Ирина Дмитриева
Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у под-растающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень - Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.
Публикация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое фор-мируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество.
Правильная организация работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и пси-хологических особенностей детей этого возраста. В старшем дошкольном возрасте, как отмечают психологи, появляются новообразования, свидетельствующие о воз-можности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическо-му воспитанию детей. К ним относится, прежде всего, формирование у дошколь-ников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанно-сти, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний.
Актуальность
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме патриотического воспитания в семье. Часто в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. А ведь из семьи ребенок усваивает основные соци-альные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает опреде-ленные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе.
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
Любовь ребенка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью. «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы педагогического коллектива детского сада в работе по патриотическому воспитанию детей. Источником формирования у ребенка любви к родным местам является и участие его в общественно-полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле; формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Прогнозируемый результат
Одной из основных форм нравственно-патриотического воспитания детей в ДОУ являются тематические занятия, где происходит приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
Составленный конспект может быть использован во всех образовательных учреждениях для детей старшего дошкольного возраста. Это дает возможность систематизировать и обобщить знания детей о России; закрепить знания о государственных символах; о природе России; воспитывать патриотические чувства, чувство любви к своей Родине – России; расширять представления о Москве – главном городе, столице России.
Благодаря реализации работы гражданско - патриотического воспитания дошкольников в ДОУ педагог может повысить уровень образования и развития воспитанников по данной теме. У детей формируются понятия привязанности к родному дому, семье, малой Родине; чувство гордости и уважения за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции. Дети гордятся своим народом, его достижениями, его героическим прошлым. Возрастает активность родителей к организации образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию.
Заключение
Нравственно-патриотическое воспитание способствует тому, что у ребёнка развиваются навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважение к труду. Можно сказать, что в целом формируется социальная компетентность ребёнка.
Хочется верить, что проводимая работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.
Любовь к Родине начинается с любви к своей Малой Родине - месту, где человек родился!