Папки-передвижки

Говорящая среда в подготовительной группе

Наталья Шихалева
Говорящая среда в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

С недавних пор все чаще в образовательном пространстве детского сада стало появляться такое выражение как «говорящая среда».

Что же это такое? Мы будем придерживаться определения, которое дала Илюхина Юлия Валерьевна, доцент кафедры дошкольного образования института развития образования Краснодарского края.

Публикация «Говорящая среда в подготовительной группе» размещена в разделах

Мы не можем утверждать, что все содержание стало для нас открытием, поскольку в развивающей среде группы нами издавна использовались схемы, карточки-подсказки, алгоритмы и другие дидактические пособия для самостоятельной деятельности детей. Однако, подходы, которые использовала автор, действительно показались нам инновационными. В первую очередь, что было взято нами на вооружение - это оптимальное включение ребенка в создание среды группы.

«Говорящая среда» - это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Это третий педагог, где ребенок сам делает свои открытия, реализует свои задумки и воплощает свои идеи.

Она даёт ребёнку возможность ощутить и увидеть себя в «своём» пространстве, проявить активность и инициативность, понять собственную значимость. Ребёнку необходимо чувствовать себя хозяином в детском саду, где он проводит больше времени, чем в семье. Воспитатель – не якорь, который сдерживает активность, инициативность, эмоциональное развитие детей, а, напротив – маяк, устраняет все препятствия, мешающие ребенку пойти и спокойно взять то, что ему необходимо для творчества, для создания уголка, где он сможет побыть один, воспользоваться любой мебелью в группе и т. д. Поэтому слово НЕЛЬЗЯ в условиях «говорящей» среды является словом «паразитом».

Суть технологии «Говорящая среда» – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребёнка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений.

Ребёнок, получая необходимую информацию, имеет широкий выбор для своей деятельности, может по-своему усмотрению конструктивно использовать подготовленный педагогом информационный ресурс.

Слайд 3

В детском саду дети проводят большую часть дня, и мы — педагоги, стремимся использовать инновационные подходы и принципы построения развивающего пространства. Правильно организованная предметно-развивающая среда в нашей группе предоставляет каждому ребенку разные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития.

Посмотрев на образовательную среду  группы другими глазами, мы увидели, что действительно, в некоторых местах имеется нерациональное расположение игрового оборудования и образовательного материала.

И мы, поставили перед собой задачу: модернизировать образовательную среду в нашей группе, чтобы в ней было не только уютно, комфортно и безопасно, но познавательно и интересно детям.

Слайд 4 -5

В детском саду, дети общаются, играют, дружат, исследуют и познают. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе организована таким образом, чтобы отвечать потребностям и интересам детей, предоставлять им свободу для получения опыта и знаний.

Прежде чем сделать среду «говорящей», необходимо подготовить базу, направленную на становление игры и формирование у детей мотивов обучения. В первую очередь, мы обратили внимание на зонирование пространства, пересмотрели организацию центров активности.  

В нашей группе мы организовали центры таким образом, чтобы в них было все необходимое для самостоятельной деятельности ребенка в зависимости от задуманного. Чтобы избежать переполнения центров, все материалы убраны в контейнеры и подписаны.

«Говорящая» среда детям рассказывает о теме дня, недели, проекта. Значительная часть демонстрационного материала и результатов деятельности детей и родителей соответствуют теме реализуемого в данное время проекта. По многим темам недели изготовлены лэпбуки.

Опорные (ключевые) слова изучаемой темы или реализуемого в данный момент проекта, как зрительные опоры, находятся повсюду в группе и используются педагогами для развития предпосылок грамотности у детей.

Благодаря «Говорящей» среде дети знают, что и где лежит; чувствуют себя хозяевами группы; могут воплощать все ими задуманное.  

Для реализации идеи «говорящей среды» в группе нами были использованы различные приемы, создающие более доверительные отношения к педагогу и дружескую атмосферу между детьми.

Слайд 6

В первую очередь, мы обратили внимание на зонирование пространства, пересмотрели организацию центров активности.

 Мы с коллегами придумали простой и действенный способ приветствия, которое необходимо для поднятия настроения и ребенка, и взрослого, для установления эмоционального контакта между ними. Мы нашли в интернете картинки смайликов для различных видов приветствия  : объятия, воздушный поцелуй, танец, хлопок ладонями. Мы распечатали, вырезали и заламинировали картинки со смайликами и повесили на стену при входе в группу. Дети с удовольствием включились в данный ритуал, он им сразу полюбился. Утром некоторые дети бегут приветствовать воспитателей, не раздеваясь, очень уж понравилось это занятие!

Слайд 7

Экран «Мое настроение» помогает в работе по развитию эмоционального интеллекта. Если ребенок сам выбирает эмоцию «злость» или «радость», если ребенок выбрал «злость», то необходимо с ним пообщаться, спросить его:

- Ты злишься? Ты обижен? Ты хочешь поговорить об этом? С кем ты хочешь поговорить? Со мной, с детьми на утреннем круге? Так далее. Важно правильно среагировать на ситуацию (проблему, озвученную ребенком, показать и сказать, что вы его понимаете. Категорически нельзя говорить ребенку : нашел из-за чего расстраиваться/ подумаешь… /что ты как маленький, т. д. Мы взрослые понимаем, что детская проблема – не проблема вовсе, но это для нас, а для него это катастрофа века. Важно это понять. Как правило, получив такую правильную обратную связь, прожив свои эмоции, а главное, почувствовав, что он не один на один со своими переживаниями, ребенок быстро переходит из грусти, обиды в эмоцию радости.

Слайд 8

Для успешной социализации детей и поддержания порядка в группе, мы, педагоги совместно с детьми, сформулировали и наглядно оформили правила нашей группы. Детям было предложено нарисовать. что можно делать в группе, а что нельзя. Ребята с удовольствием составили и оформили свои правила группы и с интересом делились ими, затем дети размещалиих на нашем мобильном стенде.

А также в своей работе мы используем интересный «прибор» - шумомер, на котором детям предлагается самостоятельно оценить уровень шума в группе.

Полностью предотвратить конфликты между детьми в детском саду нельзя, да и не нужно. Эти ситуации и выход из них – основа социализации ребенка в будущем. Для решения споров и ссор дети прибегают к мирилке. Это специально сделанная и красиво оформленная коробочка а, где дети сцепляют мизинцы друг друга в знак примирения и ритмично вместе говорят слова короткие рифмованные строчки, которые помогают детям помириться. Мирилка произносится подряд 5-10 раз и действительно примиряет. Это ведь очень весело – вместе произносить текст, в ритм делая движения сцепленными мизинчиками. И обиды быстро проходят, а на смену им появляется улыбка. Мы советуем всем иметь на группах картотеку и атрибуты для «мирилок».

Слайд 9

Основное время дошкольники находятся в группе, поэтому считается, что выставки детских работ там и нужно размещать (не для родителей, а для детей). Когда дети видят свои рисунки на «Говорящей стене», у них есть возможность и время их рассматривать. Дети их обсуждают, обмениваются впечатлениями - так создаются условия для речевого и социально-коммуникативного развития. Кроме того, осознание того, что твою работу разместят на выставке, дает ребенку дополнительную мотивацию. Чтобы его рисунок был достойным, он будет стараться сделать работу аккуратно и красиво.

Слайд 10

В нашей группе мы создали - Центры, которые обогащаются и наполняются в соответствии с темой недели или проекта (демонстрационный материал, игры, игрушки, таблицы, книги, иллюстрации). Все создается детьми, их родителями и педагогами в процессе совместной работы.  

        В группе создан центр познания.

На доске размещается название темы недели, опорные (ключевые) слова по теме недели. В центре развития подобраны дидактические игры по развитию речи, тематические карточки для образовательной деятельности, картотека мнемотаблиц для составления рассказов, пересказов, сказок, раскраски по развитию речи. Дети рассматривают, закрашивают, штрихуют, сравнивают, копируют буквы и слова, обсуждают изображения.  

Слайд11

Центр дежурства закладывает в ребенке желание и умение трудиться в интересах всей группы. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом.

В уголке дежурства дети сами наклеивают на магнитную доску, кто дежурит сегодня, дежурный заполняет какое сегодня число, месяц, день недели.  А также дети совместно с педагогами разработали и раскрасили меню карточки, которые выкладывают на магнитную доску, что будет на завтрак, обед и ужин.

Слайд 12

В настоящее время большую часть в работе с детьми приобретает такой продуктивный вид деятельности, как конструирование. И, основываясь на это, мы решили создать в нашей группе Лего стену, ведь каждый ребенок-прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Он имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции и для этого мы с детьми нарисовали карточки-схемы построек из Лего

Слайд 12

Хотим представить вам наш многофункциональный мобильный стенд, который мы сделали сами для детей нашей группы. Наш мобильный стенд — это, универсальное средство наглядной информации для детей.

Благодаря своей "мобильности" стенд можно перемещать и использовать, как дополнительный наглядный материал на занятиях с детьми. В него можно расположить дидактический материал в соответствии с темой недели на разные образовательные и игровые материалы. Методика работы со стендом проста для педагогов и привлекательна для детей.

Слайд 13

А в центре эксперементирования у нас есть еще одно потрясающее пособие для увлекательных игр и эксперементов с песком или водой , которое наши родители изготовили их ПВХ труб. В любое время года дети с удовольствием проводят опыты и эксперементы, развивая свою познавательную активность. В цетре эксперементирования имеются различные материалы для проведения и других опытов согласно возрасту. Также имеются карточки фиксации результатов опыта, схемы-алгоритмы для самостоятельного проведения опытов детьми.

Слайд 14

Нам, как педагогам, «говорящая» помогает эффективно планировать дальнейшее взаимодействие с детьми, а также индивидуальную работу с ними. Такая, правильно организованная, «говорящая» среда дает детям возможность почувствовать себя в своем пространстве полноправными хозяевами, проявить активность и инициативность, осознать свою значимость, ощутить свой личный вклад в общее дело.

Хотелось бы завершить словами одного из классиков отечественной педагогики Антона Семеновича Макаренко: «воспитывает всё : люди, вещи, явления…». А в дошкольных образовательных организациях могут воспитывать и стены.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Говорящая» среда как технология организации образовательного процесса в старшей группе«Говорящая» среда как технология организации образовательного процесса в старшей группе Уже давно хотела организовать «говорящую» среду в группе, но то времени не хватало, то место подходящее не могла найти. Наконец – то получилось.

«Говорящая стена» в младшей группе «Край родной — Приморье»«Говорящая стена» в младшей группе «Край родной — Приморье» «Говорящая стена» – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, в своеобразный.

Развивающая среда в подготовительной группе детского садаРазвивающая среда в подготовительной группе детского сада Предметно-развивающая среда в подготовительной группе должна обеспечить возможность выбора каждым ребенком деятельности по интересам и позволить.

Говорящая среда в группе раннего возраста ДОУГоворящая среда в группе раннего возраста ДОУ Добрый день, уважаемые коллеги! Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ уделяется большое внимание. Сегодня.

Говорящая среда в старшей группеГоворящая среда в старшей группе Говорящая среда в старшей группе "Совята". Цель: сконструировать многофункциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Говорящая среда в подготовительной группе
Опубликовано: 17 сентября 2024 в 15:21
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Говорящая среда в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шихалева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД