Федоряк А Г
Характеристика агрессивности в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Обсуждая проблему агрессивности в дошкольном возрасте нельзя не отметить, что в поведении детей происходит смена форм агрессии : частота простого физического нападения, уменьшается за счет роста более социализированных форм, таких как оскорбление или соперничество [1, с. 89].
Публикация «Характеристика агрессивности в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Результаты исследований показывают, что у дошкольников соотношение форм выражения агрессии прямо противоположно: у мальчиков преобладает физическая агрессия, в то время как у девочек - вербальная. Позднее у мальчиков младшего возраста тенденция изменяется: вербальная агрессия становится доминирующей и, кроме того, они чаще прибегают к словесному способу выражения негативных чувств, чем девочки того же возраста. Вместе с тем отмечается и еще одна примечательная особенность поведения детей: с возрастом агрессивность детей все больше приобретает враждебную окраску.
После 8 лет на ребенка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, детективы, наполненные различными проявлениями агрессии. Еще в исследованиях 70-х годов было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия более склонны к агрессивным действиям, чем дети не видевшие их. Есть и другая позиция ученых, которые считают, что переживания своих чувств у экрана дает детям возможность тут же «разрядиться», и тем самым уменьшить их агрессивность. Полемика, развернувшаяся вокруг данного вопроса, показывает большую роль телевизионного насилия в становлении личности.
Причины агрессивного поведения у каждого из детей свои. У одного - желание развлечься, у другого - слабость товарища вызвала ярость, у третьего - таким образом, подсознательно активизируется своя слабость, которую он пытается побороть таким способом, у четвертого возможность удостовериться в своей силе.
В более легких случаях агрессия выражается в словесной форме, в более тяжких - это физическая агрессия, что представляет опасность, как для самого ребенка, так и для окружающих. В более легких случаях агрессия выполняет защитную функцию и может снижаться, благодаря воспитательным взаимодействиям, направленным на ее преодоление, на преобразование в социально более приемлемые формы взаимодействия ребенка с окружающим миром. В более сложных случаях агрессивные действия возникают импульсивно, в меньшей степени связаны с реальной ситуацией. Ребенок в них особенно напряжен, не получает облегчающей эмоциональной разрядки в результате своих агрессивных проявлений.
По мнению Степановой агрессивное поведение ребенка выражается в стремлении намеренно причинить вред другому, обидеть, ударить, причинить боль, в том числе и посредством слов. Такой ребенок дразнит сверстников, ломает, рушит постройки других, часто обижает животных. [12,с. 90]
Агрессивность поведения в дошкольном возрасте выражается в упрямстве, в стремлении возражать, отказываться; в драчливости и вспыльчивости; в приступах гнева, ярости, негодования; в желании обидеть, унизить, оскорбить; во властности, потребности настаивать на своем, в неумении понять интересы другого; в самоуверенности, завышенной самооценке.
Дети с неуправляемой, чрезмерной агрессивностью, со своей жаждой мучить и разрушать - это в основном дети не любимые, не желанные, часто оставляемые одни. Они более всего характеризуются слабой контактируемостью с окружающими. Дома они не находят своего признания и не получают ни в чем одобрения. А чтобы быть в центре внимания они становятся агрессивными. Неуправляемая, чрезмерная агрессия является здесь «отдушиной», реакцией предохранительного клапана: дети причиняют другим боль, потому что сами страдают. В важные для себя периоды жизни они ощущали нехватку теплоты родительского дома, и им недостает человека, который бы о них по-настоящему заботился.
Эмоциональное неблагополучие у дошкольника может возникать в разных ситуациях, например при переживаниях неуспеха в каком-либо виде деятельности. Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей.
Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияет на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит насколько ребенок в целом чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта.
Известные детские психологи Репина Т. А., Мухина В. С предлагают следующие типы детей, в зависимости от их положения в группе сверстников:
«Предпочитаемые» дети находятся в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту и обаяние, за способность быстро реагировать в разных ситуациях и быть лояльными, за уверенность в себе и т. д. Однако, дети с особенно высокой популярностью могут стать излишне самоуверенными, «заразиться звездной болезнью».[11,с. 327]
«Пренебрегаемые, изолированные дети». Часто чувствуют к себе равнодушие сверстников или их снисходительность. Они обидчивы, зачастую восстают против навязанных условий жизни в группе, становятся агрессивными или идут по пути беспрекословного подчинения лидеру, превращаясь в его тень, и таким образом получают его защиту. Таким детям постоянно не хватает общения со сверстниками.
Таким образом, эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как оценивают их взрослые, но и от мнения сверстников.
Краткая классификация проявлений агрессии дошкольника :
1. Болезненные проявления агрессии (неуправляемые вспышки ярости, гнева, разрушительного возбуждения).
2. Физические, словесные и другие виды агрессии, связанные с усвоением норм и правил, неприемлемых для своего.
3. Различные виды агрессии, связанные с недостаточной усвоенностью норм и правил поведения в обществе или с недостаточной сформированностью собственных средств самоуправления в действиях и поступках (недостаточная обученность и воспитанность).
4. Все виды действий, которые одними наблюдателями интерпретируются как агрессивные, а у других связываются с проявлениями активности, настойчивости.
Существует и пассивно - агрессивное поведение. Дети с таким поведением выражают свою враждебность не сразу, а откладывают на будущее, «забывая» о ней, слоняясь без дела, проявляя упрямство, сопротивление или своенравие. Родители часто жалуются, что ребенок непослушен, не реагирует на повторные замечания. Эти дети не успевают на занятиях. У них прослеживается выраженный негативизм в раннем детском возрасте, нарушение аппетита, сложности с обучением туалету.