МААМ-картинки

Игра «Ковер дружбы» (1 фото)

Шарипова Алия Наилевна
Игра «Ковер дружбы»

ИГРА «КОВРИК ДРУЖБЫ» КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

ИГРА «КОВРИК ДРУЖБЫ»

КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

Игру провела воспитатель МБДОУ Усадский детский сад «Умные дети» Лаишевского района Шарипова Алия Наилевна

Игра «Ковер дружбы»

В процессе социально-коммуникативного развития дошкольник осваивает культурные традиции и ценности современного общества. Играя и взаимодействуя со сверстниками и взрослыми, он учится жить рядом с другими, брать во внимание их интересы и правила, а также обучается нормам поведения в обществе, то есть становится социально компетентным. Роль социально-коммуникативного развития возрастает из-за дефицита воспитанности, доброжелательности, доброты и речевой культуры социального

окружения ребенка. В рамках реализации ФГОС ДО в содержании образовательной деятельности более пристальное внимание должно быть отведено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития дошкольников. Основная цель социально-коммуникативного развития: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщениедетей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Актуальность развития социально-коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне возрастает с каждым годом. В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это зачастую выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку. Прослеживается сложность в умении сопереживать в печали и радоваться успеху собеседника. Роль педагога заключается в том, чтобы вовремя прийти на помощь, акцентировать внимание на таких ситуациях, а также создать необходимые условия для правильного развития воспитанников.

Стоит отметить, что большинство детей дошкольного возраста испытывают те или иные трудности в общении с окружающими, в особенности со сверстниками. Им тяжело по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже затруднительно ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не способны адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поддержать и установить контакт с собеседником. В результате дошкольники часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Тогда каким образом способствовать социально-коммуникативному развитию дошкольника? Конечно же, с помощью игровой деятельности. Она является потребностью растущего организма, ведь дети любят играть, для них игра имеет большой смысл.

Как говорил великий советский педагог и писатель В. А. Сухомлинский: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит напрямую через игру, так как она занимает ведущую роль в детской деятельности. Стоит отметить, что общение является самым важным элементом каждой игры. В момент игровой деятельности происходит эмоциональное,

социальное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и принимать участие в воображаемой социальной

жизни. Дети учатся избегать конфликты, правильно выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Чем старше ребенок, тем полнее и ярче его наблюдения окружающего мира, следовательно, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн утверждал, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, входя в роль, но и расширяет, углубляет, обогащает собственную роль. Управление игрой детей дает возможность влиять на их отношения и мировоззрение. Играя, ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает ориентироваться и понимать в причинах тех или иных поступков людей. Изучая систему человеческих отношений, дошкольник начинает осознавать свое место в ней.

Как правило, игра стимулирует всестороннему развитию познавательной сферы ребенка. Она способствует процессу произвольного поведения ребенка, становлению произвольной памяти, формирует внимание и мышление ребенка, а также творческое воображение. Проигрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает для себя новые грани окружающей его действительности. Игра создает реальные условия для запуска многих навыков и умений, которые нужны для успешного перехода к учебной деятельности. Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими. Коммуникативные игры являются самым простым и эффективным способом развития навыка общения у детей дошкольной возрастной категории.

Важно, чтобы старшие дошкольники легко владели речью, могли входить в контакт с людьми, умели качественно общаться в различных ситуациях, строили конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т. д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее обретенную информацию. Это способствует адаптации к условиям школьной жизни, и, следовательно, к социальной активности личности в целом, которая способна самореализоваться.

Игровая деятельность детей давно используется в целях воспитания. В дошкольной педагогике игра рассматривается с разных сторон:

1) как средство образовательной работы, которое может дать дошкольникам определенные знания, умения, развить ранее отмеченные способности и качества;

2) как форма организации жизни и деятельности дошкольников в свободно избранной и протекающей игре.

Для реализации задач социально-коммуникативного развития старших дошкольников со сверстниками необходимо обеспечить среду (специально организованную, педагогически целесообразную и адаптированную к современным детям, в которой бы формировался механизм поведения каждого ребенка от наблюдения к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки.

В современных детских садах больше внимания уделяется авторским играм педагога. Именно эти игры, выполненные своими руками, приносят больше позитивных идей в повседневной работе с детьми. В копилке детского сада есть различные авторские игры по социально-коммуникативному развитию, которые помогают детям разрешить проблемные ситуации между сверстниками. Одной из таких игр является: «Коврик дружбы». Старший дошкольный возраст характеризуется возрастанием произвольности повеления и психических процессов – внимания, памяти, восприятия. Детей начинают интересовать человеческие морально-этические отношения и нормы поведения больше, чем жизнь животных или явления природы. Для них становится важным общение, как с взрослыми, так и со сверстниками. И для создания благополучной атмосферы в группе мы используем игру «Коврик дружбы».

Цель игры:

1) преодоление эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста;

2) создание положительного эмоционального климата в группе;

3) обеспечение позитивного отношения ребёнка к взрослым и сверстникам;

4) организация систематической работы по коррекции и развитию эмоциональной сферы детей;

5) формирование дружеских взаимоотношений, способствовать сплочению детского коллектива;

6) формирование у детей умения разрешать конфликтные ситуации с помощью «мирилок», бесед, разрешения проблемы и анализа своих поступков.

7) воспитание уважения и доброжелательности друг к другу.

Задача коврика заключается в том, чтобы научить ребенка (через игру или сюжет) говорить друг с другом, договариваться. Суть игры заключается в следующем: поссорившиеся дети встают на коврик рядышком, сцепляют мизинцы и, глядя друг другу в глаза, говорят стишок-мирилку, придумывая свой сюжет, сказку. Детям очень нравится такой доброжелательный и в то же время весёлый ритуал. Обиды проходят сразу же, а на смену им появляется улыбка.

«Коврик дружбы» содержательно насыщен, функционален, вариативен; он полностью доступен для воспитанников и безопасен в использовании. Стоит отметить, что коврик с легкостью трансформируется и может применяться в любой зоне группового пространства: в речевой, познавательной, двигательной, изобразительной. «Коврик дружбы» актуален в любом виде детской деятельности.

Материал изложен в соответствии с основными закономерностями психического развитии ребенка, со становлением его потребностей и интересов, адекватных полу и возрасту способов поведения, с возможностями отражения и применении имеющихся знаний и различных, актуальных для дошкольного детства видах деятельности.

Подводя итог, хочется отметить, что основная задача современной дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы из её стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но также обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качества, необходимые для социальной адаптации, в том числе к обучению школе.

Литература

1. Гладкова Ю. А. Мониторинг выполнения задач образовательной программы по социально-коммуникативному развитию // Ребенок в детском саду. 2015. № 3. С. 2-10.

2. Мальгина Е. В. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

3. Коломийченко Л. В., Чугаева Г. И. Дорогою добра. Занятия для детей 5-6 лет по социально коммуникативному развитию и социальному воспитанию. М. : Сфера, 2018. 192 с.

4. Родионова Л. А., Пазухина С. В. Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников как одно из приоритетных направлений образования детей // Аспекты и

тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, декабрь 2017 г.). СПб. : Свое издательство, 2017. С. 63-65.

Публикации по теме:

Аппликация «Осенний ковер» (подготовительная группа)Аппликация «Осенний ковер» (подготовительная группа) Аппликация на тему «Осенний ковер». Подготовительная группа. Листья улетели Вслед за птичьей стаей. Я по рыжей осени День за днём скучаю.

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию «Цветок дружбы» в подготовительной группеДидактическая игра по патриотическому воспитанию «Цветок дружбы» в подготовительной группе Цель: Закрепить знания детей по теме:Россия - многонациональная страна. Задачи: Формировать у детей знания о разнообразии и уникальности.

Фотоотчет о проведении праздника Дружбы в Международный день ДружбыФотоотчет о проведении праздника Дружбы в Международный день Дружбы Аристотель сказал: «Друг - это одна душа, живущая в двух телах». Дружба, пожалуй, одно из самых светлых человеческих чувств. Как и любовь,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игра «Ковер дружбы»
Опубликовано: 30 июля 2024 в 14:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра «Ковер дружбы»» (включая файлы) размещена пользователем Шарипова Алия Наилевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.

28 июля. День Военно-морского флота РФ. Передвижка. «ВМФ России. Военно-морской флот»

В последнее воскресенье июля отмечается День Военно-морского флота Российской Федерации. Это профессиональный праздник всех, кто защищает морские рубежи нашей Родины.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД