Елизавета Почтовик
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие по стране Развитие речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-путешествие по стране «Развитие речи»
Дошкольный возраст – самый благодатный период в жизни человека, когда интенсивно развиваются основные психические процессы: мышление, внимание, память, речь, закладываются главные качества личности. Родителям нужно понимать, что ребенок, безусловно, овладеет речью, но насколько быстро и хорошо - будет зависеть от окружающих людей. Поэтому просто необходимо, чтобы с раннего возраста близкие люди активно развивали и обогащали речь малыша. Среди других самым действенным средством в этом деле являются дидактические (развивающие) игры для развития речи.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Путешествие по стране Развитие речи“» размещена в разделах
Чтобы правильно организовать игры по развитию речи в домашних условиях, родителям желательно познакомиться с особенностями дидактических игр и их отличием от других видов. Одновременно понять, по каким направлениям идет развитие речи у дошкольников.
Дидактическая игра – это не любые действия с учебным материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему : Игра-путешествие по стране «Развитие речи»
Цель:
-закрепить навыки правильного звукопроизношения, внимательно слушать, добиваться полного ответа детей на вопросы.
Задачи:
Обучающие:
- Совершенствовать навыки коммуникативного общения,
- Упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательных слов;
Развивающие :
-Развивать диалогическую связную речь, образное представление;
-Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;
Материалы: Гномик, сундучек, письмо, мяч.
Ход занятия
Организационная деятельность
Логопед: Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну «Развитие речи». Для начала давайте поздороваемся друг с другом! (Дети становятся в круг и произносят стихотворение)
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами.
Логопед: Отлично, ребята! Давайте закроем глазки и представим, что мы на воздушных шариках отправляемся в путешествие.
- Ой, посмотрите, кто к нам пришел. (появляется Гномик)
Гномик: Ребята, привет! Мне нужна ваша помощь. Я потерялся и не могу найти дорогу в страну «Развитие речи», вы мне поможете найти дорогу?
Дети: Да!
Логопед: Гномик, мы рады тебе помочь! Ой, смотрите, что это за сундук? (логопед достает сундук). Нам, наверное, необходимо найти ключик от него, чтобы найти карту страны.
Гномик: Да, все верно! Ребята, а кто из вас знает, какое сейчас время года? Давайте сыграем в игру «Какое время года?» и тогда мы сможем найти ключик от сундука.
Дидактическая игра «Какое время года?»
Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Гномик: Дети, давайте отгадаем загадки.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою! (А. Плещеев)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я. (Осень)
Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез. (Туча)
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня. (Зима)
Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными
Нивами стоит,
И подсолнух зернами
Черными набит. (С. Маршак)
Логопед: Ребята, какие вы молодцы!
Гномик: Да, вы мне очень помогли! Смотрите, появился волшебный ключик от сундука. Давайте попробуем его открыть. (Открыть сундук и найти в нем карту страны «Развитие речи»).
Логопед: Ребята, смотрите, что есть в сундуке. Это карта страны «Развитие речи»! Давайте посмотрим, куда нам дальше направляться.
(Гномик разглядывает карту)
Гномик: Дети, нам надо отправится к веселому Язычку и он нам покажет дорогу. (Появляется веселый Язычек)
Веселый Язычек: Ребята, привет! Чтобы я вам показал дорогу, нам надо вместе с вами сделать артикуляционную гимнастику. Вы готовы?
Дети: Да!
Артикуляционная гимнастика
Жил веселый язычок.
Наш веселый язычок
Окошко открывает
Начинает он денек,
Зарядку выполняет.
«Чистим зубки»
Зубки чистить он пошел
Тщательно, старательно,
Чтоб красиво говорить
Зубки чистим обязательно.
«Блинчики» - «Вкусное варенье»
Для себя и для друзей
Блинов решил постряпать
Блины с вареньем
Вкусное угощение
«Качели» - «Футбол»
А закончив все дела,
Побежал во двор гулять,
Покачался на качелях
Поиграл в футбол
«Часики»
На часики взглянули,
Часы нам подмигнули
Нам во двор идти пора
Ждут помощника дела
«Хоботок»
Слоник трудится с утра,
Цветочки поливает
Другу мы поможем
Цветы польем мы тоже.
«Парус»
Ветер дует, ручеек волнует,
Парус надувает, лодку подгоняет.
Ветерку поможем
Подуем мы тоже
«Маляр»
Дядя Федор – наш маляр
Красит он заборы
Мы ему помогаем
Потолок обновляем
«Лопатка»
Язычок не ленись,
А давай скорей трудись.
Ты лопатку бери
И во двор быстрей беги.
«Маятник»
Там лопаткой поработай
Снег скорее убирай
Влево, вправо разгребай
Торопись, не зевай.
«Горка»
Все мы снегу очень рады
Горку строить детям надо,
Ну, а с горки – ух!
И захватывает дух
Веселый Язычек: Дети, вы такие молодцы! Выполнили все упражнения и теперь я вам покажу дорогу в страну «Развитие речи». (Язычек показывает дорогу Гномику).
Гномик: Язычек, спасибо тебе, ты нам очень помог. А мы отправляемся дальше. (Гномик рассматривает карту и видит, что нужно пройти через ферму).
Логопед: Ребята, посмотрите, мы с вами попали на ферму. Давайте узнаем у пастуха дорогу. (Появляется пастух)
Гномик: Добрый день, мы хотим попасть в страну «Развитие речи», но мы заблудились. Поможете нам найти дорогу?
Пастух: Конечно, помогу. Но вы должны со мной поиграть в игру «Кто чей детеныш?», готовы?
Дети: Да!
Дидактическая игра «Кто чья мама?»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.
Пастух: Ребята, какие вы молодцы! Вы справились с заданием. Гномик, держи подсказку. Вам нужно идти в город Правильное звукопроизношение, там вы встретите Звук и Букву, они точно знают, где находится страна «Развитие речи».
Гномик: Спасибо! Дети, отправляемся в путешествие!
(По дороге дети встречают Звук и Букву)
Логопед: Ребята, смотрите, кто это! Это же Звук и Буква, а-ну ка, подскажите мне, чем отличается звук от буквы? (Звук мы слышим, букву пишем).
Дети отвечают.
Логопед: Совершенно верно!
Гномик: Звук и Буква, привет! Подскажите нам дорогу в страну «Развитие речи».
Звук и Буква: Привет, ребята! Мы вам подскажем, но для начала давайте поиграем.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик).
Звук и Буква: Ребята, какие вы молодцы! А давайте сыграем в еще одну игру, ведь у вас так все хорошо получается.
Дидактическая игра «Один-много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята.
Звук и Буква: Какие же вы молодцы! Гномик, держи подсказку. (Передают Гномику счетные палочки)
Гномик: ой, ребята, наши счетные палочки рассыпались, давайте их соберем.
Физкульминутка
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Гномик: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Где спрятался звук». Но что это за звук вы узнаете, отгадав загадку.
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт —
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
Длинное хвостище, рыжее волосище, сама хитрище. (Лиса)
Логопед: Так, ребята, какой же звук спрятался в словах Ласточка, Сосулька, Лиса? Правильно, звук С! Давайте длительно произнесем звук С ССССССССССССС.
- Какой звук мы с вами сейчас повторили? (звук С).
Гномик: Дети, вот мы и оказались в стране «Развитие речи». Мы справились со всеми заданиями и помогли мне оказаться дома. А вам пора возвращаться в детский сад. Закройте глазки и представьте, как вы на воздушных шариках возвращаетесь в группу. Спасибо за помощь.
Логопед: Ребята, вот мы и оказались в нашем детском саду.
Итог занятия : Что вам больше всего понравилось в путешествии? Что было сложнее всего выполнять?