Людмила Кочетова
Христианские нормы как нравственные регуляторы в жизни современной семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственного облика ребенка. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. К 6 - 7 годам у ребенка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы духовно - нравственного поведения, стремление относиться к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам. Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста создает благоприятные возможности для духовного воспитания. Дошкольники отличаются высокой восприимчивостью, легкой обучаемостью, что обусловлено пластичностью их нервной системы, ее способностью активно реагировать на воздействия окружающей среды. Очень многое, что ребенок воспринимает, становится предметом его чувств, пристального внимания и подражания, осмысления. Однако в силу ограниченности жизненного опыта, большой эмоциональности, недостаточного умения дать верную оценку воспринимаемому. Дошкольникам, особенно младшего возраста, часто бывает не под силу отчленить хорошее от дурного, определить верный путь поведения и реализовать его. Поэтому так важно, во - первых, чтобы близкие ребенку люди были для него образцом и чтобы они организовывали духовную, нравственно - направленную деятельность ребенка, систематически упражняли его в нравственных поступках. Для воспитания детей - самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью. Отношения между отцом и матерью воспринимаются детьми, как мембраной. Дети спокойны, когда они не ссорятся. В христианской семье дети любят и уважают родителей, всегда чувствуют духовную связь с ними, дорожат этой связью. «Духовная пуповина» дольше связывает детей с родителями. И наоборот, чем меньше в семье православных устоев, тем скорее и дальше дети отходят от родителей, замыкаются в себе, имеют «свою жизнь», «свои интересы», «свои секреты и тайны». В православной семье воздействие на детей, если они уклоняются от здоровых, добрых, истинных принципов семейной жизни, может быть только одно: отлучение их на некоторое время от благодатной теплоты родительской любви. По словам святого Ефрема Сирина, так Бог иногда оставляет на некоторое время людей, как мать оставляет свое дитя, чтобы, лишившись благодатной теплоты родительской любви, они, тоскуя по потерянному, потянулись бы с большей силой обратно «в объятия отчие». Бывают минуты, когда сердце матери невольно сжимается от страха за жизнь младенца, она своим материнским инстинктом чувствует, что ничего и никто, кроме Создателя, не может сохранить этот трепет народившегося бытия. В такие мгновенья, и таинственные, и торжественные, куда кроме храма можно принести
Публикация «Христианские нормы как нравственные регуляторы в жизни современной семьи» размещена в разделах
дитя, и кому вручить его, кроме Воли Господней. Какая обида была бы для отца и матери, если бы акт вступления нового человека в жизнь, ограничивался бы только занесением его имени в гражданские книги под известным номером и числом месяца и года. Как мудро святая церковь установила правило приносить новорожденного под благодатную сень храма, где и дитя и мать вручают себя воле Божией. С этим связана мысль об особой ценности человеческой личности, о ее отличии от всего остального мира существ.
Надо видеть, какой светлой красотой и нездешним сиянием озарены бывают
детские лица в храме. Каким естественным чувством волнуется сердце, видя малышей именно в храме, где и есть их настоящее место, так как Сам Господь назначил детям первое место возле Себя. Крошечными устами, еще невинными,
еще не глаголавшими слова праздного, ребенок принимает Святое причастие.
С особым, только в храме сообщаемым, сосредоточенным, просветленным личиком дитя переживает незабываемые потом всю жизнь великие моменты благоговения перед Святыми Тайнами. Есть что - то умилительное и неувядающее в этих сбивающихся молитвах за папу, за маму, за любимицу кошку и куклу.
А семилетние? Их первая исповедь!
Слезы катятся по опушенным, как персик, щекам: «Не слушался папу, маму, взял
тайком яблоко у сестры.» С какой единственной в мире и едва ли повторяемой потом в жизни простотой и ясностью происходит это детское признание своей виновности. В святом таинстве исповеди дитя непосредственно воспринимает усладу прощения, утешения и обретает чистоту души, ощущает необходимость Божией помощи во всю последующую жизнь.
Сознание участия Господнего милосердия, неоднократно пережитого ребенком, будет для него в позднейшие годы, полные подлинного драматизма, внутренних борений, смягчающей силой всепрощающей Милости Божией, врачующей больную совесть. Зачем же лишать детей этого света, зачем безжалостно отнимать у них эти лучи небесного озарения и радости, воспоминания о которых впоследствии освящает всю дальнейшую дорогу жизни. Не говорите: ребенок мал, еще ничего не понимает. Божественное учение Христа имеет то чудное свойство, что оно равно доступно для умов младенческих, как неисчерпаемо и для самых глубоких мыслителей. Поэтому духовное воспитание, подобно нравственному, не следует откладывать, а следует начинать на первых порах проявления сознания в ребенке. Христианским воспитанием детей мать выполняет свое высокое назначение и уже этим создает себе славу, которую никогда не уничтожит никакая зависть, которая всегда будет иметь значение на суде Божием и человеческом, на суде совести и потомства.
Увы, прошли годы, суровость жизни остудила душу, и ноги несут все мимо храма, несут по воле страстей, по прихотям и похотям сердца, в поисках счастья, мимо истинного Источника жизни.
За долгие годы пленения Церкви, сколько поколений выросло порабощенными мраком безбожия и зараженными материалистическим духом стяжательства и накопления. Люди выросли без Бога. Многие родители делают все, чтобы у детей был хороший дом, дорогие одежды, другие материальные ценности, а о том, чтобы у него была хороша душа - не заботятся. Не заботятся о том, чтобы дети их были богаче всех благочестием, любомудрием и другими добродетелями.
Царь Давид перед смертью призвал сына своего и вместо великого наследства
внушал и непрестанно говорил ему: «Если ты, сын мой, захочешь жить по заповедям
Божиим, то не постигнет тебя никакое неожиданное зло, но все дела будут идти у
тебя благополучно, будешь ты наслаждаться великою безопасностью; если же
лишиться этой помощи, то не будет тебе никакой пользы от царства и великого
могущества!»
Можно сказать с печальной уверенностью, что чем более вытесняется из нашей частной и общественной жизни все церковное, тем более открывается у нас простор для человеческих страстей, этих страшных врагов всякого порядка и
благоустройства жизни.
Нам необходимо понять сейчас, что надо торопиться спасаться от тлетворного духа времени и возвращать Богу нашу малую Церковь - нашу семью. Надо именно в
ней возжечь лампаду христианской жизни в Боге. И только в этом спасение мира,
наше спасение. Ведь отцы и матери, Богом благословенные творцы и покровители детей своих, ответственны за них и за себя. И не наше ли дело теперь, в пустыне мира, где царят одиночество, суета, равнодушие, тревожная неуверенность и злоба, создать очаг молитвы. Надо помнить, что где двое или трое собраны во имя Божие, там и Господь посреди них.
Тогда оживет дом!
Уладятся расстроенные безбожием порядки внутренней жизни семьи и каждого
человека. И Царство Божие, вернувшееся в душу, снова начнет преображать мир. И
вернутся дети к Богу, и вернутся дети к родителям своим из непогоды окружающего мира. Всему мировому злу может противостоять молитва матери. Сила ее велика!
И дети должны видеть, что молитва освящает все наши занятия, она дает всему смысл. Она превыше всего на свете!
Отцы и матери! Не будьте равнодушны к церковным воздействиям на души ваших детей. Дайте им подлинную духовную пищу в святых храмах, дайте именно в нежном восприимчивом детском возрасте, не опоздайте, не вернете потом утерянного. Нечем заменить бесконечную ценность священных образов и праздников христианской православной церкви. Почти всегда остаются спасающими именно те молитвы, которым когда - то научила мать. И навсегда памятны те дрожащие огоньки свечей и лампад, которые восхищали человека в его далекие годы детства, когда мать приводила его с собой в церковь, учила креститься, становилась рядом с дитятей на колени, и ребенок видел вокруг себя и взрослых и детей, обвеянных дыханием молитвы в святом храме.
Список использованной литературы:
1. Архимандрит Рафаил (Карелин). Путь христианина. М., 2005.
2. Громыко М. М. Мир русской деревни. М., 1991.
3. Иванова С. Ф. Введение во храм слова. М., 2004.
4. Книга о Пресвятой Богородице. М. 2002.
5. Кузомлина С. Закон Божий для детей. М., 2002.
6. Православные праздники для детей. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2005.
7. Рождество. Альманах. Январь. «Планета» 2000, «Малыш» 2001.
8. Сысоев Д. Летопись начала. М., 2003.
9. Сергеева О. А. Азбука святых Кирилла и Мефодия для славян. Учебное пособие 1. С-Пб, 2002.
10. Харитонова ОК. Основы Православной культуры в первом классе. М., 2002.