Костикова Татьяна
Игра «Музыкальные картинки» для детей старшего дошкольного возраста и выше
▼ Скачать + Заказать документы
Данная игра предназначена для детей, уже способных хорошо различать оттенки эмоций в музыке (играю в это только со старшей и подготовительной группами)
Любителю музыки прекрасно известно, что автор музыкального произведения не столько стремится передать свои чувства и эмоции, сколько целостный образ, возникший в воображении.
Публикация «Игра „Музыкальные картинки“ для детей старшего дошкольного возраста и выше» размещена в разделах
Игра "Музыкальные картинки" позволит сделать прослушивание музыки детьми куда интереснее и направлена В ОСНОВНОМ на:
- Формирование способности воспринимать целостный образ, передаваемый музыкой
- Развитие воображения
- Интерес к произведениям искусства (музыкальным, а так же художественным)
- Выявление индивидуальных склонностей
Для игры были распечатаны более 300 разных изображений высокого разрешения, взятых из интернета, в том числе известных картин (формата близкого к A4 на матовой фотографической бумаге). Меньшая часть изображений отображают название/суть муз. произведений, доступных для прослушивания и понимания детям (типа "Лебедь" Чайковского, "Баба Яга", "Балет невылупившихся птенцов" Мусоргского, "Колокол" Э. Грига и мн. др, остальные изображения присутствуют для сравнения, отвлечения внимания, многие намеренно противоположны характеру муз. произведений, многие просто вызывают симпатию/интерес детей. В игре могут прослушиваться не только классические произведения, но и более современная музыка разных стилей т. к. знакомство с известными композиторами НЕ является основной целью данной игры. Для хранения была оформлена своеобразная "чудо-книга", сама по себе уже вызывающая большой интерес детей, в которой картинки до использования пребывают в файлах.
Фото книги и некоторых картинок в ней (все картинки выкладывать нет смысла - их действительно много):
В игре детям предлагается в процессе прослушивания муз. произведения рассмотреть картинки, одна из которых выбрана педагогом в соответствии с характером/названием прослушиваемого произведения, а остальные носят прямо противоположный характер, либо просто изображают что-либо не относящееся к данной музыке.
Картинки вынимаются из файлов и предварительно выкладываются на лавочку (либо, для удобства, на ковер зала, т. к. детям удобнее в процессе прослушивания рассматривать их сидя на ковре и имея возможность коснуться - это не причиняет вреда матовой поверхности фото). Количество выложенных картинок может быть любым (выкладывала, начиная от 5-и - далее зависит от способностей детей). Также далеко не всегда обязательно прослушивать муз. произведение до конца в данной игре (для экономии времени).
Ниже на фото просмотр картинок + прослушивание (в данном случае прослушивается Танго, детям надо распознать 2 инструмента: аккордеон и скрипку)
Когда картинки просмотрены детям предлагается сесть на стулья, раздаются строго индивидуальные картонные фигурки (за каждым ребенком группы закреплена индивидуальная форма значка, с помощью которых каждый из детей позже "проголосует" за верный по его мнению ответ на вопрос педагога "Что изображает музыка/как называется муз. произведение". До использования значки хранятся в индивидуальных коробочках. Значков в коробочках много и на каждом из значков написаны номерки 1-3, т. к. можно впоследствии (в зависимости от уровня развития детей) усложнять правила игры, прослушивая и сравнивая с помощью картинок до трех произведений, а также муз. инструменты по звучанию (фото муз. инструментов распечатаны в таком же формате как и картинки). Но сравнение нескольких произведений больше подходит для детей с высоким уровнем развития и посему цифры на значках мною использовались редко.
Фото индивидуальных значков в коробочках:
Значки разных детей с разных сторон
Когда значки розданы, детям предлагается прослушать то же муз. произведение, не отвлекаясь на картинки и подумать/представить что-либо под музыку. Далее в процессе "голосования" детей по очереди музыка не выключается - лишь делается потише.
Как только кто-либо из детей созреет для ответа (о чем он может оповестить поднятием руки, остальные дети закрывают глаза и слушают музыку уже с закрытыми глазами (чтобы не видеть, как "проголосовал" другой ребенок). Готовый к ответу выходит и кладет свой картонный значок ПОД нужную картину (опять же для того, чтобы никто не видел и ответы были действительно индивидуальными).
Ниже на фото финальное прослушивание: (в данном случае подготовительной группой прослушивается "Лебедь" Чайковского, набор картинок подобран в соответствии с уровнем развития детей)
"Голосование" детей: (в данном случае произведение называется "Лебедь" Чайковского, на фото подготовительная группа)
Когда все ответы даны, педагогом называется верный ответ (картинки по одной отодвигаются и всем становится видно, кто как "проголосовал") Индивид. форма значков позволяет выявить проголосовавших без ошибки, задать вопросы детям, положившим на картинку, совсем не соответствующую характеру музыки/картинку просто заинтересовавшую ребенка.
Ответившим верно полагался приз (кристаллик на выбор, фото ниже).
Максимум игра может длиться около 10 мин. - многое зависит от скорости ответов детей, при этом на прослушивание самой музыки и просмотр даже более чем 10-и картинок никогда не тратилось более 2-3 мин.
Сундучки с призами:
Некоторые из фоток инструментов:
ИТАК, АЛГОРИТМ ИГРЫ "МУЗЫКАЛЬНЫЕ КАРТИНКИ":
1. Постановка вопроса перед детьми, если нужно - его разъяснение
2. Просмотр картинок + прослушивание (не до конца произведения)
3. Раздача значков
4. Прослушивание на стульях без отвлечения на картинки, далее с закрытыми глазами
5. Голосование по очереди, либо по желанию
6. Вопросы, объявление правильного ответа
7. Разъяснение, итог, награждение
Снова фото "голосования":