МААМ-картинки

Игра и труд ребенка дошкольного возраста

Людмила Сипакова
Игра и труд ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Есть целая система действий, с помощью которых воспитатель может мгновенно создать радостную атмосферу общения, пробудить у детей острое желание включиться в предложенную деятельность. К таким действиям, в частности, относятся игровые.

Если вы хотите приблизиться к ребенку и приобщить его к полезным делам, сбросьте с себя «нажитую» овзросленность, чтобы не испугать, не оттолкнуть ребенка.

Если вам удалось пробудить первые крохотные признаки неодолимой полезной детской потребности трудиться, думайте над тем, как поддержать это радостное стремление работать — самое ценное из человеческих стремлений!

Публикация «Игра и труд ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

Все живое в детстве играет. Игра — и способ научения, и способ приобщения к определенному образу жизни. Игра в чем-то удивительно природоспособна. Кошка, играя с котятами, учит подкрадываться, быстро реагировать, хватать, прыгать, выгибаться, всматриваться и вслушиваться. Игра даже у животных утилитаризуется, сочетая в себе два начала: удовольствие и пользу.

Игра или, точнее, игровые действия пронизывают всю жизнь ребенка, все его взаимоотношения со взрослыми: и совместный труд, и совместное чтение, и слушание музыки, и посещение театра, цирка, зоопарка. Крайне важно, чтобы эти игровые моменты насыщались целесообразным материалом, чтобы игра постоянно развивала и память, и воображение, и, главное, готовность к умственному и физическому напряжению.

Ребенок осуществляет игровые действия по своей детской логике. И условия вмешательства в детскую игру, на наш взгляд, зависят от умения учесть позицию ребенка, считающего свои действия самым серьезным и увлекательным делом.

Конечно же, мы не говорим о том, чтобы все игры детей, все их удовольствия приспосабливать к пользе. Но через игру приобщать детей к полезным делам, к труду мы обязаны, если хотим достичь хорошего результата в воспитании. Мы, собственно, сейчас и говорим лишь о тех возможных случаях, когда игра естественным образом и благодаря воспитателям становится педагогическим методом воздействия, педагогическим методом, связывающим интересное и неинтересное.

В жизни детей крайне необходимо практиковать действия, построенные на «чистом долге». Надо уметь предъявлять детям бескомпромиссные, прямые требования. Например: «Этот забор вы должны покрасить. Мы обязаны это сделать», Или : «Ямы для столбиков мы должны выкопать, иначе завтра сорвутся соревнования». Без «должен» нет воспитания. Только требование должно быть по-разному инструментировано.

Игровая форма позволяет воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой — воздействовать на воспитанника более активно. Для того чтобы игра «пошла», необходимо всем ее участникам, независимо от возраста, выполнять правила и требования ролей, которые они на себя принимают во время игры. Когда педагог играл с ребятами в военную игру «Уничтожение склада противника», на него напало сразу десять малышей. Они свалили его, сорвали повязку и отправили «в плен». Разумеется, такое отношение к себе нельзя было бы допустить в другой обстановке, скажем на уроке. А в этом случае преподаватель полностью подчинился правилам игры, на игровые действия отвечал игровыми: шел с поднятыми руками и даже не улыбался. Иначе игры не получалось бы.

Игровую деятельность следует понимать широко. Это и клубные занятия, и спортивные соревнования, и театральные импровизации, и оформленное ролевым способом состязание. В нем отчетливо проглядывают трудовые действия : ремонт школы, прополка сорняков и т. д. Разумеется, труд понимается в широком смысле слова — это и планирование работы, и организаторские действия, и подготовка всего необходимого для игры, и преодоление трудностей.

Почему же мы считаем игровые и трудовые занятия детей ведущими в их деятельности? Почему мы взяли да и объединили оба эти вида деятельности? Да потому, что в этих видах деятельности главным образом проходит становление ребенка.

Игра и труд кажутся несовместимыми потому, что они действительно полярны н как бы противоречат друг другу.

В игре доминирует добровольность, а труд чаще всего обязателен. Момент вступления в игру зависит от желания детей, а вступление в трудовую деятельность основывается на долге. Но труд без элементов добровольности и желания часто ребенку в тягость, так же как игра, если становится подневольной обязанностью. Игра почти мгновенно рождает стремление переносить любые трудности, которые крайне необходимы любой трудовой деятельности. Игра, увлекая, снимает усталость. У труда же несколько иная логика. Ведь труд — обязанность. То или иное дело чаще всего должно быть выполнено независимо от того, хочешь ты этого или нет. Но как часто в процессе труда эта «категоричность» снимается благодаря появлению интереса и удовольствия. Успехи в труде окрыляют ребят, рождают у них вдохновение и порыв, в процессе трудовой деятельности появляются сопутствующие элементы, очень близкие по своей структуре и содержанию тем, ну которых основывается игра, — добровольность, интерес, одержимость.

Таким образом, в процессе этих двух ведущих видов деятельности, формирующих личность ребенка, мы наблюдаем одни и те же элементы, без которых нет ни подлинного труда, ни воспитывающей игры. И что самое интересное: крайне нужные творческому труду компоненты сосредоточены в игре, а то, что необходимо игре, находится в сфере труда. И когда эта специфическая несовместимость была обнаружена педагогами, наверное, и появилось стремление объединить оба процесса.

Ребенок безудержно тянется к игре и не всегда испытывает такую же потребность в труде. Но подлинное мастерство воспитателя как раз и сводится к тому, чтобы воспитать у детей потребность трудиться. И выполнять эти требования легче с помощью элементов игры. Конечно, это сложно, но это стоит того, когда увидишь результат. Успехов!

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Игра в настроения»Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Игра в настроения» Название: «Игра в настроения» Возраст: дети 4-7 лет Цель: развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы детей Возраст: дети.

Игрушка-тифлотехническое средство ребенка дошкольного возраста Введение. Игра — свободная, естественная деятельность детей, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор.

«Снеговик у заиндевелого дерева» ручной труд с детьми старшего дошкольного возраста.«Снеговик у заиндевелого дерева» ручной труд с детьми старшего дошкольного возраста. "Снеговик у заиндевелого дерева". Ручной труд. Работа с бросовым материалом и лепка пищевой фольгой. 1 этап. "Заиндевелое дерево" Материалы:.

Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка дошкольного возраста» Цель: Привлечение внимания родителей к осознанию важности игры в.

Методическая разработка «Дидактическая игра как средство развития ребенка раннего возраста» «Дидактическая игра как средство развития ребенка раннего возраста» Актуальность данной темы объясняется необходимостью организации эффективного.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с О. Н. Р. через художественный ручной трудРазвитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с О. Н. Р. через художественный ручной труд Проблемой развития моторики занимаюсь более пятнадцати лет. Появилась возможность подойти к этой проблеме более глубже, шире, так как.

Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста МБДОУ МО «Детский сад №3» г. Краснодар Воспитатель: Светайло Светлана Владимировна Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка.

Семинар — практикум: «Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 142» Семинар – практикум: «Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей старшего.

Статья «Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста» Интеллектуальное развитие — непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и что оно наиболее интенсивно.

Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста.Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра «Кафе-Шоколад». Игра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра и труд ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 5 июля 2017 в 20:40
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра и труд ребенка дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Сипакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД