Екатерина Алфёрова
Консультация для родителей «Готовность ребёнка к школе»
ВАШ РЕБЁНОК - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК!
Дети очень быстро растут. И вот ваш ребёнок вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдёт в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения и тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребёнка: резко меняется весь его образ жизни, ребёнок приобретает новое положение в обществе, теперь главное в его жизни – учёба, образовательная деятельность. Усвоение знаний становится основной целью!
Публикация «Консультация для родителей „Готовность ребёнка к школе“» размещена в разделах
До школы осталось совсем немного времени, и наверняка, многие родители, в режиме самоизоляции усиленно занимаются с ребёнком. Учат с ним цифры, буквы, кто-то уже тренируется в чтении, учиться писать печатными и письменными буквами. Научив, всему этому многие родители считают, что их ребёнок готов к школе, но это является основным заблуждением большинства родителей. Это заблуждение подтверждает первая встреча со школой. У многих родителей создаётся ложное представление о том, что умение читать и считать – главные гарантии дальнейших школьных успехов.
Приведём пример:
«Около 4 лет Илюша сам, без помощи взрослых начал читать, а к шести годам читал бегло. Поэтому родители отдали его в школу пораньше. Терпеливый и воспитанный, никаких шалостей Илья себе не позволял. Но уже через 10 минут урока начинал изнывать, зевать, раскрашивать фломастером руки. Вопросов учителя на уроке не слышал, а, услышав, не понимал, хотя был привязан к своей учительнице. Соответственно ребёнок получал плохие отметки и не усваивал материал. И всё это произошло, потому что родители перепутали общую готовность к школьному обучению с умением быстро читать».
Важно помнить, что развитие навыков – это не то же самое, что общее развитие. Частные навыки сами по себе не обеспечивают успешности школьного обучения, тогда как ОБЩЕЕ развитие формирует любые школьные навыки.
Надеюсь, что вы, понимая различие между общей готовностью к обучению в школе и частными навыками и умениями, не будете заниматься с ребёнком чтением, только ради чтения. Не стоит сосредотачивать усилия на нём, пренебрегая другими сторонами психического развития ребёнка. К примеру, быстро приближающее нас школьное будущее не должно заставить вас отказаться от игровых форм обучения грамоте, и вообще не спешите изгонять игру из жизни ребёнка: не доигравший дошкольник – это будущий неуспевающий ученик!
Обычно определить готов ли ребёнок к школе помогают педагоги в детском саду. В режиме самоизоляции — это сделать не так-то просто, поэтому предлагаю, самостоятельно, определить готов ли Ваш ребёнок к поступлению в первый класс.
Существует несколько способов определения, готов ли ребенок идти в первый класс.
Первый и самый простой способ – это ваши собственные наблюдения.
Вы заметили, что ребенок может без особого труда, подолгу (не менее 20 минут) выполнять кропотливую работу, требующую сосредоточения внимания, - рисует, лепит, собирает конструктор и т. п. Начатое дело стремиться довести до конца. Часто задает вопросы об окружающем непонятном ему мире. С удовольствием фантазирует и рассказывает различные истории. Легко и быстро запоминает стихи их 4-8 строк, пересказывает сказки и рассказы, которые вы когда-то читали. У малыша есть друзья, с которыми ему нравится играть, он свободно общается со взрослыми. На вопрос: «Хочешь пойти в школу?» - ребенок отвечает: «Хочу, там много интересного, а я научусь писать, читать».
Если вы узнали по этому описанию своего малыша, значит у вашего ребенка не возникнет лишних проблем с обучением в школе.
Второй способ определить готовность ребенка к школе.
Наверняка каждый из Вас беседовал с педагогами детского сада об особенностях ребёнка до режима самоизоляции. Вспомните, что говорил педагог, на что просил обратить внимание. По возможности задайте эти вопросу педагогу сейчас.
Здесь важно знать:
Как ребенок работает на занятиях? Часто ли отвлекается? Точно ли понимает задания воспитателя? Уверенно и без излишней робости отвечает на вопросы перед группой сверстников? Часто ли, выполняя задания, обращается за помощью? Быстро ли утомляется или может работать долго? На сколько хорошо развита моторика рук?
Как ребенок общается со сверстниками? Имеет ли постоянных друзей? Часто ли ссорится и конфликтует? Участвует ли в совместных играх? Умеет ли договариваться с другими детьми?
Как ребенок взаимодействует с педагогом? Проявляет ли инициативу в общении или ждет, пока к нему обратятся? Безоговорочно выполняет требования и просьбы взрослых или высказывает собственное мнение? При выполнении задания общается со взрослыми по теме задания или переводит разговор на другие темы? Проявляет ли желание и интерес к познанию чего-то нового?
Если, отвечая на эти вопросы, вы и педагоги, даёте вашему ребенку положительную характеристику, то можно не сомневаться в психологической готовности малыша к школе. В обратном случае тоже не стоит огорчаться – время ещё есть! Общайтесь, много рассказывайте, разговаривайте, читайте книги, смотрите познавательные передачи, развивайте мелкую моторику. А главное не пугайте ребёнка школой и не мучайте его. Дайте отдохнуть, вдоволь наиграться и набраться сил перед новым учебным годом.
Успехов в новом учебном году)