Ольга Алексеева
Проект «И снова осень стоит у порога»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Снова осень стоит у порога»
Тип проекта : познавательно - творческий.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность: среднесрочный (15.09.2017г. - 30.10.2017г.)
Пояснительная записка:
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое
образование школьников начинается со знакомства с объектами ближайшего
Публикация «Проект „И снова осень стоит у порога“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом селе, деревне, городе можно найти увлекающие для наблюдения объекты: деревья, травы, растения, насекомых, животных, птиц. Большую значимость для детей в
экологическом наблюдении играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе исследования ребенок получает конкретные знания: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат, сравнивать, делать выводы. Поэтому учащимся предоставляется возможность приобщиться к окружающему миру путем исследовательской работы. При знакомстве с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта есть свое место в природе и его назначение.
Практическая значимость: Использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствует расширению и обогащению знаний детей, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к ней. Работа в данном направлении не только обогащает знания, но и воспитывает доброту, сопричастность, отзывчивость.
В современной школе встречаются пассивные, ничем не увлекающиеся, не
интересующиеся молодые люди. Такая тенденция просматривается даже среди
учащихся 8 класса. Чтобы активизировать детей и способствовать реализации их творческого потенциала, понадобились новые современные образовательные
технологии. Предлагаем проект «Снова осень стоит у порога».
Проект (от лат. брошенный вперёд) - система планируемых и реализуемых
действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных
целей и задач.
Проблема: У воспитанников недостаточно представлений об экологии, о предметах и явлений природы, о правильном отношении к окружающему миру природы, взаимодействии с ней.
Актуальность проекта : Осень - одно из самых прекрасных времени года для
наблюдения и изучения его в природе. Получается, если не обратить внимания на красоту окружающего мира, то учащиеся, да и некоторые взрослые,потеряют
многое. Ведь любование осенней природой обогащает внутренний мир, помогает найти новые точки соприкосновения между взрослым и ребёнком, подвигает на развитие физических качеств и здоровый образ жизни. Когда раскрывается красота окружающего мира, хочется петь, активно двигаться, осваивать новое и
неизвестное, показать эту красоту всем, чтобы и он смогли насладиться
прекрасными мгновениями общения с природой.
В процессе познания природы не только формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы, но и чувство ответственности за свои поступки. Если ребенок научится наблюдать за природой, то он научится и ценить окружающий его мир. В связи с этим, главная задача педагога - учить детей наблюдать и делать выводы из своих наблюдений.
Цель проекта : активизация познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся 8 класса посредством современных образовательных технологий.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию знаний учащихся о творчестве русских писателей, поэтов, художников, музыкантов через использование цифровых образовательных ресурсов;
- создать выставку рисунков и поделок из природных материалов «Осенние
мотивы», провести открытое мероприятие для учащихся школы «Осенние мотивы», организовать экскурсии по лесу с целью наблюдения за изменениями в природе, сбора природного материала для выставки поделок, отразить тему проекта в презентации.
Развивающие:
- вызвать положительные эмоции во время открытия новых знаний, во время
проведения экскурсий, бесед, открытого мероприятия;
- расширять кругозор, обогащать словарный запас, развивать речь;
- развивать коммуникативные навыки через организацию участия учащихся в
мероприятиях, ответственность, гуманность, наблюдательность;
- развивать познавательную активность, мышление, воображение, фантазию,
творческие способности, мелкую моторику;
-развивать эстетический вкус, чувство дружбы, взаимопомощи.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к прекрасному, к природе, к Родине;
- Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Коррекционные:
- корригировать недостатки мыслительной деятельности через сравнение и
установление причинно-следственных связей, анализ ситуаций;
Предполагаемый результат:
- динамика роста дел и количества участников;
- повышение уровня развития (не умел - научился, не знал - узнал);
- повышение уровня познавательной деятельности, творческого развития,
успешности, активности личности.
- повышение интереса детей к объектам и явлениям природы;
- Расширение кругозора детей о сезонных изменениях в природе в осенней период;
- Обогащение активного словаря детей эпитетами, пословицами, поговорками,
стихами на осеннюю тему.
- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс в работе.
Продукт проекта : Выставка рисунков «Осенние мотивы», «Уж небо осенью
дышало…», выставка «Краски осени» поделки из природного материала, открытое мероприятие «Снова осень стоит у порога».
Участники проекта : Воспитанники 8 класса, воспиталь Алексеева О. С. ,., классный руководитель Никифорова О. И., музыкальный руководитель Кутырева О. В., родители.
Место реализации: БОУ "Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ" Минобразования Чувашии
Форма презентации: защита проекта на МО воспитателей.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап.
- Определение темы, целей, задач, содержания проекта, прогнозируемый результат;
- Обсуждение названия проекта;
-Составление плана деятельности;
- Подбор цикла бесед и презентаций об осени;
- Подбор сценария открытого мероприятия;
- Подбор музыкальных произведений на тему осени;
- Подбор художественной литературы по данной теме (рассказы, стихи, поговорки, загадки на осеннюю тему);
- Подбор иллюстраций, фотографий по данной теме;
- Приготовление материала для художественного творчества (акварель, карандаши, фломастеры, бумага, пластилин, цветная бумага, клей, кисти, ножницы, сухие листья, семена, шишки).
Работа с родителями:
- Помощь родителей в приготовлении материала для художественного творчества, для шитья костюмов.
2. Основной этап.
Образовательная область: «Художественная литература»
- Чтение рассказов об осени Соколов-Микитов И. С. «Осень в лесу»,
«Листопадничек» :
- Чтение стихов об осени А. С. Пушкина, А. К. Толстого, Ивана Бунина, Николая Некрасова, Кольцова А. В. «Осень. Урожай», Твардовского А. Т. «Лес осенью»;
- Чтение и заучивания слов, стихотворений, сценок по сценарию;
- Загадки, пословицы о явлениях природы, овощах, фруктах, грибах, годах.
Образовательная область: «Коммуникация»
- Рассматривание и обсуждение картин об осенней природе : И. Левитан «Золотая осень», «Березовая роща»;
- Беседы по теме: «Яблоневый спас», «Осень», «Перелетные птицы», «Грибы и
ягоды в осеннем лесу», «День Учителя», «День пожилых»;
- Час поэзии «Осенняя пора! Очей очарованье…», викторина «Малая Родина».
Образовательная область «Социализация»
- Экскурсии по осеннему лесу;
-Посещение районной библиотеки.
Образовательная область: «Познание»
- Наблюдение за изменениями в природе, отгадывание загадок по теме;
- Рассматривание иллюстраций, фотографий;
- Наблюдение за трудом взрослых в осенний период и помощь им;
Образовательная область: «Художественное творчество»
- Участие на выставках рисунков «Воспоминания о лете», «Уж небо осенью
дышало…»;
- Рисование пластилином «Натюрморт», «Ежик»;
- Картины из природного материала и семян «Осенние букеты», «Сова», «Лев»;
- Картины в технике квиллинг «Рябина», «Цветы».
Образовательная область: «Музыка»
- Прослушивание произведения П. И. Чайковского «Времена года», Сергея
Чекалина «Осень», «Льют дожди», «Улетающие птицы», «Падал снег»;
- Разучивание песен об осени;
- Прослушивание аудиозаписей «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса»;
- Разучивание танца к осеннему празднику;
- Репетиции осеннего праздника.
Образовательная область «Труд»
-Уборка территории;
-«Соберем осенний букет»;
- Сбор семян цветов;
- Сбор природного материала для будущих поделок, составление картин ;
- Сбор осеннего урожая, помощь родителям;
-Подбор костюмов по сценарию праздника;
- Ручной труд: изготовление костюмов для осеннего праздника - коллективная
работа;
-Украшение зала.
Образовательная область: «Физическая культура»
- Физкультминутки: "Bebi sHark», «Soku-bache vira", «Pulkino Pio».
Образовательная область: «Безопасность»
-Беседы о вреде и опасности ядовитых растений, ягод и грибов;
-Беседы о правильном поведении на природе: о бережном отношении к растениям, насекомым, птицам и животным;
- Беседы об экологии: «Ценность леса», «От чего горят леса», «На туристической тропе».
3. Заключительный этап.
-Выставка рисунков «Осенние мотивы»;
-Выставка детских работ из природного материала «Осенние мотивы»;
-Открытое мероприятие «И снова осень стоит у порога…»
-Обсуждение итогов и анализ работы, чаепитие;
Вывод: Увлекательно и заманчиво, а главное - есть стимул и ожидаемый
результат. Использование технологии проектной деятельности и цифровых
методических ресурсов способствует активному становлению интеллектуально-
творческих способностей и, в целом, обогащению личности; позволяет сделать
процесс воспитания воспитанников ярким, доступным, информационно
насыщенным, интересным и, безусловно, эффективным.
В ходе нашей работы у детей, появилось желание расширить свой кругозор по
данной теме, желание выявить, чем интересна осень.
Учащиеся расширили свой словарный запас, познакомились с различными
стихотворениями, поговорками, пословицами, загадками. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны.
После проведения осеннего праздника были положительные отзывы от директора школы, преподавателей и детей.
Литература:
Составитель Н. А. Касаткина Биология. Нестандартные уроки и внеклассные
мероприятия. - Волгоград: Учитель, 2007. - 154 с.
Стихи русских поэтов о природе. Времена года. - М., 2001.
Валентина Геннадиевна Дмитриева 1000 загадок, пословиц, поговорок,
скороговорок. Для начальной школы: АСТ; Москва; 2014
Чистякова Л. А. Формирование экологической культуры. - Урал: ГАРК, 2008.
Хафизова Л. Н. Как знакомить детей с правилами поведения в природе //Начальная
школа. - 1988. - №8.
Хафизова Л. М. Экологическое воспитание младших школьников //Начальная школа.
- 1989. - №3.
Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. -Ярославль:
• Академия развития, 2007.
Владышевский Д. В. " Экология и мы. " Красноярск 2004 г.
Дорс Л. " До того, как умрёт природа. " М. 2008 г.
Дстто Л. " Планета Земля в опасности. " М. 2008 г.
Лосев К. С. " Климат: вчера, сегодня… Завтра?" М. 2005 г.
Составитель Н. А. Касаткина Биология. Нестандартные уроки и внеклассные
мероприятия. - Волгоград: Учитель, 2007. - 154 с.
Стихи русских поэтов о природе. Времена года. - М., 2001.
Интернет - ресурсы:
https://festival.1september.ru/articles/590093/
https://kinderl.net/stihi/stihi_k_pervomu_sentyabrya.
https://www.maam.ru/
https://deti-online.com/zagadki/
https://www.realmusic.ru/sergeychekalin/music/
https://www.poezia-online.org.ua/proverb collection. html
https://music.yandex.ru/album/82155
https://allforchildren.myl.ru/news/osen/1-0-16
https://1mama.my1.ru/news/osen/1-0-16
https://festival.1september.ru/articles/593748/
https://ped-kopilka.ru/blogs/odegova-elena/vekologicheskaja-beseda-musor-globalnaja-
problema. html
https://festival.1september.ru/articles/548960/
https://festival.1september.ru/articles/502490/
https://apruo.ru/metodicheskie-razrabotki/provedenie-uroka/95-primernie-temi-besed-na-
ekologicheskie-temi. html