Ольга Балашова
Художественная литература как педагогический фактор по формированию социально-нравственных понятий.
▼ Скачать +Заказ
Художественная литература как педагогический фактор по формированию социально-нравственных понятий.
Произведения искусства не только расширяют представления ребёнка, обогащают его знания о действительности; важно то, что они вводят его в особый мир чувств, переживаний, эмоциональных открытий. Эффективность литературных источников с точки зрения их педагогического влияния была подмечена давно. Так, Гёте отмечал, что чтение книг имеет целью научения и поучение, иначе говоря – обогащение ума и сердца сокровищами, собранными гением человечества. Попадая под власть печатного слова, ребёнок приучается мыслить; а Дидро утверждал, что люди перестают мыслить, когда перестают читать. Ребёнок 5-7 лет проявляет к окружающему миру особый интерес. Его начинают занимать человеческие поступки, отношения. Он ждёт не просто рассказа об окружающей его жизни, он ждёт объяснения и доказательства правоты действий взрослого в большом и малом. Художественная литература позволяет сделать это доступно и убедительно. В литературно-художественном источнике ребёнок может почерпнуть первые представления о справедливости и несправедливости, понять идею, воплощённую в ярких образах. Художественные произведения, рассказывающие детям о детях, раскрывают ребёнку и его собственный мир, именно они могут стать кульминацией всего детского чтения, подготовкой к осмыслению своей собственной жизни через литературные образы. Те простые, но главные истины, которые дети постигают из детских книг и бесед с взрослыми, могут закрепиться в сознании на всю жизнь. Литература, искусство заставляют ребёнка задуматься над очень многим и почувствовать то, что затруднительно для него или вообще недоступно в реальной повседневной жизни. Выстраивая своё понимание услышанного в процессе чтения, ребёнок создаёт свои представления, свои образы, приходит к осознанию своей реальности и своего места в ней. И даже если этого не происходит, сам факт связи с книгой через слушание в кругу своих сверстником поднимает ребёнка на другой уровень душевных ощущений и познания и различения хорошего и плохого, добра и зла. Эмоционально-насыщенные художественные образы сильно влияют на поведение и отношение к окружающему. Их яркость, эмоциональность приводит ребёнка к правильному отношению к явлениям действительности, помогает проникнуться симпатией или антипатией к персонажам, понять, что хорошо и что плохо, и тем самым способствует воспитанию социальных чувств и качеств. То, что книга открывает перед ребёнком мир явлений, не всегда доступных его непосредственному опыту, помогает ориентироваться в окружающей жизни, находить правильное отношение к явлениям действительности, учит наблюдать, вдумываться, замечать, формирует и обогащает его чувства, способствует формированию характера, идеалов, мировоззрения, не вызывает сомнений. То есть книга учит ребёнка главному – жизни. А чтобы научить жить, надо научить видеть жизнь во всём многообразии её проявлений. Художественное произведение увлекает ребёнка не только внешней стороной, но и внутренним, смысловым содержанием. О том, что ребёнком осуществляется некое смысловое постижение в процессе восприятия художественного произведения, свидетельствует то, что оно отражается в рисунках, играх, занятиях, поведении… Младшие дети недостаточно осознают мотивы своего отношения к персонажу и просто заявляют, что он хороший, а этот – плохой. Старшие дошкольники уже аргументируют свои оценки, указывая значение того или иного поступка, что свидетельствует о доступности в старшем дошкольном возрасте постижения нравственных смыслов.
Публикация «Художественная литература как педагогический фактор по формированию социально-нравственных понятий,» размещена в разделах
В художественно-литературном произведении присутствует сторона, которая имеет важное значение для развития познавательной деятельности ребёнка, понимания мира, поскольку художественное произведение не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет или нравственное качество). Художественный образ связан с изображаемым не внешней связью, а как условный знак со своим значением. Он является образом в собственном смысле слова, отражая характерные, типичные черты предмета. Таким образом, ребёнок постепенно становится способен занять позицию как бы “вне события”, взглянуть на них “со стороны”. Этому способствует слово, возможность обсудить события, не просто воспроизводя их описание в произведении, а пользуясь нравственными, общественно-принятыми категориями. Ценно то, что восприятие произведения художественной литературы человеком не сводиться к пассивному наличию известных сторон действительности, даже очень существенных; оно требует, чтобы воспринимающий как-то вошёл внутрь изображаемых обстоятельств. Пережил радости и печали героев. Замечено, что особое отношение ребёнка к художественному образу приводит к тому, что ребёнок начинает переживать, мысленно содействовать персонажам. Идея (занятость, необычность и т. д.) теряет для него первоочередной смысл. Его начинает интересовать судьба героев, как к изображению реальных предметов и явлений. Богатейший материал для социально-нравственного воспитания дошкольником даёт фольклор. Значение народного искусства как средства воспитания предопределено сущностью его содержания и формы. Содержанием его являются социально-исторические, философские и этические взгляды, жизнь самого народа, его мировоззрение. Особое место в фольклоре принадлежит сказке. Она встречает фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью мира, пробуждая в ребёнке фантазию, творческую активность, побуждая его к творческой деятельности, давая ребёнку первое отражение мира и истинных человеческих отношений. Сказка расширяет перспективу освоения ребёнком сферы “необычного”, вводит его в метафизический мир ещё не реализованных человеческих возможностей и замыслов. Под влиянием сказки складывается детская картина мира, специфическая система взглядов ребёнка на универсальные принципы строения и развития вещей. Сказка пользуется огромной любовью детей. Подбор сказки в соответствии с целями воспитания и возрастными особенностями ребёнка выразительное изложение, вдумчивая работа над изменением образов прослушанной сказки и творческой деятельности ребёнка оказывает глубокое влияние на развитие, как отдельных психических процессов, так и всей детской личности в целом. Сказка как средство воздействия на ребёнка часто обладает преимуществом над другими воспитательными приёмами. При анализе сказки как средства влияния на ребёнка отмечают отсутствие нравоучительного тона, навязанных выводов, что позволяет детям самим давать оценку поступкам героев, давать заключения об истинном характере взаимоотношений между людьми и т. д. Как же удаётся привести ребёнка к правильным выводам? Изучение сказки показывает, что в ней отражается реальная жизнь народа, его обычаи, нравы, характер деятельности, стремления и идеалы. “…Подавился петушок бобовым зёрнышком…”, “…Испекла бабка колобок…”, “Курочка Ряба” – любая из этих, коротких, на первый взгляд, бесхитростных сказок может быть первым уроком развития логического мышления, первым примером формулы человеческой жизни, формулы, согласно которого доброта – хорошо, злость, коварство – плохо, помощь малого может решить дело, а настоящее яичко может оказаться лучше золотого. В дошкольном возрасте у детей чрезвычайно ярко выражен интерес к деятельности окружающих, стремление принять участие в тех действиях, которые кажутся им хорошими, правильными, содействовать им, если не реально, то хотя бы мысленно, в воображении. Сказка вводит ребёнка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет его пережить вместе со своими героями такие чувства, прийти к таким новым представлениям, которые ставят основу характера и мировоззрения, оказывая тем самым влияние на всю его последующую жизнь. Для того чтобы ребёнок понял заключенные в сказке мысли, необходимо мысленное действие. Ребёнок приходит к определённому выводу, будучи втянутым, в мыслительное действие в результате развёрнутого перед ним повествования. Слушание сказки, наряду с творческими играми, выполняют важную роль в формировании нового вида внутренней психической активности – умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, без чего невозможна никакая творческая деятельность. Чёткий сюжет, драматизированное изображение событий в сказке способствует тому, чтобы ребёнок сошёл в круг воображаемых обстоятельств, стал мысленно содействовать героям произведения. В этом отношении сказка является образцом действительности. Начало народной сказки обычно вводит слушателя в обстановку, исходную для следующих бедующих событий. Почти в сказке происходит одна линия действия, развиваясь без отступлений и непрерывно. В последовательных столкновениях разрешается первоначальный конфликт: цепь поступков, действий наглядно развёртывает и завершает осуществление простых и ясных задач героев. Действие сказки группируется вокруг основных героев, резко противопоставляемых друг другу. Герои сказки – исполнители действий, вне которых они существуют. Характеры персонажей просты и четки, они обнаруживаются не в описях, а в конкретных действиях. Описательные элементы (пейзаж, быт, обстановка) кратки и имеют непосредственную связь с событиями, как бы подчёркивая отношения к происходящему. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный. В начале сказки ребёнок становится сторонником одних действующих лиц и противником других, способствует своим любимым героям, решает задачи, стоящие перед ним. Восприятие художественных произведений носит у ребё нка активный характер: он ставит себя на место героя, борется с его врагами, мысленно действует вместе с ним. Дети могут прерывать ход повествования, вмешиваться в события, задают вопросы, пытаются помочь героям, даже непосредственно воздействовать на произведения искусства. На протяжении дошкольного детства ребёнок проходит длительный путь в развитии отношения к художественному произведению : от непосредственного пассивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм восприятия, требующих для оценки явлений, умения занять позицию вне их, глядя как бы “со стороны”. Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное принятие бытия – удел честного, умеющего постоять за своё достоинство человека. Сказки признают лишь правоту поступков, согласованных с представлениями о честности, порядочности, человеколюбии. Сказки внушают мысль о недопустимости унижения человека, провозглашают принципы человеческого отношения ко всему живому, а счастливый конец сказки побуждает следовать примеру положительных героев. Богатейший материал для воспитания дошкольника предоставляет в наше распоряжение поэзия. Детей увлекает содержание художественного произведения, т. к. они способны понимать причину и следствие описываемых в них событий, их направленность и результат. Стихотворения воздействия на ребёнка силой и обаянием ритма и мелодики. Детей привлекает к себе мир звуков. Поэтические произведения дают детям представления о человеколюбии, гуманном отношении ко всему живому. Этому помогают стихи, рассказывающие о животных и благородных поступках людей. Ребёнок учится противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу и великодушие к братьям нашим меньшим (Н. Некрасов “Дед Мазай и зайцы”, К. Чуковский “Айболит” и другие). Дети переживают, слушая произведение, в котором говорится о животных, попавших в беду. Именно такие произведения используются для воспитания сочувствия, сострадания, соучастия, составляющих основу нравственных чувств. Благодаря поэтическому воздействию художественной литературы, в детях воспитывается активное отношение к окружающему мир, желание совершать хорошие поступки, чувствовать радость и боль героев произведений, сопереживать им, ставя себя на их место (А. Барто “Вовка – добрая душа”, С. Маршак “Рассказ о неизвестном герое”, и другие). Расширение знакомства с окружающей действительностью формирует первый практический опыт общественного поведения в кругу сверстников, побуждает к проявлению внимания и заботы, желанию уступить, поделиться, помочь. Поэтические произведения оказывают при этом неоценимую роль. Стихи помогают ребёнку усвоить социальные нормы поведения. Дети понимают, что не следует быть грубым, жадным, злым, что необходимо помочь, пожалеть другого, если он попал в беду (В. Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо”). В поведении, в общении с окружающими и сверстниками, в оценке своих действий и поступков у дошкольника формируется самостоятельность. В процессе этого он не только овладевает навыками, но и пониманием социальной практики человека, направленной на поддержание жизненно необходимых условий существования. Большое значение при этом имеют поэтические произведения, дающие детям наглядные примеры для подражания (К. Чуковский “Мойдодыр”).