Юлия Макарикова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Хлебосольство. Традиции и культура русского народа»
▼ Скачать +Заказ
Конспект непрерывно образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: Хлебосольство. Традиции и культура русского народа.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Хлебосольство, Традиции и культура русского народа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русские народные традиции и обычаи
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
Президент РФ Владимир Путин объявил 2022 год в России Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов. Нематериальное культурное наследие — часть духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся потомкам как нечто ценное и почитаемое. Нематериальным наследием считаются обряды и традиции, а также устное народное творчество - сказки, былины, песни и многое другое.
На современном этапе развития образования духовно – нравственное развитие является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи отражена в Федеральном государственном стандарте ДО, одним из принципов которого является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры и традиций. Данный опыт работы поможет заложить нравственные начала в детях через ознакомление с традицией хлебосольства в игровой, увлекательной форме.
Участники: дети 5 – 6 лет.
Количество детей : 9 человек.
Длительность: 25 минут.
Цель: развитие у детей дошкольного возраста нравственно-эстетических и патриотических ценностей через приобщение к миру русской культуры.
Педагогический замысел:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Задачи:
Познакомить с традицией, встречать гостей хлебом с солью;
Обогащать знания детей о народных традициях;
Прививать чувство благодарности к человеку за его труд;
Развивать познавательный интерес и мыслительную активность детей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу, как к продукту, особо почитаемому людьми;
Совершенствовать навыки игрового взаимодействия;
Формировать навыки доброжелательности и сотрудничества;
Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности.
Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи:
Воспитывать у детей коммуникативную культуру : умение вести разговор на заданную тему;
Совершенствовать речь как средство общения;
Совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы;
Воспитывать интерес к художественному слову;
Продолжать работу по обогащению словаря: традиции, обычай, хлеб - соль, хлебосольство, рушник.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
Воспитывать интерес к истокам русской народной культуры, любовь и уважение к ней.
Образовательная область «Физическое развитие»
Задачи:
Прививать у детей интерес к русским народным играм;
Развивать умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии со словами песни.
Планируемый результат:
Дети уважительно относятся к русской народной культуре, бережно к хлебу, как итогу большой работы многих людей.
У детей наблюдается интерес к русским народным играм и русским традициям, и обычаям.
Предварительная работа:
Материал: взрослый русский народный костюм, круглый белый хлеб, рушник, мультимедийная презентация.
С детьми проведены:
• занятие по окружающему миру «Откуда хлеб пришел»;
• беседа «Хлеб – всему голова» (о пользе хлеба);
• просмотр презентаций «Помощники хлеборобов» (сельскохозяйственная техника); «Что пекут из муки»;
• познавательно - исследовательская деятельность «Рассматривание колосьев и зерен» (пшеница, рожь, ячмень, «Эксперименты с мукой»;
• виртуальная экскурсия на хлебозавод;
• рассматривание картины И. И. Шишкина «Рожь» и альбома «Как в старину хлеб выращивали»;
• изобразительная деятельность «Колосок», «Крендельки, баранки», «Каравай»;
• сюжетно – ролевые игры «Хлебобулочный магазин», «Пекари»; дидактические игры «Колосок и зернышко» (найди пару, «От зернышка до хлебушка» (расставь по порядку).
• разучивание народных пословиц, поговорок, стихов о хлебе;
• чтение художественной литературы для детей о хлебе (А. Березин «Дети и хлеб», М. Глинской «Хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб»)
• разучивание танцевальных выразительных движений к танцу «Хлеб да соль».
Способ организации детей : подгруппа.
Оборудование: мультимедийный проектор, аудиоколонка с флеш-накопителем (песня «Хлеб да соль» (сл. Н. Романовой, муз. Г. Завлехнаг) фольклорная группа «Услада» г. Ярославль).
Демонстрационный материал: картинки с изображением хлебобулочных изделий, пекарни, мука, зерна пшеницы и ржи.
В НОД использованы приемы: наглядный, словесный, игровой.
Ход:
Воспитатель встречает детей в народном русском костюме с хлебом и соль (сюрпризный момент).
Мир Вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час –
Встречу тёплую такую
Я готовила для Вас.
Всем гостям места приметные
В горнице я отвела –
Ведь сегодня радость светлая
Вместе с Вами к нам пришла!
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я рада видеть вас. Сегодня вы мои дорогие гости. Хлеб да соль по - старинному подношу, поклоняясь, отведать прошу. Отламывайте небольшой кусочек, слегка опускайте в соль и угощайтесь моим караваем (дети угощаются хлебом с солью).
Эвристическая беседа на тему «Традиция хлебосольства на Руси».
Воспитатель: Есть в русском языке слово чудное,
С одной стороны, мудреное, а с другой – простое.
Слово это – хлебосольство.
Дети, какие два слова вы слышите в этом слове?
Дети: Хлеб и соль.
Воспитатель: Правильно. Хлеб и соль всегда сопровождали на Руси самые радостные события, которые происходили в жизни русских людей. Хлебом и солью встречали гостей, как и мы сегодня с вами. Так люди показывали свое радушие и щедрость, желание поделиться самым дорогим, что у него есть в доме. Ведь эти продукты для простого человека были самыми ценными, самыми дорогими.
Воспитатель: Ребята, а из чего пекут хлеб?
Дети: Из муки, воды, молока, сахар и соль.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем.
В круг, ребята, вставайте,
Да умную игру начинайте.
Дети встают в круг, проводится игра «Волшебный пирожок».
Воспитатель: К кому волшебный пирожок в руки попадает, тот на вопрос отвечает: что пекут из муки? Правило: повторяться нельзя.
Дети называют хлебобулочные изделия, которые пекут из муки: пирожок, калач, сушка, плюшка, блин, ватрушка, оладьи, пряник.
Воспитатель: Очень много вы знаете хлебобулочных изделий. Я, ребята, знаю одну старинную игру «Пирог» и хочу научить вас в нее играть. Хотите? (ответы детей). Но сначала я познакомлю вас с правилами игры.
Выбираем пирог с помощью считалки. Делимся на две шеренги, становимся лицом друг к другу. Пирог становится между шеренгами, упирается руками в бока, надувает щеки.
Дети поют песню:
Ой, да экий он высокинький.
Ой, да экий он широкинький,
Ой, да экий он мякошенький.
Ой, да экий он сладешенький.
Режь его, да ешь!»
Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх; «широкинький» - разводят руки в стороны, «мякошенький» - мнут пирог, «сладешенький» - показывают на «пирог» двумя руками. Сразу после слов «режь его» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а тот, кто прибежал вторым становится «пирогом». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов». Проводится русская народная игра «Пирог».
Воспитатель: Вот такая веселая игра. А сейчас присядем на стульчики и продолжим наш разговор о традиции и обычаях русского народа, связанных с хлебом. Традиция – это то, что соблюдается всегда. Традиции - это то, что перешло от одного поколения к другому. А знаете ли вы, ребята, что хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли приписывались свойства «оберега».
Ответы детей.
Воспитатель: Предлагаю Вам посмотреть на экран и узнать о русском хлебосольстве.
Воспитатель демонстрирует презентацию «Традиции и культура русского народа. Хлебосольство».
1 слайд. Название презентации: «Традиции и культура русского народа.
Хлебосольство».
2 слайд.
Для русского человека очень важно его историческое наследие. Русские народные традиции и обычаи соблюдаются веками. Традиция – это передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
3 слайд.
Русское гостеприимство – тоже неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека.
Есть в природе нашего народа
Вечные особые черты.
Не берут ни годы, ни невзгоды,
От души они, от доброты.
Так и мы традиций не нарушим –
С вами мы чайку всегда попьем.
Всем известно русское радушие,
Хлебосольство и открытый дом.
4 слайд.
Гостям также были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!», «Чем богаты, тем и рады». Гостеприимство оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта.
5 слайд.
Хлебосольство
Встречали гостей хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает.
Дорогих гостей встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником!
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим!
Хлебосольство всегда было присуще русскому народу. Обычай преподносить гостям хлеб-соль пришел из глубины веков и сохраняется в России до сих пор. Хлебом - солью встречают особенных гостей в особенных случаях. Хлеб - соль – это одновременно и приветствие, и выражение радушия, и пожелание гостю добра, и благополучия. «Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай».
6 слайд.
«Хлеб – соль!» - так на Руси встречали гостей. Это пожелание добра. Наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил. Соль – это символ дружбы. «Делить соль и хлеб» - значит дружить
7 слайд.
Если о предстоящей встрече гостей было известно заранее, то готовиться начинали за несколько дней. Пекли каравай не только в дни праздников, но и для долгожданных гостей, молодоженов.
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем
С полотенцем блюдо берем,
Каравай и соль кладем.
Дорогой гость наш, прими хлеб гостеприимный — каравай.
Каравай стал символом доброго мирного труда, символом достатка и счастья.
8 слайд.
Старое название этого круглого хлеба «коровай» подсказывает, что оно сродни слову «корова». Так оно и есть. Каравай - самый древний хлеб у наших предков. Его с давних пор пекли только на коровьем молоке.
Вот он, каравай душистый
С хрупкой корочкой витой,
Вот он мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал-пришел.
В нем - здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом - тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки -
Вырастай богатырем!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Слава им, привет от нас
В добрый день, счастливый час. (С. Погореловский)
9 слайд.
Раньше было много обычаев, связанных с хлебом :
Существовал обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. Обычно хлеб, обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник, выносила к гостям хозяйка дома или женщина, руками которой каравай и был испечен. При этом рушник обозначал дорогу, которую проделал гость. Рушник хозяйка украшала вышитым узором.
10 слайд.
У народа есть слова :
«Хлеб - всей жизни голова!»
Славится он первым на земле,
Ставится он первым на столе!
После обеда стол покрывали чистой скатертью и ставили в центре хлеб с солью.
11 слайд.
Хлеб и соль сопровождали радостные события в жизни людей. Когда рождался малыш, матери приносили ломоть хлеба с солью, и она должна была съесть хоть кусочек. Крошку хлеба клали и к малышу.
12 слайд.
Наши предки считали, что человек, уронивший кусочек хлеба, должен поднять его, попросить у него прощенья и обязательно поцеловать. Крошки хлеба не пропадало за едой. И как бы ни было мало дитя, если бросит корку, старший непременно проучит - стукнет деревянной ложкой по лбу провинившегося и скажет: «Не греши!». Еще крошки отдавали животным или птицам.
13 слайд.
Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор. С хлебом солью встречают почетных и иностранных гостей, которые приезжают из дальних стран.
14 слайд.
Также встречают с хлебом солью на свадьбе жениха и невесту.
Символ дружбы, мира и согласья,
Хлеб да соль, столетия спустя,
Как залог и пожеланье счастья,
Преподносят дорогим гостям.
15 слайд.
Хлеб относится к особо почитаемым символам нашего народа. Много пословиц и стихов о хлебе, где люди произносили хлебу свое почтение. А какие пословицы о хлебе знаете вы? Ответы детей.
Много снега, много хлеба.
Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.
За обедом хлеб – всему голова.
Без труда хлеб не родится никогда.
Упустишь время – потеряешь урожай.
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
Труд человека кормит, а лень портит.
Будет хлеб – будет и песня.
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Каша – мать наша, а хлеб – отец-кормилец.
16 слайд.
Про хлеб сложено немало песен и хороводов.
17 слайд.
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
«Хлеб всему голова!» -
В поле, в доме, в державе!
Воспитатель: Мы с вами немножечко устали. Давайте отдохнем, хоровод заведем, «Плясовая» нас зовет.
Звучит песня «Хлеб да соль». Дети выполняют движения русского народного танца под музыку.
Рефлексия:
• Скажите пожалуйста, о чем мы сегодня с вами говорили?
• Что нового и интересного вы узнали?
• Что вам больше всего понравилось? Почему?