уд
Игра как средство социализации детей
▼ Скачать + Заказать документы
Основным направлением развития детей младшего дошкольного возраста является – социализация. Так к трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребенок развертывает самостоятельную игру, игра является основным средством социализации детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «Игра как средство социализации детей» размещена в разделах
Считается, что чем сложнее роль по своему социальному содержанию, тем больше знают о ней дети, тем более развита игра. Так в игре «дом», дети отображают содержание ролей «мамы», «папы», «ребенка». Этой позицией определяются и традиционно используемые методические приемы: ознакомление с окружающим (в основном с профессиями взрослых) и подбор игрушек-атрибутов для определенных профессиональных ролей, например, чтобы дети играли в «строителей», знакомим их с профессией, элементарной строительной техникой: кран, трактор, самосвал, экскаватор, с процессом строительства т. п.
Однако такой подход односторонен, только накопление знаний, представлений о социальных ролях взрослых совершенно не достаточно для того, чтобы ребенок мог свободно реализовывать роль в игре, а тем более в совместной игре со сверстниками.
Чтобы правильно строить игру с ребенком, необходимо осуществлять подбор игровых ролей учитывая характер их взаимосвязей. Различают два типа ролей: «взаимодополнительные», которые с необходимостью требуют взаимодействия смс другой ролью, и «независимые» роли, связь которых с другими является более опосредствованной.
Для формирования ролевого поведения мы начинаем совместную игру с детьми используя взаимодополнительные роли, связь которых «открыта», лежит на поверхности. Для начала используем парные роли, хорошо знакомые ребенку по его жизненной практике, например, «семейные» роли: мама-дочка, бабушка-внучка, мама-сын, а также пары: доктор-больной, продавец-покупатель, и др. Парные взаимодополнительные роли ориентируют детей на партнера и смещают акцент игры с предметного действия на ролевое взаимодействие – ролевой диалог.
Мы строим совместную игру с детьми, постепенно усложняя ее в следующей последовательности: сначала берем на себя основную роль и втягиваем ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль, в дальнейшем подключаем к игре ребенка беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступаем ее другому ребенку, т. е. ориентируем детей друг на друга, «замыкаем» их в смысловой связке, требующей ролевого взаимодействия.
Например, это заранее подготовленная коробка с «медицинским принадлежностями», достаточно три, четыре предмета шприц, фонендоскоп, градусник, надеваем белую шапочку и на виду у детей начинаем играть «приписывая» себе роль «доктора». «Буду лечит. Я – доктор. Здесь больница. Мишка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас тебе температуру измерим. Теперь послушаем тебя». Пообщавшись таким образом с персонажем – игрушкой, мы вовлекаем в игру одного из наблюдающих за ней детей. Хорошо, если это будет ребенок, у которого в руках игрушка. «Настя. Твоя дочка заболела? Веди ее в больницу. Я доктор, полечу ее. Что боли у нее?» После такой игры с воспитателем игрушки предоставляются в распоряжение детей. «Кто теперь хочет быть доктором? Ваня? Надевай халат и шапочку. Теперь ты будешь доктором, будешь лечить.» Непременное условие игры воспитателя с детьми это неоднократное называние своей роли. «Я доктор, я полечу больного мишку». Аналогичным образом развертываются и другие игры, где воспитатель- «продавец», продает игрушки «покупателям» - детям т. п. При этом осуществляются лишь самые необходимые действия с предметами, основное внимание направлено на взаимодействие, ролевой диалог.
Следующим этапом в игре, как в методе социализации, учить детей менять свою игровую роль в зависимости от сюжета, например, побыв «пациентом», стать при необходимости «врачом» и т. д. Это очень важно, поскольку сюжет игры всегда динамичен, развивается в ее процессе, у детей возникает необходимость включать в него новые роли, мы подсказываем детям возможный сюжет, не включая в игру новых участников, а меняясь ролями или добавляя партнера – игрушку.
«Вести ребенка в мир человеческих отношений одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста» В. А. Сухомлинский.
От того как происходит процесс ранней социализации, во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.