Елена (Апалькова) Горбунова
Готовность к саморазвитию в исследованиях профессиональной подготовки студентов-психологов
▼ Скачать + Заказать документы
Данная статья посвящена одной из интереснейших и важнейших сторон психики – саморазвитию. Саморазвитие для человека является безусловной ценностью, так же как является ценностью творчество. Саморазвитие и есть творчество, обращенное на свою личность, - самотворчество. Исследования в этой области очень важны, так как подготовка будущего специалиста не возможна без готовности к саморазвитию – это важно для каждой профессии, но в особенности для психологической, ведь эта профессия требует постоянного развития со стороны психолога.
Публикация «Готовность к саморазвитию в исследованиях профессиональной подготовки студентов-психологов» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Работа психолога в ДОУ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В психологии такими вопросами занимались такие психологи как Э. Эриксон «Теория психосоциального развития», А. Маслоу «Теория «Я» самоактуализация личности», К. Роджерс - теория «Позитивного отношения»
Целью исследования явилось изучение готовности к саморазвитию студентов 1-5 курсов факультета психологии. Выборка составила 81 человек. В нее входили 18 человек с 1 курса, 21 человек со 2 курса, 13 человек с 3 курса, 15 человек с 4 курса и 14 человек с 5 курса.
В качестве методики использовался тест «Готовность к саморазвитию». Опросник включал в себя 14 вопросов. Часть вопросов затрагивала проблему «Хочу знать себя» - вопросы № 1,2,5,7,9,10,13. А другая часть вопросов затрагивала проблему «Могу самосовершенствоваться» - вопросы № 3,4,6,8,11,12,14.
Результаты, полученные в ходе исследования, показали, что «Хотят знать себя» 72% студентов с 1 курса; 75% - со 2 курса; 82% - с 3 курса; 95% - с 4 курса и 71% - с 5 курса. Эти результаты свидетельствуют о том, что больше половины опрошенных студентов хотят знать себя, то есть стремятся к самопознанию. В среднем таких студентов по пяти курсам выявлено около 80%. При этом максимальное количество таких студентов установлено на 4 курсе – 95% и минимальное на 5 курсе – 71%.
Высказали уверенность в том, что «могут самосовершенствоваться» 69% опрошенных студентов с 1 курса; 73% - со 2 курса; 84% - с 3 курса; 77%- с 4 курса и 76%- с 5 курса. Анализируя результаты, полученные по второй части анкеты, можно отметить, что количество учащихся утверждающих, что они способны к самосовершенствованию, с 1 по 5 курс остается также достаточно высоким. В средним таких студентов 75%. При этом максимальное количество студентов анкете указывающих, что они могут самосовершенствоваться отмечено на 3 курсе – 84%, а минимальное на 1 курсе – 69%.
Подводя итог результатам, полученным в ходе анкетирования и анализируя данные, отмеченные в других психолого-педагогических исследованиях, можно еще раз подчеркнуть, что проблема саморазвития в студенческом возрасте остается весьма актуальной и большинство студентов осознает значимость этой проблемы для себя. Вместе с тем определение конкретных путей решения данной проблемы требует дополнительных исследований.