Старкова Людмила
Игра «Калейдоскоп историй» для дошкольников и школьников в работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Игра для дошкольников и школьников в работе педагога-психолога
Для того, чтобы сказкотерапия с детьми проходила наиболее успешно, можно воспользоваться разнообразными помощниками в своей работе.
Одним из таких помощников в сказкотерапии может быть игра "Калейдоскоп историй".
Игра состоит из 49 окружностей разных размеров, разнообразной расцветки. Эти части являются пазлами больших кругов-мандал, которые можно собирать в процессе сочинения, рассказывания или анализа историй или сказок.
Публикация «Игра „Калейдоскоп историй“ для дошкольников и школьников в работе педагога-психолога» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2020
Эта игра может быть полезна в нескольких направлениях работы педагога-психолога :
1. Диагностика. При сочинении, вспоминании любимых историй человеком можно, опираясь на калейдоскоп историй, увидеть особенность психоэмоционального состояния человека, его потребности, его ценности, сценарий жизни, который он проигрывает или реализует в реальности.
2. Сочинение историй с применением стимульного красочного материала в образах символа мандалы.
3. Арт-терапия при создании картины из пазлов «сказочные мандалы» или при рисовании мандал.
4. Анализ историй, понимание их терапевтического эффекта.
Приведем пример одного из таких развивающих занятий.
Дети сочиняют свою сказку или историю. Затем рассказывают ее и создают красивую картинку своей сказки. Подбирают те пазлы, которые соответствуют сюжету из сказки и создают неповторимый образ их неповторимой сказки.
Таким образом, развивается внимательность, аналитическое мышление, память и творческое мышление.
Кроме того, сам процесс работы с пазлами этой игры хорошо развивает мелкую моторику у детей. Цветовое разнообразие пазлов имеет также терапевтический эффект. А сама круглая форма пазлов хорошо успокаивает и гармонизирует психо-эмоциональное состояние ребенка.
Данные пазлы состоят из разрезанных на несколько частей картинок разнообразных мандал. Разрезанные части мандал были заламинированы, подписаны с обратной стороны разнообразными сюжетами историй и сказок, и разложены по стопочкам по размеру.
Такая упорядоченность в пазлах очень удобна в работе и помогает быстро подобрать подходящие элементы как по размеру, так и по цвету. Также все элементы можно перемещать в хаотичном порядке, и тогда задачка создать рисунок сказки или истории будет сложнее, а также интереснее.
Совсем маленькие дети и дошкольники смогут подобрать правильные пазлы по словесным инструкциям педагога, а читающие дети могут самостоятельно найти необходимые пазлы по тексту. Например, на оборотных сторонах пазлов могут быть написаны особенности сюжета: кем является герой, большой он или маленький, что произошло в сказке, какой у сказки конец, добрый или грустный?
Таким образом, работа с любой историей или сказкой может быть более наглядной, живой, интересной, запоминающейся, при использовании стимульного материала "Калейдоскопа историй". Стоит отметить, что материал может быть подобран любой, тот, который удобен и интересен в игре. Это могут быть не только пазлы, но и кубики, части конструктора, машинки, игрушки и даже игровые камешки, из которых ребенок может составить узор или буквы и слова.
Сказка и история становятся более ощутимыми и наполнены творчеством и кинестетическими развивающими манипуляциями с разными предметами.