Шевченко А.А.
Сценарий игры-квеста «Родной край»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование интереса к истории народов региона, их быту, к природе Югры, ее растительному и животному миру, традициям, бережного отношения человека к окружающей среде через вовлечение обучающихся в совместную деятельность с родителями.
Задачи:
развивать творческий потенциал обучающихся;
углублять знания обучающихся об истории народов региона, их быту, традициям;
воспитывать уважение и интерес к жизни народов Югры, к природе Югры;
прививать уважение к официальной символике Ханты-Мансийского автономного округа-Югры;
воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к совместному труду.
Темочки:
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2019
Подготовительная работа:
беседа о истории ХМАО-Югры;
рассматривание иллюстраций по теме;
чтение художественной литературы и словарная работа по теме;
подбор музыкальных произведений по теме;
подготовка атрибутов для квест - игры.
Материалы и оборудование: музыкальное оборудование, карточки с кроссвордом и загадками, шишки, мешки, карточки с картинками животных и их хвостов, шарики красного цвета, жерди деревянные, ткань, веревка, береста, обручи, удочки детские, рыбки из бумаги, ткань голубая, стаканы, вода, ложки, карточки с изображением птиц, символика ХМАО-Югры, карточки с правилами сочинения синквейна.
План мероприятия:
1. организационный момент;
2. станция "Гиральдика";
3. станция "Кладовая природы Югры";
4. станция "Пастбище";
5. станция "Зеленая тропа";
6. станция "Литературная Югра".
Организационный момент:
Давным-давно, в сказочное время, Птица-легенда "Тухлан войт" заспорили с Вещим вороном о том, кто больше пролетит, не опуская на землю. Поднялись в облака и в путь. Молча летел Вещий ворон, а "Тухлан войт" заливалась песнями. Нестрашны ей были не ветер, ни гроза, ни гром, ни град. Веселит себе душу. Почернел от зависти ворон, тяжело опустил чёрные крылья. А птица "Тухлан войт" до наших дней долетела, песнь с собой принесла, а в ней – жизнь, летящая на могучих крыльях времени – Времени добрых надежд и озарений разума…
А принесла нас эта песня в край дивный, где живут истинные знатоки и ценители природы, отличные рыбаки и охотники, ханты и манси.
В старину хантов называли остяками, а манси – вогулами. Это два близкородственных народа, их языки названы угорскими, поэтому и край наш называется Угра, или Югра.
Прошло с тех пор сотыр тал – тысяча лет, а может, и больше. Пришли потом на эту землю купцы русские стали дружно жить с местными народами.
В прошлом столетии в 1930 году на территории, заселённой остяками (ханты) и вогулами (манси) 10 декабря был образован Остяко-Вогульский национальный округ с центром в селе Самарово. Сейчас это Ханты-Мансийский автономный округ-Югра со столицей городом Ханты-Мансийск.
Наш округ большой, его площадь составляет 534,800 тыс. км2. Но кроме того, что он большой он еще очень красивый и богатый. Для того чтобы узнать какое богатство в себе таит наш край и чем занимаются его коренные жители я предлагаю вам отправиться сегодня в небольшое путешествие по родным уголкам. Для этого путешествия нам необходима карта. Я для вас ее приготовила, на ней отмечены пункты назначения, в которых мы будем останавливаться, а в конце нашего путешествия вас ждёт сюрприз (клад).
Ход мероприятия:
Югорский край-заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены,
Как добрый друг, хозяйка той земли,
Я вам в пути поддержку обещаю.
И в Край угорский всех вас приглашаю.
Воспитатель: я предлагаю вам разделиться на две команды и отправляться в путешествие где на каждой станции вы будете выполнять задания и за это получать подсказку для поиска клада.
Итак, отправляемся в путешествие и первая станция с которой мы стартуем называется "Гиральдика"
1 станция "Гиральдика"
Воспитатель: Ребята, каждый субъект России имеет свою историю и свои символы. Вот и наш Ханты-Мансийский автономный округ имеет свой гимн, флаг и герб.
Звучит гимн ХМАО-Югры.
Итак, 1 конкурс "Узнай герб ХМАО-Югры"
(Участникам каждой команды раздаются 3 иллюстрации различных гербов, в том числе и ХМАО-Югры. Задача каждой команды найти герб ХМАО-Югры).
2 конкурс "Флаг Югры"
Вывешивается плакат с флагом Югры и вопросом для конкурса
Вопрос: Что символизирует цвета флага Югры?
(Каждой команде раздаются ручки с чистыми листочками на которых они должны ответить на поставленный вопрос. Выигрывает та команда, у которой наибольшее количество правильных ответов).
Воспитатель: Молодцы ребята, я вижу, что вы знакомы с символами нашего родного округа.
За правильное выполнение заданий конкурсов на этой станции вы получаете 1 подсказку в поисках клада - КЛАД
Наше путешествие продолжается и следующая станция называется "Кладовая природы".
2 станция "Кладовая природы"
Воспитатель: Ребята, а вы знаете о том, что наш край очень разнообразен и богат растительным и животным миром, природными ископаемыми?
В 1 конкурсе на этой остановке мы проверим какие природные богатства Югры вы знаете.
1 конкурс кроссворд "Наше богатство"(Приложение 2,3,4,5)
(Каждой команде раздаются листочки с кроссвордом и загадками. За разгаданный кроссворд команды получают следующую подсказку).
Воспитатель: Молодцы ребята, вспомнили чем богат наш край, а сейчас мы с вами отправимся на другую сторону леса через болото, за шишками. Итак следующий конкурс называется "Собери шишки"
2 конкурс "Собери шишки"
(Каждой команде раздается по одному мешку. Необходимо с пустым мешком пробежать по кочкам (болото) взобраться на дерево (приподнятый мат) взять оттуда шишку, положить в мешок и отнести своей команде тем же путем назад, передавая эстафету следующему).
Воспитатель: Молодцы! Я вижу какие вы ловкие и умелые, никакие преграды вам не страшны! Настоящие сибиряки!
Ребята, а с какими животными нашего округа вам удалось повстречаться? (Ответы детей).
Все ли помнят как выглядят эти животные, а вот это мы сейчас и проверим в следующем конкурсе.
3 конкурс "Чей хвост"
(Каждой команде раздаются картинки с животными без хвостов и картинки с хвостами животных, задача каждой команды соединить животных с их хвостами).
Воспитатель: За правильное выполнение заданий в конкурсах на этой станции вы получаете 2 подсказку в поисках клада - В
Ребята, мы с вами выполнили все задания на этой остановке, будем двигаться дальше по нашей карте. Поехали!.
И следующая наша остановка "Пастбище".
Ребята, мы попали в гости к настоящим знатокам и ценителям природы. Это народ ханты и манси. А сейчас мы посмотрим где они живут и чем они занимаются.
3 станция "Пастбище"
Воспитатель: дети, а кто знает что такое чум? (Ответы детей)
Чум - это традиционное жилище конической формы, состоит из рамы, которая составляется из жердей и покрывается берёстой, войлоком или оленьими шкурами.
В следующем конкурсе мы с вами сделаем его своими руками, итак конкурс называется "Построй чум"
1 конкурс "Построй чум"
(Каждой команде раздаются жерди, веревка, материал. Задача каждой команды построить жилище ханта и всей командой туда зайти и расположиться).
Воспитатель: ребята, а вы знали, что самым распространенным материалом в быту у народов ханты это береста. Они искусно выделывают и сегодня самую разнообразную посуду из бересты для своих повседневных нужд и для продажи, изготовляют покрышки для летних жилищ - тиски, ночные колыбели (в отличие от дневных - из дерева).
Бересту ханты снимают с дерева три раза в году. Прежде чем из бересты что-либо делать, ее необходимо проварить. Иногда бересту так же проваривают в рыбьем жиру, и тогда она становится особенно прочной, не пропускает влагу и не делается хрупкой на морозе. Бересту в изделиях сшивают сухожильными нитками из жил оленя, лося, а иногда и волосяными нитками из конских хвостов. Прежде прокалывали бересту косточкой, а теперь обыкновенным шилом.
Хантыйские изделия из бересты отличаются особенно красивыми, разнообразными орнаментами. Итак, следующий наш конкурс называется "Сделай сам"
2 конкурс "Сделай сам"
(Каждой команде раздается береста (обработанная, ножницы, степлер, нитки, иголка (взрослому). Задача каждой команды сделать один предмет посуды из бересты).
Воспитатель: дети, а как в думаете, какое занятие в этих местах самое интересное и увлекательное? (Ответы детей)
Правильно! Это оленьи бега.
3 конкурс "Оленьи бега"
(Каждой команде раздаются обручи. Задача каждой команды, одеть несколько человек в обручи, держась друг за друга, создав тем самым упряжку из оленей, которой управляет капитан команды. Добежать таким образом до ориентира и обратно).
За правильное выполнение заданий конкурсов на этой станции вы получаете 3 подсказку в поисках клада - НАХОДИТСЯ
Воспитатель: итак, ребята, двигаемся дальше по нашей карте? Поехали.
(Дети и родители каждой команды передвигаются паровозиком по спортзалу).
Итак, наша остановка приближается. вот мы и приехали.
Станция "Зеленая тропа"
Воспитатель: ребята посмотрите, сколько зеленого леса нас окружает.
А кто знает как называется лес в котором преобладают хвойные деревья такие как: кедр, сосна, ели и т. д. (Ответы детей).
Для кого лес считается домом? (Ответы детей).
Воспитатель: наш округ богат лесом, изобилием животных, птиц.
А как вы думаете, кто главный враг животных и природы в целом (Ответы детей).
Каким образом человек разрушает природу? (Ответы детей).
Давайте вспомним правила охраны природы (Приложение 6).
Ребята, в нашем краю тоже есть животные, которых находятся на грани исчезновения и нуждаются в нашей защите. И первый конкурс на этой станции называется "Красная книга".
1 конкурс "Красная книга"(Приложение 7,8)
(Каждой команде раздаются разрезные картинки с изображением птиц занесенных в Красную книгу ХМАО-Югры (серый журавль, орлан-белохвост). Задача каждой команды собрать свою картинку и произнести название птицы).
Воспитатель: ребята, а кроме изобилия животных и лесов чем еще богат наш округ, какие природные ископаемые добывают в нашем округе? (Ответы детей)
Как вы думаете, зачем людям нужна нефть и газ? (ответы детей)
Дети, а вы знали о том, что добыча нефти и газа тоже может приносить вред экологии. Это такие случаи, когда нефть выливается на поверхность земли, уничтожая все живое. Так вот мы с вами сейчас будем в роли нефтяников которые очищают землю от нефтяных пятен.
2 конкурс "Спасем живое"
(Каждой команде раздаются ложки по количеству участников. Задача команд перенести воду (закрашенную черной краской) из ванночки на полу в стакан на другой стороне спортзала, передавая эстафету друг другу).
Воспитатель: ребята богатство нашего края - это не только бескрайние леса, полноводные реки, животные и т. д. Самое главное богатство нашего края - это люди.
Наши деды и прадеды сохранили для нас всю эту красоту. А теперь наша очередь - беречь, хранить, защищать родную природу. И мы с вами должны любить ее, беречь каждый кустик, дерево, травку, защищать, работать, трудиться, не давать загрязнять леса, реки, не допускать пожаров.
Воспитатель: за правильное выполнение заданий конкурсов на этой станции вы получаете 4 подсказку в поисках клада - ШАРИКАХ
Едем дальше. и последняя станция в нашем путешествии.
Станция "Литературная Югра"
Воспитатель: кто знает какими промыслами занимались ханты и манси? (Ответы детей) (рыболовство, охота, оленеводство).
Вот и мы с вами отправимся на рыбалку.
1 конкурс "Загадочная рыбалка" (Приложение 9)
(Участники каждой команды по одному с удочкой подбегают к имитированной речке, ловят одну рыбку на обратной стороне которой находится загадка, приносят ее в команду, разгадывают загадку. Далее бежит следующий участник и т. д.).
И в завершающем конкурсе вам нужно составить синквейн на тему "Моя Югра"
2 конкурс "Сочини предложение"
Правила сочинения:
1 строчка - 1 имя существительное
2 строчка 2 прилагательных (признаки)
3 строчка 3 глагола
4 строчка предложение из 4 слов
5 строчка 1 имя существительное ЮГРА
Воспитатель: в самом начале путешествия я вам обещала, что будет сюрприз-подарок. И за правильно выполненные задания вы получаете 5 подсказку в поисках клада – БАССЕЙНА
Чтобы найти клад – сложите предложение из тех слов, которые вы получали и вперед на поиски!
Поздравляю вас! Вот мы и вернулись с вами из нашего увлекательного путешествия. Я надеюсь, что оно вам понравилось и позволило каждому из нас ощутить себя частичкой такого прекрасного и удивительного края – Ханты-Мансийского автономного округа-Югра.
Всем спасибо!
Список используемой литературы:
1. Дудников Н. Е. Мой дом Север. - М., 1998
2. Ермакова Н. В. Времена Коды. Юбилейное издание. -Пермь. Издательство "Феликс".2006-352с.
3. Копцева Т. А. Природа и художник. - М. : ТЦ "Сфера", 2001.
4. Лукина Н. В. Мифы, предания, сказки ханты и манси. М. :Наука. 1990г. 568с.
5. Мартынова Е. П. Очерки истории и культуры хантов. М. 1998г. 235с.
6. Очерки истории Югры. 2000. Екатеринбург: "Волот". 408с.
7. Соловар В. Н., Морокко С. Д. Хантыйские загадки: под ред. Н. Б. Кошкаревой. Ханты-Мансийск, издательство "Н. И. К. ",1997, 24с.
8. https://etno-centr.hmansy.muzkult.ru/gil-10/
9. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1531499#.D0.9C.D0.BB.D0.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BF.D0.B8.D1.82.D0.B0.D1.8E.D1.89.D0.B8.D0.B5
10. https://coollib.net/b/442091/read
11. https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B1%20%D0%B8%20%D1%84%D0%BB%D0%B0%D0%B3%20%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BE%20%D1%8E%D0%B3%D1%80%D1%8B&pos=6&img_url=https%3A%2F%2Fds03.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F12ac%2F000542cb-f6892755%2Fimg10.jpg&rpt=simage
.