лена шаброва
Игра-путешествие «На помощь гномам»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-путешествие «На помощь гномам»
Цель - ознакомление детей старшего дошкольного возраста со звуковым анализом слов на примере слова АУ, посредством использования каврографа Ларчик.
Задачи:
-вовлечь детей в игровую ситуацию, посредством использования каврографа Ларчик; развивать навыки общения;
-познакомить детей со схемой звукового состава слова;
-учить делать звуковой анализ слова ау;
-развивать фонематический слух, умение называть первый звук в слове;
-воспитывать у детей стремление оказывать помощь, проявлять доброжелательность.
Публикация «Игра-путешествие „На помощь гномам“» размещена в разделах
Ход организованной образовательной деятельности:
Организационный момент.
Дети заходят в группу, здороваются с гостями, встают в круг.
Воспитатель: Ребята, а у нас сегодня гости. Поприветствуем всех хорошими словами:
С добрым утром! С новым днем!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай,
День хороший начинай!
Ребята, скажу вам по секрету, гости пришли к нам неспроста. Им очень хочется вместе с нами побывать в гостях у Гномах, и послушать новую историю о них. Ну как? Возьмем их с собой! (да).
К детям присоединяются гости и все вместе произносят слова:
«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.
Вокруг себя повернёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
Глаза закроем, скажем: «Ах!»
И окажемся в гостях».
Дети садятся за столы перед коврографом, гости располагаются рядом.
Воспитатель начинает рассказывать новую историю про Гномов.
Однажды, братья гномы - Белыш и Сержик отправились в гости к гному Чернышу, чтобы поздравить его с днем рождения. Они взяли с собой подарки. Сложили их каждый в свои корзинки и пошли. Но, вот беда, они до сих пор еще не пришли. А в волшебном лесу много разных тропинок, и Гном Черныш стал переживать, что братья могли заблудиться. И просит нас помочь найти Белыша и Сержика.
Воспитатель: Ребята, вам хотелось бы найти наших друзей?
Дети: Да!
Воспитатель (задумчиво) : Кто бы мог нам помочь.
Дети. Ворон Метр!
Воспитатель: Правильно. А вот и он (выставляет персонаж Ворона Метра, рядом с Вороном бумажный конвертик).
Воспитатель: Ворон Метр мне сказал, что готов нам помочь, если мы выполним его задания.
Воспитатель: Ну как? Вы готовы, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель читает первое задание:
1. Какое слово кричат, когда кто-нибудь заблудится в лесу?
Дети: ау!
Воспитатель: Правильно, ау! Давайте громко произнесем это слово, может быть, нас услышат гномы?
Дети четко и протяжно произносят слово «Аааууу!» (2 раза).
Воспитатель (прислушивается) : Нет, никто не отзывается.
Выполняем второе задание Ворона Метра.
2. Из каких звуков состоит это слово, и сколько их?
Воспитатель: Послушайте, как я произнесу это слово ( произносит слово с интонационным выделением первого звука: ааау).
Теперь вы произнесите так же (3-4чел.)
Воспитатель: Скажите, какой первый звук вы слышите в слове?
Дети: звук а.
В. Правильно. Звук а. Нарисую для этого звука домик – квадрат. Когда мы его произносим, то нам во рту ничего не мешает – ни зубы, ни губы. Мы его можем очень долго тянуть, и даже пропеть. Давайте еще раз попробуем его протянуть (дети протяжно произносят звук а).
Такой звук называется гласным. И он обозначается красным цветом (ставит красный кружочек в квадратик).
Воспитатель: Найдите у себя красный кружок и поставьте его в первую клеточку.
Воспитатель: Боря, какой звук ты поставил в клеточку?
Ребенок. Звук а.
Воспитатель: Теперь послушайте и скажите, какой второй звук в слове ( произносит слово с интонационным выделением второго звука: аууу).
Дети. Звук у.
Воспитатель: Верно, звук у. Для него я рисую тоже домик-квадратик.
Воспитатель: Произнесем этот звук все вместе.
Дети. Ууу!
Воспитатель: Нам, что нибудь мешало во рту, когда мы произносили этот звук?
Дети. Нет.
Воспитатель: Значит это тоже гласный звук. Обозначим его красным кружочком.
Воспитатель помещает красный кружок во вторую клеточку.
Воспитатель: Поставьте кружок красного цвета во второй квадратик.
Воспитатель: Леночка, какой звук ты поставила во второй квадратик?
Ребенок. Звук у.
Воспитатель: Правильно, звук у.
Воспитатель: Сколько же звуков в слове ау?
Дети: Два звука.
Воспитатель (показывает на клетки) : первый звук, звук а; второй звук, звук у.
Воспитатель: Если я произнесу звуки друг за другом, плавно (ведет указкой под клеточками, то прочитаю слово ау.
Воспитатель: Прочитаем слово еще раз.
Дети вместе с воспитателем хором читают слово ау, в соответствии с движением указки под схемой, 2-3раза. Потом 2-3 ребенка «читают» самостоятельно.
Воспитатель: Ребята мы выполнили и второе задание Ворона Метра. Узнали сколько звуков в слове, и какие это звуки. То есть мы провели звуковой анализ слова ау. Это слово «коротенькое», но какое нужное. Многих людей из беды выручило, не дало заблудиться.
Воспитатель: Трудное было задание? Предлагаю немного отдохнуть.
Проводится физминутка.
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Когда дети рассаживаются по местам, воспитатель открывает фигурки гномиков.
Воспитатель: А где же Сержик и Белыш? Да вот же они! Только почему то немного грустные. В чем же дело?
Воспитатель: Ребята, куда пошли гномики? (на день рождение к Чернышу). Что они несли в корзинках? (подарки). А где же подарки? Кто - то их высыпал на траву и все перемешал. Как вы думаете, кто это мог сделать?
Дети: Незримка Всюсь!
Воспитатель: Что будем делать? Как поможем?
Дети: Нужно разложить подарки по корзинкам.
Воспитатель: Правильно! В корзинку Сержика мы положим подарки названия, которых начинаются со звука а, а в корзинку Белыша, подарки со звука у.
Дети, по-одному, берут картинку, определяют первый звук в слове и помещают в корзинку гномиков.
Воспитатель: Вы справились с заданием, разложили все подарки по корзинам. Ребята, гномы благодарят вас за помощь, что вы им помогли. Теперь они быстро дойдут до своего друга Гнома Черныша. Ну а нам пора возвращаться в детский сад. Выходим все из-за столов, встанем в кружок. Чтобы мы смогли быстро вернуться в детский сад, гномы подарили нам волшебную палочку. Закрывайте глаза.
Воспитатель делает круговые движения палочкой и произносит слова:
Палочка, раз, два, три!
В группу нас перенеси!
Воспитатель: Открываем глазки. Вот мы снова в нашей группе. Ребята, вам понравилось помогать гномам? Давайте вспомним, что мы для них сделали? (ответы детей). А, кто помог найти гномов? (Ворон Метр).
- Что вам понравилось больше всего делать?
- Какое задание для вас стало наиболее сложным? (Ответы детей).
- Вы молодцы, справились со всеми заданиями. Благодаря вам гномики снова все вместе.