МААМ-картинки

Конспект интегрированного занятия к Дню защитника Отечества «Богатырская тема в искусстве»

Кристина Юрьевна
Конспект интегрированного занятия к Дню защитника Отечества «Богатырская тема в искусстве»
▼ Скачать + Заказать документы

Как подготовиться ко Дню защитника Отечества.

Готовый конспект интегрированного занятия «Богатырская тема в искусстве»

[/b]

Музыкальный руководитель: Антощенко К. Ю.

г. Брянск

Участники

Дети старшего дошкольного возраста

Цель

Приобщить к истории Родины посредством музыки, живописи, литературы

Задачи

Темочки:

Обучающие: углубить знания детей об истории Родины и её защитниках-богатырях; обогатить словарный запас детей: богатырь, защитник Отечества, художник, живопись, выставка, композитор, фортепиано, симфонический оркестр, театр, театральная постановка.

Развивающие: активизировать детей в музыкальной деятельности; развивать вокально-хоровые навыки при исполнении песен о солдатах, армии и Родине, музыкально-ритмические движения в ритмической гимнастике и музыкальной игре.

Воспитательные: воспитывать у детей чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины; формировать нравственные качества личности ребёнка: доброта, дружелюбие, честность; воспитывать патриотические чувства посредством приобщения к шедеврам отечественного искусства.

Здоровьесберегающие: развивать координацию движений в ритмической гимнастике и подвижной игре; развивать артикуляционный аппарат в музыкально-ритмической игре и пении песен.

Методы:

Словесный, наглядный, игровой методы; наблюдение; мотивация и исследование.

Приёмы:

Музыкально-дидактические игры с применением «Логических блоков» Дьенеша и палочек Кюизенера; карточки-схемы жанров музыки; презентация «Богатырская тема в искусстве»; интеграция образовательных областей.

Предварительная работа:

Подготовка презентации «Богатырская тема в искусстве»; изготовление карточек-схем для музыкально-дидактической игры «Песня. Танец. Марш»; подготовка атрибутов для музыкально-дидактических игр. Разучивание с детьми песен: «Труба», музыка Е. Тиличеевой, слова М. Долинова; «Бравые солдаты», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной; «Будем в армии служить», музыка Ю. Чичкова, слова В. Малкова; песня-марш «Будущий солдат», музыка Д. Трубачёва, слова В. Трубачёва и А. И. Пилецкой; подготовка для слушания пьесы М. Мусоргского «Богатырские ворота», пьесы Р. Шумана «Смелый наездник».

Материалы и оборудование

Экран, проектор, ноутбук для показа презентации; музыкальный центр, флеш-накопитель с записями музыки.

Конспект занятия

Дети входят в зал под «Марш», музыка А. Филиппенко.

Вводная, мотивационная часть

Музыкальный руководитель произносит музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!». Напоминает, что идёт подготовка к празднику 23 Февраля, на котором поздравляют дедушек, пап, братьев в семье. Задает вопрос, что это за праздник? Дети отвечают: «День защитника Отечества».

Музыкальный руководитель:

А хотите заглянуть в историческое прошлое нашей Родины и узнать, какие были защитники в старину – русские богатыри? Как богатырская тема отражалась в разных видах искусства: музыке, живописи, литературе, кино?

Дети: Да.

Основная, содержательная часть

Музыкальный руководитель предлагает детям, как будущим защитникам Отечества, выполнить перестроения в три колонны и ритмическую гимнастику под музыку.

Ритмическая гимнастика

Дети выполняют ритмическую гимнастику под песню «Будущий солдат», музыка Д. Трубачёва, слова В. Трубачёва и А. И. Пилецкой.

Музыкально-дидактическая игра «Песня. Танец. Марш»

Дети играют сразу после гимнастики. Нужно угадать вид (жанр) музыки, под которую выполняли гимнастику, и поднять карточки-схемы. Правильный ответ: «Две карточки – “песня” и “марш”».

Слушание музыки

Дети садятся на стулья перед экраном и смотрят презентацию «Богатырская тема в искусстве». На экране иллюстрации картины В. Васнецова «Три богатыря». Музыкальный руководитель беседует с детьми об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче. Показывает эскиз «Богатырские ворота» Гартмана, с изображением шлема богатыря и кокошника, знакомит с циклом пьес «Картинки с выставки»

М. Мусоргского.

Музыкальный руководитель:

Определите, ребята, характер музыки М. П. Мусоргского «Богатырские ворота» (фортепиано и оркестровое изложение).

Дети:

Богатырская, мощная, сильная, торжественная, плавная мелодия, величественная, громкая.

Физкультминутка

Звучит стих «Февраль». С. Я. Маршак.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.

Поднимаясь, мчатся вдаль

Самолётов звенья.

Это празднует февраль

Армии рожденье Дети поднимают руки вверх и качают ими

совершают волнообразные движения рук

раскрывают руки, как крылья

раскрывают широко руки

приставляют руку к виску, отдают честь

Музыкальный руководитель:

На картине богатыри не стоят, а сидят на конях. Как называется человек, сидящий верхом на коне?

Дети:

Всадник, наездник.

Артикуляционная игра «Всадники»

Звучит музыка Р. Шумана «Смелый наездник».

Если не очень громкая музыка (1-я и 3-я части, то дети щёлкают языком, вытянув губы вперёд. Если громко звучит музыка (2-я – средняя часть, то щёлкают громко, широко растянув рот в улыбке.

Пальчиковая игра-вспоминалка «Фигуры»

Дети строят разные геометрические фигуры одним-двумя пальцами двух рук перед собой: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Музыкально-дидактическая игра «Определи музыкальную форму»

Звучит музыка Р. Шумана «Смелый наездник».

Дети с помощью логических блоков Дьенеша должны самостоятельно выложить 3-частную форму, выбрав по-своему желанию форму и цвет фигур. Например,.

Песня-распевка

Звучит «Труба», музыка Е. Тиличеевой.

Дети рассматривают иллюстрации медного духового инструмента – трубы.

Музыкально-дидактическая игра «Угадай звук – «та» или «ра»?

Звучит мелодия. Дети показывают ответ рукой – вверх «ра» или вниз «та».

Музыкально-дидактическая игра «Выложи ритм»

Дети слушают песенку «Труба». Прохлопывают ритм в ладоши и поют песенку. С применением палочек Кюизенера выкладывают рисунок.

Пение

Дети рассматривают иллюстрации о солдатах Российской армии. Перестраиваются на полукруг в центре зала. Исполняют песни: «Бравые солдаты». Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Будем в армии служить» (с солистами). Муз. Ю. Чичкова, сл. В. Малкова.

Музыкальный руководитель проводит вокально-хоровую работу над исполнением песен в ансамбле. Учит самостоятельно начинать петь после вступления и проигрыша.

Игра «Найди себе пару!» под музыку Т. Ломовой

Дети выбирают водящего считалочкой.

Считалка:

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

Правила игры

Водящий стоит в середине круга, дети – парами по кругу, повернувшись боком к водящему. На 1–2-й такт – две «Пружинки», на 3–4-й такт – поворачиваются к другому партнёру, делают 4 шага и берут его за руки. Повторяют движения и возвращаются к своему первому партнёру.

Во второй части музыки нужно заменить подскоки на прямой галоп и пояснить, что ребята – всадники на конях, как богатыри. Двигаются врассыпную по всему залу, свободно ориентируются. С окончанием музыки нужно найти себе любую пару и встать по кругу, как в начале игры. Выигрывают те, кто быстро находит себе пару!

Рефлексия

Музыкальный руководитель:

Мы слушали сегодня музыку и смотрели картину. Кто вспомнит название этих произведений искусства?

Дети:

«Три богатыря», «Богатырские ворота».

Музыкальный руководитель:

Вам, ребята, нужно нарисовать в свободное время от занятий в детском саду или дома рисунки на тему «Богатыри». Потом вы отдадите их воспитателю и сделаете выставку рисунков.

Музыкальный руководитель опрашивает детей, что понравилось больше всего на нашем занятии. В конце дети должны снова сесть на коней (скакать прямым галопом) и под весёлую музыку найти своё место по кругу. Музыкальное прощание «До свидания». Дети успокаиваются и под «Марш» А. Филиппенко покидают музыкальный зал.

Информация, которая поможет вам обсудить с детьми картину В.

Васнецова «Три богатыря»[/b]

Виктор Васнецов написал картину «Три богатыря» в 1898 году. Над этим шедевром он трудился около двадцати семи лет. Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом Отчизны. В любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую Родину – матушку Русь. Илья Муромец – это русский былинный герой, он самый сильный и мудрый, восседает на чёрном коне и вглядывается вдаль в поисках врагов. С его мускулистой руки свисает тяжёлая булатная палица, в другой руке – острое копьё на изготове. Слева от Ильи Муромца на белом коне – богатырь Добрыня Никитич. Он грозно вынимает свой тяжёлый богатырский меч. От одного только вида этих первых двух богатырей враг может вздрогнуть и повернуть обратно. Справа от Ильи Муромца на красно-золотистом коне – Алёша Попович. Левой рукой он держит свой лук, от стрелы которого ни один враг ещё не увернулся. Его сила кроется в хитрости и смекалке. Васнецов передаёт характеры трёх богатырей. В них отражено величавое спокойствие, присутствие духа правого дела, пресечь который никому не позволено. Как известно по историческим преданиям, богатырь Илья Муромец выходец из крестьянской семьи, жившей в селе Карачарово в окрестностях города Мурома или Муромля, что во Владимирской губернии. Другая версия гласит, что Илья Муромец уроженец Черниговщины. В детстве он был болен и обездвижен, страдал параличом, много молился о выздоровлении, излечился благодаря старцам знахарям. Характер героя уравновешенный и смиренный, глубоко верующий и справедливый. Никогда не задавался своей силушкой перед своим окружением. В схватке с врагами всегда побеждал. Побеждённых отпускал на четыре стороны, поэтому слава об Илье Муромце быстро расходилась в народе, как о бравом герое, всеми уважаемом, в том числе и врагами. Добрыня Никитич, по историческим данным, родился в городе Рязани в купеческой семье, при другом раскладе – сын поместного рязанского воеводы Никиты. По другой версии, во времена князя Владимира Красное Солнышко был воевода, наречённый именем Добрыня, собственно, он и был дядей князю Владимиру. Как полагается в княжьих семьях, Добрыня был образованным. В детстве его обучали различной грамоте. Он был творчески одарён, мастер игры в шахматы, поговаривают, что в этой игре однажды обыграл самого татарского хана. Отличный стрелок, храбр и мужественен, здоровьем не обижен, силён и ловок, первый богатырь, мог взяться за рискованные задания, за которые другие браться побаивались. Грамотно владел против врагов мечом, метко стрелял из лука, в свободное время играл на народных музыкальных инструментах типа гуслей, свирели. Характер справедлив и дипломатичен. Алёша Попович, по известным летописям, родился в боярской семье, наречённый именем Александр (Олеша) Попович, а по другим версиям, он являлся сыном ростовского священника во времена князя Владимира Святославича или, что менее вероятно, он вообще был родом из Полтавской губернии из местечка Пирятин. Относительно Ильи Муромца и Добрыни Никитича он не так силён, хромает на ногу, но обладает другими важными свойствами характера – он хитёр, иногда в бою без этого не обойтись. В его дружине очень ценилась его смекалистость. Благодаря своему недюжинному уму он как бы выходил сухим из воды. В жизни он интриган и задористо играет на гуслях. Несмотря на более хрупкую фигуру Алёши Поповича, по былинным преданиям, он побеждает Тугарина Змея. Виктор Васнецов описание картины дал в короткой, но ёмкой реплике: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли кого». Сегодня этот шедевр находится в художественном музее в Москве – в Третьяковской галерее.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «День защитника Отечества» в старшей группеКонспект интегрированного занятия «День защитника Отечества» в старшей группе Конспект интегрированного занятия «День защитника Отечества» в старшей группе. Тема: Праздник 23 февраля. Задачи. 1. Расширять знания детей.

Конспект интегрированного занятия с применением нетрадиционной техники в младшей группе. Тема: «Наши защитники».Конспект интегрированного занятия с применением нетрадиционной техники в младшей группе. Тема: «Наши защитники». Образовательные области: «Художественно - эстетическое развитие». «Речевое развитие», «Физическое развитие». Задачи: 1. Развивать умение.

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «23 февраля — День защитника Отечества» Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «23 февраля- день защитника Отечества» Цель: сформировать представление об армии.

Конспект занятия по познавательно-речевой деятельности во второй младшей группе «23 февраля — День защитника Отечества!» Программное содержание. Познакомить с государственным праздником – Днем защитника Отечества. Развивать познавательный интерес к профессии.

Конспект познавательно-игрового занятия «День защитника Отечества» Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Конспект тематического занятия к Дню защитника Отечества. «День мужества» (средняя группа)Конспект тематического занятия к Дню защитника Отечества. «День мужества» (средняя группа) Методические задачи: дать первичное представление о празднике День Защитника Отечества; помочь осознать роль мужчины в жизни нашей страны.

Конспект занятия «Военно-воздушные силы Российской Федерации» к Дню Защитника Отечества «Военно-воздушные силы Российской Федерации» Цель: расширение знаний у детей о защитниках Отечества. Задачи: закрепить знания о родах войск,.

Конспект занятия по аппликации к Дню защитника Отечества в средней группеКонспект занятия по аппликации к Дню защитника Отечества в средней группе Цель: создание условий для развития творческих способностей обучающихся в процессе изготовления открытки. Задача 1. Учить детей изображать.

Конспект занятия по познавательному развитию «Праздник пап» к Дню защитника Отечества Конспект занятия по познавательному развитию «Праздник пап»[/b] (I младшая группа) Воспитатель I мл. группы: Муртазалиева Д. С. 2017 г.

Конспект занятия по художественному творчеству в старшей группе «Открытка ко Дню защитника Отечества»Конспект занятия по художественному творчеству в старшей группе «Открытка ко Дню защитника Отечества» Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество» (конструирование, аппликация, рисование,«Познание»,«Коммуникация»,«Социализация».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия к Дню защитника Отечества «Богатырская тема в искусстве»
Опубликовано: 15 января 2021 в 13:36
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия к Дню защитника Отечества «Богатырская тема в искусстве»» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Юрьевна (УИ 2230798) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД