Людмила Сипакова
Игра и труд ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Есть целая система действий, с помощью которых воспитатель может мгновенно создать радостную атмосферу общения, пробудить у детей острое желание включиться в предложенную деятельность. К таким действиям, в частности, относятся игровые.
Если вы хотите приблизиться к ребенку и приобщить его к полезным делам, сбросьте с себя «нажитую» овзросленность, чтобы не испугать, не оттолкнуть ребенка.
Если вам удалось пробудить первые крохотные признаки неодолимой полезной детской потребности трудиться, думайте над тем, как поддержать это радостное стремление работать — самое ценное из человеческих стремлений!
Публикация «Игра и труд ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
Все живое в детстве играет. Игра — и способ научения, и способ приобщения к определенному образу жизни. Игра в чем-то удивительно природоспособна. Кошка, играя с котятами, учит подкрадываться, быстро реагировать, хватать, прыгать, выгибаться, всматриваться и вслушиваться. Игра даже у животных утилитаризуется, сочетая в себе два начала: удовольствие и пользу.
Игра или, точнее, игровые действия пронизывают всю жизнь ребенка, все его взаимоотношения со взрослыми: и совместный труд, и совместное чтение, и слушание музыки, и посещение театра, цирка, зоопарка. Крайне важно, чтобы эти игровые моменты насыщались целесообразным материалом, чтобы игра постоянно развивала и память, и воображение, и, главное, готовность к умственному и физическому напряжению.
Ребенок осуществляет игровые действия по своей детской логике. И условия вмешательства в детскую игру, на наш взгляд, зависят от умения учесть позицию ребенка, считающего свои действия самым серьезным и увлекательным делом.
Конечно же, мы не говорим о том, чтобы все игры детей, все их удовольствия приспосабливать к пользе. Но через игру приобщать детей к полезным делам, к труду мы обязаны, если хотим достичь хорошего результата в воспитании. Мы, собственно, сейчас и говорим лишь о тех возможных случаях, когда игра естественным образом и благодаря воспитателям становится педагогическим методом воздействия, педагогическим методом, связывающим интересное и неинтересное.
В жизни детей крайне необходимо практиковать действия, построенные на «чистом долге». Надо уметь предъявлять детям бескомпромиссные, прямые требования. Например: «Этот забор вы должны покрасить. Мы обязаны это сделать», Или : «Ямы для столбиков мы должны выкопать, иначе завтра сорвутся соревнования». Без «должен» нет воспитания. Только требование должно быть по-разному инструментировано.
Игровая форма позволяет воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой — воздействовать на воспитанника более активно. Для того чтобы игра «пошла», необходимо всем ее участникам, независимо от возраста, выполнять правила и требования ролей, которые они на себя принимают во время игры. Когда педагог играл с ребятами в военную игру «Уничтожение склада противника», на него напало сразу десять малышей. Они свалили его, сорвали повязку и отправили «в плен». Разумеется, такое отношение к себе нельзя было бы допустить в другой обстановке, скажем на уроке. А в этом случае преподаватель полностью подчинился правилам игры, на игровые действия отвечал игровыми: шел с поднятыми руками и даже не улыбался. Иначе игры не получалось бы.
Игровую деятельность следует понимать широко. Это и клубные занятия, и спортивные соревнования, и театральные импровизации, и оформленное ролевым способом состязание. В нем отчетливо проглядывают трудовые действия : ремонт школы, прополка сорняков и т. д. Разумеется, труд понимается в широком смысле слова — это и планирование работы, и организаторские действия, и подготовка всего необходимого для игры, и преодоление трудностей.
Почему же мы считаем игровые и трудовые занятия детей ведущими в их деятельности? Почему мы взяли да и объединили оба эти вида деятельности? Да потому, что в этих видах деятельности главным образом проходит становление ребенка.
Игра и труд кажутся несовместимыми потому, что они действительно полярны н как бы противоречат друг другу.
В игре доминирует добровольность, а труд чаще всего обязателен. Момент вступления в игру зависит от желания детей, а вступление в трудовую деятельность основывается на долге. Но труд без элементов добровольности и желания часто ребенку в тягость, так же как игра, если становится подневольной обязанностью. Игра почти мгновенно рождает стремление переносить любые трудности, которые крайне необходимы любой трудовой деятельности. Игра, увлекая, снимает усталость. У труда же несколько иная логика. Ведь труд — обязанность. То или иное дело чаще всего должно быть выполнено независимо от того, хочешь ты этого или нет. Но как часто в процессе труда эта «категоричность» снимается благодаря появлению интереса и удовольствия. Успехи в труде окрыляют ребят, рождают у них вдохновение и порыв, в процессе трудовой деятельности появляются сопутствующие элементы, очень близкие по своей структуре и содержанию тем, ну которых основывается игра, — добровольность, интерес, одержимость.
Таким образом, в процессе этих двух ведущих видов деятельности, формирующих личность ребенка, мы наблюдаем одни и те же элементы, без которых нет ни подлинного труда, ни воспитывающей игры. И что самое интересное: крайне нужные творческому труду компоненты сосредоточены в игре, а то, что необходимо игре, находится в сфере труда. И когда эта специфическая несовместимость была обнаружена педагогами, наверное, и появилось стремление объединить оба процесса.
Ребенок безудержно тянется к игре и не всегда испытывает такую же потребность в труде. Но подлинное мастерство воспитателя как раз и сводится к тому, чтобы воспитать у детей потребность трудиться. И выполнять эти требования легче с помощью элементов игры. Конечно, это сложно, но это стоит того, когда увидишь результат. Успехов!