Наталья Чуракова
Игрушка-тифлотехническое средство ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение. Игра — свободная, естественная деятельность детей, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления личного творчества ребенка, его активности, создаются условия для коллективных действий и формирования коллектива. В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания.
Публикация «Игрушка-тифлотехническое средство ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
Слепые и слабовидящие дети, как и зрячие, испытывают влечение к игре. Однако ограниченность жизненного опыта, суженный круг общения, отсутствие конкретных представлений вследствие тотального отсутствия зрения или его неполноценности в значительной степени затрудняют возникновение и развитие игр у слабовидящих, и особенно у слепых детей.
Этим объясняется то бедное, по сравнению со зрячими, количество игр, в которые играют слепые дети, незнание ими игровых способов, и действий, неумение контактировать с партнерами по игре.
В процессе игровой деятельности слепой и слабовидящий ребенок активно познает окружающий мир. Какой бы вид игры не был предложен слепым и слабовидящим детям (дидактические, подвижные, ролевые или творческие, каждый из них имеет опознавательную, развивающую ценность. В игре дети без особого труда могут научиться различать предметы по форме, объему, вкусу, звуку и практическому назначению. Игры могут быть подобраны с таким расчетом, чтобы в процессе участия в них дети совершенствовали свою речь, учились быстро реагировать на вопросы, сравнивать, сопоставлять, определять предмет по его своеобразным признакам, привлекать имеющийся у них опыт в новой ситуации.
Очень важны для слепых и слабовидящих, детей игры, связанные с движением. В процессе этих игр у слепых детей появляется умение самостоятельно двигаться, исчезают навязчивые движения, появляются ловкость, способность ориентироваться в пространстве.
В игре у детей появляется необходимость вступать в определенные контакты с товарищами, действовать коллективно. Это способствует преодолению таких недостатков, как упрямство, эгоизм, негативизм и развивает чувство коллективизма, стремление к творчеству, инициативность. В ролевых или творческих играх отражаются впечатления от окружающего мира, от действий, поступков и взаимоотношений взрослых. Но впечатления, которые обогащают игру, у слепого ребенка нередко ограничены.
От тифлопедагога требуется и особое умение ввести слепого ребенка в игру таким образом, чтобы он почувствовал удовольствие, удовлетворение от игры, чтобы ему и дальше захотелось играть. В игре слепых и слабовидящих детей повышается степень и доля участия педагога, в задачу которого входит и непосредственное руководство и ведение игры, разъяснение содержания, правил и целей игры, обучение игровым действиям и; анализ игры.
В результате ребенок в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра - практика развития.
Глава 1. Дети с нарушением зрения. В отечественной психологии интерес к закономерностям психического развития при различных типах недостаточности возник уже давно. Первым, кто пытался целенаправленно рассмотреть вопрос о наличии закономерностей психического развития, проявляющихся при разных типах нарушений, и выделить некоторые из них, был Л. С. Выготский.
Вследствие слепоты дети отстают в формировании общей моторики: ребенок малоподвижен, вял. Нередко имеют место двигательные стереотипии (потряхивание рук перед глазами, похлопывание). С трудом формируются навыки самообслуживания. Ограничение двигательной активности приводит к замедленному и несовершенному формированию пространственных представлений: положения, направления движения, величины и формы окружающих предметов. Наблюдается общая медлительность, повышенная утомляемость истощаемость, малая психическая активность. В целом развитие высших познавательных процессов (внимание, логическая память, мышление, речь) протекает нормально. Замедленно развивается конструктивное мышление. Из-за сужения чувственного опыта нарушается соотношение между абстрактным и конкретным мышлением: абстрактное мышление не имеет достаточной опоры в конкретных представлениях. Ограничены возможности сравнения воспринимаемых предметов, затруднено выделение различий в объектах, имеющих сходные признаки. Словесно-логическое мышление опережает развитие наглядно-образного; главным образом эта особенность проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Наблюдается своеобразие речи и вербального мышления. Речь формируется с некоторой задержкой и отличается подражанием в структуре и интонации речи взрослых. У детей с тяжелыми нарушениями зрения отмечаются системные нарушения речи – несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон. Отмечаются ограниченность знаний и представлений об окружающем, недостаточность абстрактного мышления, неточная предметная соотнесенность слов. Наблюдается высокий уровень развития словесной памяти, что позволяет компенсировать зрительный дефект в процессе обучения. Значительно сужены возможности общения, взаимодействия с окружающим миром – ребенок нуждается в помощи взрослых при организации предметной и игровой деятельности, он не может нормально общаться с окружающими. У слепых и слабовидящих отмечают закономерные изменения в сфере внешних эмоциональных проявлений. Все выразительные движения (кроме вокальной мимики) при глубоких нарушениях зрения ослаблены. Даже безусловно-рефлекторные выразительные движения, сопровождающие состояние горя, радости, гнева и др., проявляются при глубоких нарушениях зрения в весьма ослабленном виде. Исключение составляют только оборонительные движения, сопровождающие переживание страха. [1]
1.1. Тифлопедагогика. Тифлопедагогика (от греч. typhls — слепой и педагогика, отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания, образования, обучения и трудовой подготовки лиц с нарушением зрения (слепых от рождения, ослепших, частичновидящих, слабовидящих, слепоглухих). [2]
1.2. Задачи тифлопедагогики. Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем:
- психолого-педагогическое и клиническое изучение лиц с глубокими нарушениями зрения;
- выяснение типологии нарушений функций зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях;
- пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения.
Важное место занимают:
- разработка содержания, методов и организации обучения основам наук, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих;
- определение типов и структуры специальных учреждений для их обучения и воспитания;
- разработка научных основ построения учебных планов, программ, учебников, частных методик.
Большое внимание уделяется:
- созданию специальных технических средств, способствующих расширению познавательных возможностей лиц с нарушенным зрением, повышению эффективности их обучения и подготовки к труду в современном обществе;
- разработке системы гигиенических мероприятий по охране и развитию неполноценного зрения (нормативов освещенности, режима зрительной нагрузки и др.);
- проектированию специальных зданий для обучения, воспитания и трудовой подготовки.
В качестве методов исследования тифлопедагогика использует:
- наблюдение за процессом обучения, воспитания и развития детей;
- естественный, обучающий, лабораторный и психолого-педагогический эксперимент;
- беседы;
- анализ ученических работ (письменных работ, образцов различных видов изобразительной и трудовой деятельности и др.). [2]
1.3. Тифлопсихология. Тифлопсихология (психология слепых) - раздел психологии специальной, изучающий закономерности развития деятельности психической индивида с полностью или частично нарушенным зрением:
1) развитие психическое слепых и слабовидящих людей;
2) пути и способы его коррекции при обучении и воспитании;
3) возможности компенсации нарушений восприятия зрительного с помощью других анализаторов - слуха и осязания. Также исследуются психические особенности восприятия, памяти и мышления в условиях дефицита информации, связанного с отсутствием зрения или его слабостью. Использование результатов тифлопсихологии позволяет на научной основе строить процесс обучения, воспитания и деятельности трудовой слепых и слабовидящих.
Общая цель тифлотехнических средств обучения — приблизить возможности обучения детей с дефектами зрения к уровню нормально видящих учащихся. Для этого необходимо компенсировать нарушения физиологической системы информационно равноценной системой. [5]
1.4. Задачи тифлопсихологии. Задачи тифлопсихологии:
- Изучение механизмов компенсации слепоты и слабовидения;
- Выявление потенциальных возможностей лиц с нарушениями зрения;
- Разработка психологических основ коррекционно-педагогической работы с людьми с нарушениями зрения;
- Разработка психологических основ интеграции лиц с нарушениями зрения в общество. [5]
Глава 2. Игрушка и её роль в воспитании слепого ребенка. С первого месяца жизни дети сталкиваются с игрушкой, которая становится их неизменной спутницей на долгие годы. Посредством игрушки ребенок лучше узнает окружающие предметы, знакомится с их назначением, принципом действия. Игрушка способствует развитию и реализации потребности ребенка в общении.
Игрушка должна всесторонне развивать ребенка. Игра с определенной игрушкой оказывает преимущественное влияние на развитие его движений, органов чувств, мышления и т. д.
Моторно – спортивные и тренировочные игрушки способствуют развитию моторики, умения ребенка ориентироваться в пространстве, развитию внимания, выдержки, организованности. К таким игрушкам относятся мяч, прыгалки, обруч, кегли, а также игрушки, способствующие развитию мелкой моторики.
Сюжетно-образные игрушки предназначены для творческих, сюжетно-ролевых игр. Это куклы, мягкие игрушки, а также транспортные игрушки, знакомящие с внешним видом автомобиля, поезда и т. д. Такие игрушки не имеют большого количества деталей и не снабжены сложным механизмом. Основное их назначение – способствовать развитию сюжетной игры ребенка.
Музыкальные игрушки - это примитивные музыкальные инструменты, поющие птицы, музыкальные волчки и т. д., развивающие музыкальный слух ребенка.
Театральные игрушки - это куклы би-ба-бо, марионетки, наборы для творческих инсценировочных игр, теневой театр и т. д. такого рода игрушки содействуют художественному воспитанию детей.
Игры-забавы - это прыгающий зайчик, клюющий цыпленок, кувыркающийся заяц на лесенке и т. д. Такие игрушки вызывают у детей радостное настроение.
Настольные игры с дидактическими задачами и правилами - это лото, пирамидки и т. д. Игрушки этого вида развивают сообразительность, внимание, помогают ребенку ориентироваться в форме, цвете, величине предмета.
Внутри каждого вида игрушек существуют игрушки, предназначенные для детей различного возраста и уровня развития. Игрушка должна быть доступна ребенку и, в то же время, способствовать дальнейшему развитию. Для детей каждого возрастного периода должен подбираться определенный комплект игрушек, обеспечивающий всестороннее развитие ребенка.
В исследованиях многих ученых игрушка рассматривается в контексте развивающейся деятельности ребенка. Прежде всего изучалось влияние игрушек на развитие ведущей деятельности ребенка определенного возраста, а также формирующейся внутри нее деятельности, которая станет ведущей на следующем этапе его развития. [3]
2.1. Классификация игрушки. На основе сочетания возрастного и деятельного принципов разработана педагогическая классификация игрушек, в которой учитывается не только тема игрушек, но и их свойства (материал, величина, функциональность, художественно-образное решение).
Согласно этой классификации игрушки делятся по материалу (тканевые, деревянные, резиновые, пластмассовые, бумажные); степени готовности (готовые, сборно-разборные, полуфабрикаты и материалы); величине (мелкие, соразмерные и крупно-габаритные); функциональности игрушки с устройствами, создающими эффект света, звука, действия и т. д., с подвижными частями (куклы, машины и т. д., с атрибутами (съемная одежда, сменные части и т. д.). Игрушки могут быть комплексными, представляющими собой наборы на определенную тему для игры одного ребенка или группы детей. По художественно-образному решению игрушки могут быть с изобразительным и неизобразительным образом. Индивидуальный образ имеют игрушки, передающие различные особенности персонажа, его характер.
Неизобразительный художественный образ игрушки может быть функциональным и конструктивным. К игрушкам с функциональным образом относятся, например, погремушки, а с конструктивным - строительные наборы, универсальные конструкторы и т. д.
Предложенная классификация помогает подобрать для детей каждого возрастного периода определенный набор игрушек, обеспечивающий всестороннее развитие ребенка. [3]
2.2. Подбор игрушек. Так, для детей всех возрастных групп необходимы дидактические и музыкальные игрушки. В младенческом возрасте дети играют игрушками-забавами, сюжетно-образными и моторно-спортивными игрушками. Возраст от полутора до двух лет характерезуется сюжетно-отобразительной игровой деятельностью, в процессе которой ребенок воспроизводит действия, наблюдаемые им в реальной жизни. Среди его игрушек появляются первые технические, празднично-карнавальные игрушки. И, наконец, в два-три года, с появлением сюжетно-ролевой игры, дети начинают играть с театральными игрушками.
При подборе игрушек необходимо соблюдать возрастной и деятельный принципы, а также учитывать величину игрушек. Мелкие игрушки нужны детям в любом возрасте. В начале это погремушки, шарики, колечки, затем фигурки, машинки и т. д. Основное значение для детей второго года жизни, активно осваивающих пространство, приобретают соразмерные игрушки. Крупногабаритные игрушки, важные для общего физического развития ребенка, могут быть включены в его игру только к концу третьего года жизни с появлением сюжетно-ролевой игры. Дети старшего дошкольного возраста любят играть как с маленькими, так и с большими игрушками.
Также подбираются игрушки и по другим параметрам (художественно-образному решению, функциональности, материалу, степени готовности).
Психическое развитие слепого ребенка имеет свои специфические особенности. Поэтому не всегда в его воспитании могут использоваться игрушки, предназначенные для зрячих детей. В то же время дети, лишенные зрения, развиваются по тем же основным законам, что и зрячие. Для их полной развития также необходимо возникновение и развитие игровой деятельности.
Отсутствие зрения прежде всего отрицательно сказывается на развитии движений ребенка и его ориентировки в пространстве, на формировании предметных действий, развитии тактильного восприятия и создании адекватных представлений об окружающем мире.
В младенческом возрасте у слепого ребенка позже развиваются хватательные движения, он позже начинает самостоятельно садиться, ходить.
До четырех месяцем отставание в поведении слепого ребенка по сравнению со зрячим явно не проявляется. Именно с этого возраста ведущее значение в развитии движений ребенка приобретает зрение, движения его рук начинают четко регулироваться деятельностью зрительного анализатора. До этого времени, в возрасте двух-трех месяцев, возникают первые ощупывающие движения рук ребенка. Впервые они возникают, когда руки ребенка случайно касаются предмета или собственного тела, и часто протекают вне зрительной регуляции. С третьего месяца жизни ребенок начинает активно ощупывать к захватывать попадающиеся под руку предметы. Эти движения рук образуются на основе установления связей между тактильным и кинестетическим (двигательным) анализатором.
В конце второго — начале третьего месяца впервые образуется «связь между кинестетическим и зрительным анализатором: ребенок придает руке такое положение, чтобы ее можно было фиксировать взором».
Целенаправленные хватательные движения зрячего ребенка начинают формироваться на пятом-шестом месяце жизни и с самого начала осуществляются под контролем зрения. Так, у четырехмесячных нормально видящих детей при действии с предметами, в том числе с игрушками, преобладают ориентировочные реакции зрительного типа, направленные в основном на руку, удерживающую предмет, на сочленение руки и предмета. У десятимесячного зрячего ребенка наблюдается активное зрительное и тактильное обследование всех деталей предмета, выраженное в его ощупывании, поглаживании при участии всех пальцев руки.
У ребенка, лишенного возможности контролировать свои движения с помощью зрения, затягивается процесс формирования хватательных движений, а также тактильного обследования предметов и манипуляций с ними. [3]
2.3. Тактильная книга.
По своей сути, тактильная книга является заменой плоскопечатной книги с цветными рисунками, графическими изображениями. Она может иметь разнообразные варианты исходя из особенностей возрастных категорий ее пользователей. В настоящее время несколько западноевропейских стран занято производством тактильных книг. Каждая из них имеет свой подход, свои наработки. Многие издают эти книги большими тиражами, выполняя графические изображения объектов на пластике в виде барельефа и окрашивая их в соответствующие реальному изображению цвета. Эти книги в основном предназначены для детей старшего возраста. Таким способом можно изображать таблицы, наглядные пособия, которые требуются для обучения незрячего ребенка в школе. Однако эти книги несут в себе один существенный недостаток: пластик - материал не живой, он не подходит для работы с самыми маленькими читателями. Поэтому некоторые страны, такие как Финляндия и Швеция разработали новый стандарт тактильной книги - для маленьких слепых детей. Что собой представляет такая книга? Это - разноцветная книга с рисунками, выполненными из различных материалов, которые на ощупь максимально приближены к оригиналу. Кроме рисунков в книге может содержаться брайлевский и крупнопечатный текст, который является пояснением или вариантом игры с книжкой, или же текст, записанный на кассету, с рассказами или звуками, которые помогут ребенку лучше увидеть изображаемый образ (шум дождя, звук работающего мотора машины, и т. п.). Читая ее, слепой ребенок знакомится со сказкой, животным, предметами домашнего обихода, инструментами, и т. д. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть. Главная функция этой книги - помочь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. С ее помощью ребенок впервые получает представление об очень крупных или наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. С помощью тактильных рисунков можно объяснить многие противоположные явления и понятия. Яркие цвета и четкие цветные контуры заставляют слабовидящего ребенка использовать остаток зрения и упражнять совместную работу глаз и рук. Наличие в книге пуговиц, шнурков, молний помогает детям развивать мелкую моторику рук.
Делятся тактильные книги на два вида: художественные книги (русские народные сказки, популярные детские произведения) и обучающие книги (буквы, счет, окружающий мир). Основная задача - дать слепому ребенку реальные представления об окружающем его мире и сделать это наиболее интересными, простыми и доступными для него способами. Лучше, чтобы обложка книги застегивалась на пуговицу, липучку, либо завязывалась на шнурки, чтобы мелкие детали, предметы не выпадали из нее. [интернет источник 1, 2]
Глава 3. Изготовители тифлоигрушек. В наше время большое внимание уделяется игрушке. Существует множество магазинов детских товаров. К сожалению магазинов с игрушками для слепых детей не так много. В обычных магазинах тифлоигрушек вовсе нет или найти очень сложно. Но их можно заказать в интернет – магазинах, например «Доступная среда» или «Alibaba.com». В городе Тула есть библиотека для слепых детей и взрослых. Материал, из которого изготавливаются игрушки, разнообразен. Это может быть ткань, дерево, пластмасса, бумага и т. д. Но важно не забывать о том, что с игрушками контактируют дети. Материал должен быть качественным, экологически чистым, сертифицированным, без запаха и тем более вкуса. [4]
Заключение. Игра имеет важное значение для ребенка. Игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью и средством всестороннего развития.
Значение игрушки в воспитании детей велико. Игрушка - непременный спутник детства и важнейший инструмент игры. Существует классификация игрушек. Так как сейчас в магазинах огромное разнообразие игрушек, многие ученые, психологи и педагоги задаются вопросами о влиянии игрушки на психическое развитие ребенка, правильно ли подбираются сейчас игрушки для дошкольников.
Игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей.
Использованная литература. 1) Венгер Л. А. Восприятие и обучение. – М., 1969.
2) Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 2000.
3) Малаев Д. М. Игры для слепых и слабовидящих: Учебное пособие. – М., 2002.
4) Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Под ред. Л. И. Плаксиной. – М., 1995.
5) Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. – М., 2002.
Интернет источники. 1) http://kosbs.ru/page/taktilnye-knigi 2) http://www.maam.ru/detskijsad/-taktilnaja-kniga.html