Марина Кретова
Роль развивающей игры в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Кретова М. Р.
Игра-обучение-развитие
Детский сад №68 «Ромашка», г. Старый Оскол
Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре проис-
ходит значительно успешнее, чем в занимательной деятельности. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры, ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия.
Знания, поданные в готовой форме и не связанные с жизненными интере-
Публикация «Роль развивающей игры в дошкольном возрасте» размещена в разделах
сами дошкольника, плохо им усваиваются и не развивают его. В игре же как раз ребенок сам стремится научится тому, что он еще не умеет. Однако огромные возможности развивающих игр (дидактических, игр с правилами и др., как правило, не используются. Репертуар таких игр охватывает узкий круг задач.
Развивающая игра-это не любые действия с дидактическим материалом и
не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.
Развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игро-
вой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, т. е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта:
1)познавательный, то есть то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действий с предметами хотим ему передать;
2) воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача кон-
кретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка.
Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вво-
дится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, т. е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным: не убеждать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определенное время, запомнить несколько предметов и пр. Игровой материал также побуждает
ребенка к игре, имеет важное значение для обучения и развития малыша и, конечно же, для осуществления игрового замысла. И, наконец важной особенностью игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.
Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каж-
дого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре.
Таким образом, в дошкольном возрасте развивающие игры содержат разно-
сторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности