Громова Маргарита
Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников. Рекомендации по созданию патриотического уголка (музея)
▼ Скачать + Заказать документы
М. М. Комиссарова
МАДОУ «Родничок»
г. Хабаровск
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в cилу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до cамопожертвования, cлужении Родине.
Публикация «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников, Рекомендации по созданию патриотического уголка (музея)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Оформление детских садов
- Патриотический уголок. Уголок краеведения
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Старшая группа
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств [6].
Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста [2, с. 237].
По мнению Козловой С. А., патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу [3].
Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и патриотизм. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности, развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества; воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы [1].
Однако воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении имеет настолько насыщенную разноплановую программу, что охватить все аспекты порой затруднительно. Это дает основания размышлять о том, что нравственно-патриотическое воспитание детей эффективнее реализовывать как самостоятельный блок через систему дополнительного образования в ДОО.
Новое время требует от системы воспитательно-просветительской работы с дошкольниками нового содержания, форм и методов патриотического воспитания. Рассмотрим примерный перечень способов организации работы данного направления.
1. Отмечается актуальность, новизна и необходимость в проектной и исследовательской деятельности патриотического воспитания детей. Только через активное вовлечение в такого рода деятельность и сознательное участие в ней всех участников образовательного процесса (ребенок-педагог-родитель) можно достигнуть успехов в этом направлении[4].
2. Музейная педагогика :
малый музей / уголок Боевой Славы, историко-патриотический музей/ уголок.
Актуальность данной формы работы заключается в том, что все дальше уходят от нас события, связанные с Великой Отечественной войной [7].
Это в свою очередь ведет к тому, что дошкольники имеют все более скудные представления о том, какой ценой досталась победа нашим воинам, благодаря которым мы сейчас живем под мирным небом. Очень важно, чтобы дети осознали важность и трагедию долги лет Вов, получили эмоциональный отклик в сердцах, испытали чувство гордости за свой народ и надолго сохранили в памяти события тех лет. Для успешного решения всех вышеперечисленных задач имеет место организация в группе «Музейного уголка», «Мини-музея Боевой Славы» и т. п. Данный проект необходимо осуществлять совместно с родителями и их семьями. Особенно это актуально для сбора ценной информации о Героях, которые жили в семье дошкольника (фотографии, письма, записки, копии важных документов, сведения о боевых орденах и заслугах, интересные личные вещи и др.). Из полученных материалов становится возможным организация тематических выставок, альбомов, стендов и многое другое.
3. Кружковая работа спортивно-патриотической направленности
Спортивно-патриотическое воспитание представляет собой организацию и реализацию многоплановой, систематической, целенаправленной и скоординированной деятельности по формированию физически и духовно развитой личности, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности, патриотизма [1].
Цель спортивно-патриотического воспитания - развитие у детей и молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей формирующейся личности дошкольника, развитие высокой работоспособности, совершенствование физических навыков, поддержание здоровья детского организма в целом.
Основные потребности и мотивы занятий спортивной и патриотической деятельностью в большей мере связаны с доминирующей установкой на воспитательно-познавательную деятельность, на формирование социальных мотивов, обусловленных потребностью ребенка занять новое положение среди сверстников. Высоким мотивом деятельности является игровой, и это совпадает с ведущим видом деятельности [1].
Формы работы в подобном кружке могут быть следующие:
- ведение общеоздоровительной работы по физическому воспитанию;
- проведение спортивных праздников, «веселых стартов»;
- проведение детских военно-спортивных игр «Зарничка», «Орленок»;
- организация закаливающих и оздоровительных мероприятий в разные сезонные периоды;
- постепенная подготовка и формирование интереса к сдачам норм ГТО (старший дошкольный возраст).
Спортивно-патриотическая работа позволяет не только развить и улучшить общефизические показатели развития дошкольника, но и значительным образом воспитать в нем такие важнейшие морально-нравственные качества личности как помощь, взаимовыручка, дружелюбность, ответственность, целеустремленность, активность, командный дух, любовь к своей семье, к малой Родине и своей стране в целом.
Необходим учет и таких компонентов, которые относятся к духовной сфере личности: содержание мыслей и чувств, иерархия ценностных ориентации, что, в конечном счете, определяет социальную активность ребенка как гражданина.
Подводя итог нашей статьи важно отметить, в современных условиях патриотическое воспитание дошкольников, школьников и молодежи в целом имеет колоссальное значение в формировании гармонично развивающегося, физически и психологически здорового, образованного и гуманного поколения, готовое по необходимости встать на защиту своей Родины. В рамках дошкольного образования патриотическое воспитание также является востребованным и актуальным для современного общества. Для повышения эффективности следует вывести данное направление в систему дополнительного образования в ДОО, что позволит более тщательно и глубоко развивать и воспитывать маленьких подрастающих защитников.
Литература
1. Бойко Роман Викторович «Содержание и организация спортивно-патриотического воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности» 2007-2016 Электронная библиотека диссертаций dslib.net
2. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. - М. : АРКТИ, 2005. - 319 с.
3. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. - М. : Творческий Центр Сфера, 2009. - 208 с.
4. Лабецкая Г. Ю. Проектная и исследовательская деятельность как средство воспитания патриотизма у обучающихся МАОУ ДО Центра детского творчества», - 2014г.
5. Оверчук Т. И. Воспитательная система "Маленькие россияне" / Под общей редакцией Оверчук Т. И. - М. : "Мозаика-Синтез", 2007. - 580 с.
6. Татаринкова Л. Ю. Веселова. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С. 118-121
7. Шанина И. В. Проект «Мини-музей военной Славы» https://www.maam.ru/detskijsad/istoricheskiimini-muzei-voenoi-slavy.html