организации игровой деятельности детей, делает ее действительно содержательной и полезной, превращает игровые забавы в мощный инструмент воспитания, помогает в ходе игры привить дошкольникам интерес к получению знаний, сформировать у них модели отношений и поведения в социуме. Благодаря игре обогащается внутренний мир ребенка, развивается его личность.
Развитие игровой деятельности дошкольников в ДОУ по ФГОС https://referats.help-stud.ru/razvitie-igrovoi-deyatelnosti-doshkolnikov.html