Кристина Юрьевна
Конспект интегрированного занятия к Дню защитника Отечества «Богатырская тема в искусстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Как подготовиться ко Дню защитника Отечества.
Готовый конспект интегрированного занятия «Богатырская тема в искусстве»
[/b]
Музыкальный руководитель: Антощенко К. Ю.
г. Брянск
Участники
Дети старшего дошкольного возраста
Цель
Публикация «Конспект интегрированного занятия к Дню защитника Отечества „Богатырская тема в искусстве“» размещена в разделах
- Богатыри. Конспекты занятий
- День защитника Отечества. 23 февраля
- День защитника. Конспекты занятий к 23 февраля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Приобщить к истории Родины посредством музыки, живописи, литературы
Задачи
Обучающие: углубить знания детей об истории Родины и её защитниках-богатырях; обогатить словарный запас детей: богатырь, защитник Отечества, художник, живопись, выставка, композитор, фортепиано, симфонический оркестр, театр, театральная постановка.
Развивающие: активизировать детей в музыкальной деятельности; развивать вокально-хоровые навыки при исполнении песен о солдатах, армии и Родине, музыкально-ритмические движения в ритмической гимнастике и музыкальной игре.
Воспитательные: воспитывать у детей чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины; формировать нравственные качества личности ребёнка: доброта, дружелюбие, честность; воспитывать патриотические чувства посредством приобщения к шедеврам отечественного искусства.
Здоровьесберегающие: развивать координацию движений в ритмической гимнастике и подвижной игре; развивать артикуляционный аппарат в музыкально-ритмической игре и пении песен.
Методы:
Словесный, наглядный, игровой методы; наблюдение; мотивация и исследование.
Приёмы:
Музыкально-дидактические игры с применением «Логических блоков» Дьенеша и палочек Кюизенера; карточки-схемы жанров музыки; презентация «Богатырская тема в искусстве»; интеграция образовательных областей.
Предварительная работа:
Подготовка презентации «Богатырская тема в искусстве»; изготовление карточек-схем для музыкально-дидактической игры «Песня. Танец. Марш»; подготовка атрибутов для музыкально-дидактических игр. Разучивание с детьми песен: «Труба», музыка Е. Тиличеевой, слова М. Долинова; «Бравые солдаты», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной; «Будем в армии служить», музыка Ю. Чичкова, слова В. Малкова; песня-марш «Будущий солдат», музыка Д. Трубачёва, слова В. Трубачёва и А. И. Пилецкой; подготовка для слушания пьесы М. Мусоргского «Богатырские ворота», пьесы Р. Шумана «Смелый наездник».
Материалы и оборудование
Экран, проектор, ноутбук для показа презентации; музыкальный центр, флеш-накопитель с записями музыки.
Конспект занятия
Дети входят в зал под «Марш», музыка А. Филиппенко.
Вводная, мотивационная часть
Музыкальный руководитель произносит музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!». Напоминает, что идёт подготовка к празднику 23 Февраля, на котором поздравляют дедушек, пап, братьев в семье. Задает вопрос, что это за праздник? Дети отвечают: «День защитника Отечества».
Музыкальный руководитель:
А хотите заглянуть в историческое прошлое нашей Родины и узнать, какие были защитники в старину – русские богатыри? Как богатырская тема отражалась в разных видах искусства: музыке, живописи, литературе, кино?
Дети: Да.
Основная, содержательная часть
Музыкальный руководитель предлагает детям, как будущим защитникам Отечества, выполнить перестроения в три колонны и ритмическую гимнастику под музыку.
Ритмическая гимнастика
Дети выполняют ритмическую гимнастику под песню «Будущий солдат», музыка Д. Трубачёва, слова В. Трубачёва и А. И. Пилецкой.
Музыкально-дидактическая игра «Песня. Танец. Марш»
Дети играют сразу после гимнастики. Нужно угадать вид (жанр) музыки, под которую выполняли гимнастику, и поднять карточки-схемы. Правильный ответ: «Две карточки – “песня” и “марш”».
Слушание музыки
Дети садятся на стулья перед экраном и смотрят презентацию «Богатырская тема в искусстве». На экране иллюстрации картины В. Васнецова «Три богатыря». Музыкальный руководитель беседует с детьми об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче. Показывает эскиз «Богатырские ворота» Гартмана, с изображением шлема богатыря и кокошника, знакомит с циклом пьес «Картинки с выставки»
М. Мусоргского.
Музыкальный руководитель:
Определите, ребята, характер музыки М. П. Мусоргского «Богатырские ворота» (фортепиано и оркестровое изложение).
Дети:
Богатырская, мощная, сильная, торжественная, плавная мелодия, величественная, громкая.
Физкультминутка
Звучит стих «Февраль». С. Я. Маршак.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолётов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье Дети поднимают руки вверх и качают ими
совершают волнообразные движения рук
раскрывают руки, как крылья
раскрывают широко руки
приставляют руку к виску, отдают честь
Музыкальный руководитель:
На картине богатыри не стоят, а сидят на конях. Как называется человек, сидящий верхом на коне?
Дети:
Всадник, наездник.
Артикуляционная игра «Всадники»
Звучит музыка Р. Шумана «Смелый наездник».
Если не очень громкая музыка (1-я и 3-я части, то дети щёлкают языком, вытянув губы вперёд. Если громко звучит музыка (2-я – средняя часть, то щёлкают громко, широко растянув рот в улыбке.
Пальчиковая игра-вспоминалка «Фигуры»
Дети строят разные геометрические фигуры одним-двумя пальцами двух рук перед собой: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Музыкально-дидактическая игра «Определи музыкальную форму»
Звучит музыка Р. Шумана «Смелый наездник».
Дети с помощью логических блоков Дьенеша должны самостоятельно выложить 3-частную форму, выбрав по-своему желанию форму и цвет фигур. Например,.
Песня-распевка
Звучит «Труба», музыка Е. Тиличеевой.
Дети рассматривают иллюстрации медного духового инструмента – трубы.
Музыкально-дидактическая игра «Угадай звук – «та» или «ра»?
Звучит мелодия. Дети показывают ответ рукой – вверх «ра» или вниз «та».
Музыкально-дидактическая игра «Выложи ритм»
Дети слушают песенку «Труба». Прохлопывают ритм в ладоши и поют песенку. С применением палочек Кюизенера выкладывают рисунок.
Пение
Дети рассматривают иллюстрации о солдатах Российской армии. Перестраиваются на полукруг в центре зала. Исполняют песни: «Бравые солдаты». Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Будем в армии служить» (с солистами). Муз. Ю. Чичкова, сл. В. Малкова.
Музыкальный руководитель проводит вокально-хоровую работу над исполнением песен в ансамбле. Учит самостоятельно начинать петь после вступления и проигрыша.
Игра «Найди себе пару!» под музыку Т. Ломовой
Дети выбирают водящего считалочкой.
Считалка:
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
Правила игры
Водящий стоит в середине круга, дети – парами по кругу, повернувшись боком к водящему. На 1–2-й такт – две «Пружинки», на 3–4-й такт – поворачиваются к другому партнёру, делают 4 шага и берут его за руки. Повторяют движения и возвращаются к своему первому партнёру.
Во второй части музыки нужно заменить подскоки на прямой галоп и пояснить, что ребята – всадники на конях, как богатыри. Двигаются врассыпную по всему залу, свободно ориентируются. С окончанием музыки нужно найти себе любую пару и встать по кругу, как в начале игры. Выигрывают те, кто быстро находит себе пару!
Рефлексия
Музыкальный руководитель:
Мы слушали сегодня музыку и смотрели картину. Кто вспомнит название этих произведений искусства?
Дети:
«Три богатыря», «Богатырские ворота».
Музыкальный руководитель:
Вам, ребята, нужно нарисовать в свободное время от занятий в детском саду или дома рисунки на тему «Богатыри». Потом вы отдадите их воспитателю и сделаете выставку рисунков.
Музыкальный руководитель опрашивает детей, что понравилось больше всего на нашем занятии. В конце дети должны снова сесть на коней (скакать прямым галопом) и под весёлую музыку найти своё место по кругу. Музыкальное прощание «До свидания». Дети успокаиваются и под «Марш» А. Филиппенко покидают музыкальный зал.
Информация, которая поможет вам обсудить с детьми картину В.
Васнецова «Три богатыря»[/b]
Виктор Васнецов написал картину «Три богатыря» в 1898 году. Над этим шедевром он трудился около двадцати семи лет. Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом Отчизны. В любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую Родину – матушку Русь. Илья Муромец – это русский былинный герой, он самый сильный и мудрый, восседает на чёрном коне и вглядывается вдаль в поисках врагов. С его мускулистой руки свисает тяжёлая булатная палица, в другой руке – острое копьё на изготове. Слева от Ильи Муромца на белом коне – богатырь Добрыня Никитич. Он грозно вынимает свой тяжёлый богатырский меч. От одного только вида этих первых двух богатырей враг может вздрогнуть и повернуть обратно. Справа от Ильи Муромца на красно-золотистом коне – Алёша Попович. Левой рукой он держит свой лук, от стрелы которого ни один враг ещё не увернулся. Его сила кроется в хитрости и смекалке. Васнецов передаёт характеры трёх богатырей. В них отражено величавое спокойствие, присутствие духа правого дела, пресечь который никому не позволено. Как известно по историческим преданиям, богатырь Илья Муромец выходец из крестьянской семьи, жившей в селе Карачарово в окрестностях города Мурома или Муромля, что во Владимирской губернии. Другая версия гласит, что Илья Муромец уроженец Черниговщины. В детстве он был болен и обездвижен, страдал параличом, много молился о выздоровлении, излечился благодаря старцам знахарям. Характер героя уравновешенный и смиренный, глубоко верующий и справедливый. Никогда не задавался своей силушкой перед своим окружением. В схватке с врагами всегда побеждал. Побеждённых отпускал на четыре стороны, поэтому слава об Илье Муромце быстро расходилась в народе, как о бравом герое, всеми уважаемом, в том числе и врагами. Добрыня Никитич, по историческим данным, родился в городе Рязани в купеческой семье, при другом раскладе – сын поместного рязанского воеводы Никиты. По другой версии, во времена князя Владимира Красное Солнышко был воевода, наречённый именем Добрыня, собственно, он и был дядей князю Владимиру. Как полагается в княжьих семьях, Добрыня был образованным. В детстве его обучали различной грамоте. Он был творчески одарён, мастер игры в шахматы, поговаривают, что в этой игре однажды обыграл самого татарского хана. Отличный стрелок, храбр и мужественен, здоровьем не обижен, силён и ловок, первый богатырь, мог взяться за рискованные задания, за которые другие браться побаивались. Грамотно владел против врагов мечом, метко стрелял из лука, в свободное время играл на народных музыкальных инструментах типа гуслей, свирели. Характер справедлив и дипломатичен. Алёша Попович, по известным летописям, родился в боярской семье, наречённый именем Александр (Олеша) Попович, а по другим версиям, он являлся сыном ростовского священника во времена князя Владимира Святославича или, что менее вероятно, он вообще был родом из Полтавской губернии из местечка Пирятин. Относительно Ильи Муромца и Добрыни Никитича он не так силён, хромает на ногу, но обладает другими важными свойствами характера – он хитёр, иногда в бою без этого не обойтись. В его дружине очень ценилась его смекалистость. Благодаря своему недюжинному уму он как бы выходил сухим из воды. В жизни он интриган и задористо играет на гуслях. Несмотря на более хрупкую фигуру Алёши Поповича, по былинным преданиям, он побеждает Тугарина Змея. Виктор Васнецов описание картины дал в короткой, но ёмкой реплике: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли кого». Сегодня этот шедевр находится в художественном музее в Москве – в Третьяковской галерее.