Наталья Козлова
Хлеб-всему голова. Интегрированное занятие по познавательному развитию с использованием проблемного метода обучения.
▼ Скачать + Заказать документы
I часть. Козлова Наталья Юрьевна, воспитатель (категории нет) МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад №4 «Веснушки».
Аннотация. Интегрированное занятие по познавательному развитию с использованием проблемного метода обучения. Основная тема: «Ознакомление с окружающим миром» направлена на развитие речи детей, что является актуальным на сегодняшний день, а также направлена на расширение кругозора детей, их знаний об окружающем мире. Кроме того в занятии затрагиваются и проблемы нравственного воспитания дошкольников. Занятие объединяет следующие образовательные области: «Социализация», «Познание», «Коммуникация».
Публикация «Хлеб-всему голова, Интегрированное занятие по познавательному развитию с использованием проблемного метода обучения,» размещена в разделах
II часть. Методические рекомендации. Для эффективного проведения занятия необходимо дать детям возможность мыслить самостоятельно, позволять рассуждать, высказывать свои идеи, чему особенно способствует использование в занятии проблемного метода обучения. Для лучшего усвоения материала детьми предполагается использование не только наглядности, но и деятельностного метода обучения, когда детям предоставляется возможность самостоятельно приготовить из настоящих продуктов хлеб. Работа с детьми показывает, что дети лучше и легче запоминают и понимают новый материал, когда они его видят, ощущают, работают с ним. Для предотвращения утомляемости у детей целесообразно воспользоваться кинезетерапией, что позволяет детям немного отдохнуть и расслабиться. В конце занятия для проверки усвоенных знаний детьми, проходит «рефлексия».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Хлеб – всему голова».
Программные задачи:
- познакомить детей с процессом приготовления хлеба;
- обогащать словарный запас детей именами прилагательными, обозначающими качества хлеба и активизировать речь детей;
- развивать логическое мышление детей;
- воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, занимающихся приготовлением хлеба;
Оборудование: конверт с письмом, картинка с изображением хлеба, мольберт, продукты для приготовления хлеба, картинки для индивидуальной работы с изображениями продуктов, соленое тесто, готовый хлеб (каравай, фартуки и косынки по количеству детей, влажные салфетки, посуда по количеству, игрушечный духовой шкаф, ящик-посылка.
Ход образовательной деятельности:
Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом на ковре.
Воспитатель: Дети, почтальон принес нам письмо, хотите посмотреть что в нем написано?
Воспитатель показывает письмо.
Письмо нам прислали Мишка Тишка и Стрекотуша из телепередачи «В гостях у деда Секрета»?
Чтение письма. «Здравствуйте ребята! Нам нужно отыскать один предмет, а дед Секрет уехал далеко в гости к своим внукам и не может нам помочь. По правилам игры нам нельзя называть предмет, пока его не получим, поэтому мы высылаем вам про него загадку. Отгадайте ее и помогите нам получить предмет». Ваши друзья Стрекотуша и Мишка Тишка.
Воспитатель: Дети, поможем мишке Тишке и Стрекотуше отыскать предмет? Тогда слушайте загадку:
Загадка. Сначала он в поле большом колосится,
Потом он в амбаре крестьянском хранится.
Затем он в пекарне печется
И мягким, душистым на стол подается (Хлеб).
Воспитатель: Как вы думаете, что за предмет просят у нас Стрекотуша и мишка Тишка? Да, правильно, это хлеб!
Воспитатель показывает детям картинку с хлебом и ставит ее на мольберт.
Воспитатель: А вы любите хлеб? Какой он? (Вкусный, мягкий, свежий, теплый).
Воспитатель: Где же нам взять хлеб, ведь у нас его нет? (Испечь). А из чего же пекут хлеб? (Мука, сахар, соль, молоко, яйца, масло). А кто печет хлеб? (Повар, пекарь). А есть ли у него специальная одежда? Назовите ее? (Халат или фартук и на голове шапочка). Зачем пекарю нужен халат и шапочка?
Воспитатель: Сейчас мы все превратимся в пекарей и будем печь хлеб.
Давайте приготовим наши пальчики-помощники.
Дети выполняют движения стоя.
Пальчиковая гимнастика «Тесто».
Тесто мнем, мнем, мнем. Движения согласно тексту
Тесто жмем, жмем, жмем.
Пироги мы испечем.
Тесту тесно – мало места. Обхватываем ладонью кулак.
«Ох, пустите», - шепчет тесто Указательный палец к губам.
Ладно, пустим, в печь давай! Вытянутые раскрытые ладони,
соединенные вместе, зовущие движения.
Народился каравай! Раскрываем ладони, разводим руками.
Громко в дверь раздался стук, Стучим.
Ну а я ни с места: Грозим пальцем.
Мне никак не вынуть рук Руки вдоль туловища, пытаемся
вытянуть.
Из густого теста. Обхватываем ладонью кулак.
Воспитатель: А где пекут хлеб? (в пекарне). Сейчас мы с вами отправимся в пекарню. Пекари всегда перед работой моют руки. Подойдите к столу, протрите ручки влажными салфеточками.
Дети подходят к столу, на котором лежат влажные салфеточки, протирают ими руки. Затем – к другому столу, на котором разложены продукты для замешивания теста.
Приготовление хлебушка.
Воспитатель распределяет обязанности детей для работы с продуктами.
Воспитатель: Мальчики будут смешивать молоко и муку, девочки – взбивать яйца с сахаром.
Все смешанные продукты дети выливают в одну миску, в которой воспитатель все перемешивает. Затем воспитатель меняет данное тесто на соленое, заранее приготовленное. Делит тесто на части. Из одной части воспитатель формирует хлеб, а другую часть делит по количеству детей.
Индивидуальная деятельность «Украшения для хлеба».
Воспитатель: Сейчас мы приготовим украшения для нашего хлебушка.
Каждый ребенок берет кусочек соленого теста и лепит из него украшение для хлебушка. Воспитатель размещает украшения на сформированном хлебушке, кладет его на «противень» и ставит в «духовой шкаф». После завершения деятельности дети вытирают ручки салфетками. Воспитатель приглашает детей сесть за столы.
Дидактическая игра «Продукты для приготовления хлебушка».
Воспитатель: Пока наш хлеб готовится, давайте с вами еще раз вспомним, какие продукты мы использовали для приготовления хлеба. Но сначала поиграем с нашими глазками.
Выполняют движения сидя за столами.
Гимнастика для глаз «Послушные глазки».
Закрыть глаза и широко открыть глаза с интервалом в 30 сек (5 раз).
Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (3 раза).
Вращение глазами по кругу по 2-3 сек. (3 раза).
Быстрое моргание в течение 10 сек.
Перед детьми на столах лежат картинки с изображением продуктов: мука, сахар, молоко, соль, подсолнечное масло, яйца, морковь.
Воспитатель: Послушайте задание: обведите только те продукты, которые мы использовали для приготовления хлеба.
После выполнения задания воспитатель предлагает детям поменяться листочками с рядом сидящим ребенком, который проверяет, все ли продукты обведены правильно.
Воспитатель: Вы обвели продукты, которые используют для приготовления хлеба : мука, молоко, сахар, соль, подсолнечное масло, яйца. А какой продукт у вас остался лишним? (Морковь). А почему? (Из нее не пекут хлеб). Поднимите зеленые карточки, если задание выполнено правильно, красные – если есть ошибки.
Воспитатель: Наши пальчики устали работать, давайте с ними поиграем.
Дети выполняют движения стоя на ковре.
Пальчиковая гимнастика «Хлебушек».
Раз – два – три – четыре – пять Поочередно разгибаем пальчики.
Вышел хлебушек гулять. Гуляем пальчиками.
Рядом зубки поджидают – Пасть из пальчиков.
В прятки с хлебушком играют : Прячем глаза.
- Хруст – хруст… Щелкаем пастью из пальчиков.
Ай-яй-яй! Грозим пальчиком.
По столу растекся чай! Разводим руками во круг себя.
Народился каравай.
Воспитатель: Давайте посмотрим, готов ли наш хлеб. Вы садитесь на места, я сама достану хлебушек, а то в «духовом шкафу» горячо, вы можете обжечься.
Воспитатель вынимает готовый хлеб из духовки, который заранее там стоит.
Чтение стихотворения «Вот он - хлебушко душистый.»
Вот он – хлебушко душистый. В нем здоровье, наша сила,
Вот он – теплый, золотистый. В нем – чудесное тепло.
В каждый дом, Сколько рук его растило,
На каждый стол – Охраняло, берегло!
Он пожаловал – пришел.
Воспитатель: Помогли мы Стрекотуше и мишке Тишке отыскать хлебушек? Сколько усилий мы приложили, чтобы испечь хлебушек. Приготовление хлеба - это не легкий труд, поэтому хлебушек надо беречь, относится к нему с любовью, а еще надо уважать и ценить труд людей, которые его приготовили.
Посылка для друзей.
Воспитатель: А как же нам отправить хлебушек нашим друзьям? (По почте послать посылку).
Воспитатель кладет в «ящик – посылку» хлебушек.
Рефлексия.
Дети подводят итоги занятия.
Литературные источники.
1. Громова Г. Н. Ознакомление дошкольников с социальным миром. М. : ТЦ Сфера, 2012.
2. Иванова Л. В. Стихи с движениями для развития речи. СПб. : Речь, 2011.
3. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение, 1982.
4. Томилова С. Д. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. Екатеринбург: Фактория, 2007.