Получи документы

Консультация «Готовимся к школе. Что такое «школьная зрелость»

Гудкова Татьяна Николаевна
Консультация «Готовимся к школе. Что такое «школьная зрелость»
▼ Скачать + Заказать документы

Готовимся к школе. Что такое "школьная зрелость"

Переход к школьному обучению связан с серьезными изменениями в привычном образе жизни ребенка, в системе его отношений с окружающим миром. Впервые главное место в жизни ребенка занимает общественно значимая учебная деятельность. Л. И. Божович (1968) отмечает: «… беспечное времяпровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности, - он должен ходить в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, делать на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно подчиняться школьным правилам поведения; добиваться хорошего уровня усвоения положенных по программе знаний, умений и навыков».

Публикация «Консультация „Готовимся к школе, Что такое „школьная зрелость“» размещена в разделах

Чтобы справиться с новыми серьезными требованиями и обязанностями, ребенок должен обладать не только какими-либо знаниями и умениями, сколько более сложными формами умственной деятельности, более высоким уровнем нравственных качеств, способностью произвольно управлять своим поведением, большей работоспособностью, чем прежде.

В связи с происходящими в жизни ребенка, готовящегося к поступлению в школу, изменениями, педагоги, психологи и другие специалисты говорят о понятиях «психологическая готовность к школе» и «школьная зрелость». Понятие «школьная зрелость» получило широкое распространение в современной научной литературе. Большое количество исследований, посвященных готовности ребенка к школе, проводится в разных странах. Однако, понятия «готовность» и «зрелость» в зарубежной литературе часто путают (говоря о «зрелости», часто подразумевают «готовность»).

По мнению отечественных ученых, «психологическая готовность» является необходимой частью «школьной зрелости». В общем виде под школьной зрелостью воспринимается такой уровень физического и психического развития, при котором можно предполагать, что ребенок полностью справится со всеми требованиями школьного обучения. Выявляется школьная зрелость при помощи оценки состояния здоровья и биологической зрелости организма ребенка. Необходимый компонент школьной зрелости – развитие ряда физических функций или физическая готовность к школе.

Физическая готовность к обучению в школе включает в себя хорошее состояние здоровья ребенка, закаленность, определенную выносливость и работоспособность организма, высокую степень сопротивляемости заболеваниям. Гармоничное физическое и нервно-психическое развитие ребенка, соответствие морфологического и физиологического развития возрастным показателям, высокий уровень развития моторики, овладение культурно-гигиеническими навыками, привычка к соблюдению правил личной гигиены также входят в структуру физической готовности.

Как считает А. В. Запорожец (1960, физическая готовность ребенка к школе имеет существенное значение для успешного обучения, так как серьезный учебный труд требует от школьника значительного напряжения в физическом плане.

Понятие «психологическая готовность» является общепринятым, оно суммирует важнейшие с позиции успешного обучения в школе качественные показатели психического развития поступающего в первый класс ребенка. В настоящее время многие исследователи выделяют в психологической готовности личностный и интеллектуальный компоненты.

Значение интеллектуальной готовности к школе обусловлено ведущим видом деятельности школьника – учением, требующим от учащегося напряженного умственного труда, активизации умственных способностей.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка, поступающего в школу, достаточно широкого запаса знаний об окружающем мире. Эти знания необходимы, так как на их основе начинает строить свою работу учитель, они должны быть достаточно дифференцированными. Ребенок должен выделять как относительно большие области действительности (живую и неживую природу, мир вещей, различные сферы человеческой деятельности и отношений, так и остальные стороны предметов, явлений и собственной деятельности.

Существенным для интеллектуальной готовности к школе является качество освоения знаний детьми. Показателем качества знаний выступает прежде всего достаточная степень их осмысления: точность и дифференцированность представлений и полнота содержания и объема элементарных понятий, способность детей к самостоятельному оперированию знаниями при решении доступных практических и теоретических задач; системность, то есть способность ребенка отражать доступные, существенные связи и отношения между предметами и явлениями (функциональные, пространственные, причинно-следственные и другие).

Компонентом интеллектуальной готовности является уровень развития познавательной деятельности. Особое значение приобретают:

1) произвольность познавательных процессов (способность к произвольному смысловому запоминанию и воспроизведению материала;

2) повышение качества познавательных процессов (точность ощущений, полнота восприятия, быстрота и точность запоминания и воспроизведения)

3) наличие у ребенка познавательного отношения к окружающему миру, стремление к получению знаний и к обучению в школе.

Как подчеркивают многие отечественные психологи, воспитание у детей дошкольного возраста любознательности, интереса к знаниям, желания учиться и выполнять школьные правила, формирование положительного отношения к школе, интереса к книге является важной предпосылкой для создания у детей устойчивых учебных интересов и ответственного отношения к учебе в школе.

Существенную роль в формировании интеллектуальной готовности к школе играет общий уровень мыслительной деятельности будущего ученика. У детей дошкольного возраста формируются также ценные черты мыслительной деятельности, как способность к достаточно полному анализу предметов, умение принять сенсорные эталоны для обследования свойств и качеств предметов и явлений, способность к элементарному обобщению на основе выявления главных связей и зависимостей в предметах и явлениях, умение проводить сравнение предметов на основе последовательного выделения признаков сходства и различия. У будущего школьника должна сформироваться элементарная самостоятельность умственной деятельности: умение самостоятельно планировать свою практическую деятельность и осуществлять ее в соответствии с планом, умение поставить простую познавательную задачу и решить ее. Перечисленные черты познавательной деятельности в совокупности составляют важное условие для сознательного и активного усвоения учебного материала в школе.

Необходимым компонентом интеллектуальной готовности является достаточно высокий уровень развития речи. Четкое звукопроизношение, разнообразие словаря, умение выражать мысли связно, грамматически правильно, культура речевого общения – все это составляет обязательное условие успешного обучения в школе.

Таким образом, интеллектуальная готовность детей с ЗПР к обучению в школе складывается из многих взаимосвязанных компонентов умственного и речевого развития детей. Необходимо особо отметить взаимосвязь нарушений речи, в частности общего ее недоразвития, с познавательной деятельностью. У детей с речевыми нарушениями наблюдается недостаточность произвольности познавательных процессов, то есть способности к произвольному смысловому запоминанию и воспроизведению материала, и качества познавательных процессов (недостаточной полноты восприятия, быстроты и точности запоминания и воспроизведения материала). Авторы подчеркивают, что от речевого нарушения зависит возникновение особенностей познавательной активности, являющейся основой интеллектуальной готовности к школе.

Единство общего уровня развития познавательной деятельности, познавательных интересов, способов детского мышления, достаточно широкого запаса осмысленных, систематизированных представлений и элементарных понятий об окружающем мире, речи и элементарной учебной деятельности обеспечивает детям интеллектуальную готовность к усвоению учебного материала в первом классе.

Учитель-дефектолог, логопед

Гудкова Т. Н.

Публикации по теме:

Классный час в начальной школе «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: • Формирование нравственных качеств детей, раскрытие понятий «хорошо».

Консультация «Что такое пластилинография?»Консультация «Что такое пластилинография?» Пластилинография - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе,.

Конспект НОД с ИКТ «Что такое космос» в подготовительной к школе группеКонспект НОД с ИКТ «Что такое космос» в подготовительной к школе группе .

Консультация для родителей детей подготовительной группы «Готовимся к школе. Игры, развивающие речь ребёнка» Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно.

Консультация для воспитателей «Готовимся к утренникам»Консультация для воспитателей «Готовимся к утренникам» Консультация для воспитателей «Готовимся к утренникам» Утренники – это итог работы всех специалистов, работающих с детьми каждой группы.

Консультация «Готовимся к новогодним утренникам» для воспитателей младшей группы Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поговорить с вами о подготовке к Новогодним утренникам для детей младшего дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей «Мы готовимся к школе» Наши дети должны быть лучше нас, счастливее, мудрее. И если не позаботиться об этом сегодня, может быть поздно. Поэтому одной из важнейших.

Конспект НОД детей с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе «Что такое доброта?»Конспект НОД детей с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе «Что такое доброта?» Уважаемые коллеги, доброго времени суток! Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности детей с ОНР III.

Школьная олимпиада по астрономии Олимпиада школьников по астрономии 1. Какое утверждение ошибочно? Ответ обосновать 1) Кометы светятся, так как ядро кометы раскаляется и.

Консультация «Что такое лэпбук» На сегодняшний день в России лэпбуки стали достаточно популярны. Педагоги со всех уголков нашей страны принялись за творчество: «Лэпбук.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Готовимся к школе. Что такое «школьная зрелость»
Опубликовано: 23 января 2020 в 10:29
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Готовимся к школе. Что такое «школьная зрелость»» (включая файлы) размещена пользователем Гудкова Татьяна Николаевна (УИ 2188687) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД