Иванова Наталья
Консультация «Готовимся к новому учебному году!» Предметно-пространственная среда по развитию ЭМП у дошкольников
▼ Скачать +Заказ
В дошкольном возрасте потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определённых образовательных задач.
Для реализации образовательных и воспитательных задач через игру необходимо создать предметно - пространственную среду.
Требования к содержанию и организации центров занимательной математики.
Третий год жизни.
Публикация «Консультация „Готовимся к новому учебному году!“ Предметно-пространственная среда по развитию ЭМП у дошкольников» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Новый год. Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
В этом возрасте актуальны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Малышам даются представления о свойствах предметов- цвете, форме, величине, материале. Используемые дидактические игры построены преимущественно по принципу вкладышей. Материалы должны быть достаточно крупными, прочными; являться эталонами различия по размеру, цвету, форме. К 2,5-3-м годам у детей накапливается опыт познания свойств, освоения некоторых эталонов и действий с предметами.
С помощью взрослого дети начинают выделять один, много предметов в группе, устанавливать взаимно-однозначное соответствие между элементами двух множеств (елочками и грибочками, зайцами и морковками).
Разрезные картинки из 4-6-ти частей, крупные пазлы из 4-6 частей – способствуют развитию представлений «целое» и «часть». С удовольствием дети играют в складные кубики (когда можно собрать предметную картинку, «сложи узор» из 6 кубиков, разнообразные игры вкладыши, пирамидки из 6-8 ми колец и фигурные пирамидки. Активно используются игры-вкладыши, «чудо-соты»,
«стаканчики-вкладыши», «разноцветные столбики», ящики с фигурными прорезями для сортировки. Дети любят играть с матрёшками. В первом полугодии они собирают и разбирают 3-, 5- местные, а во втором – 5-, 7- местные игрушки. С увлечением малыши занимаются настольной, напольной, крупной мозаикой.
«Логические блоки Дьенеша» и методическое пособия к ним помогут в развития представлений о свойствах предметов.
В этом возрасте можно начать знакомство с цветными полосками - аналог
«Цветных палочек Кюизенера», играми типа парных картинок и лото (ботаническое, зоологическое, транспорт, мебель, посуда). Эти игровые материалы вызывают интерес к пересчёту
Педагогу следует помнить, что у малышей быстро падает интерес к одному и тому же материалу. Поэтому все имеющиеся игры, игровой материал необходимо заменять время от времени.
Четвёртый год жизни.
Необходимо учитывать, что в детский сад приходят дети с разным опытом освоения математических представлений. Поэтому в подборе материала важно учитывать разный уровень развития дошкольников.
В группах детей младшего дошкольного возраста основное внимание уделяется освоению приёма непосредственного сравнения величин, предметов по количеству, свойствам. Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и парных картинок. С интересом дети играют в мозаику (пластиковую, магнитную, крупную гвоздиковую, пазлы из 5-10 частей, наборы кубиков из 4-8 штук, развивающие игры «Уголки», «Сложи узор», «Сложи квадрат», разнообразные конструкторы. Дети данного возраста активно осваивают эталоны формы, цвета. Как правило дети, выделяют 3-4 формы, но затрудняются абстрагировать форму, цвет в малознакомых предметах; не видят разницу в размерах если предметы различаются незначительно.
Для успешного различения свойств детям необходимо практическое обследование, «манипулирование» с предметом». Для этого рекомендуется использовать логические блоки Дьенеша и цветные палочки Кюизенера. Пособия интересны тем, что представляют несколько свойств одновременно (цвет, форму, размер, толщину в блоках; цвет, палочках); в наборе много элементов, что активизирует манипулирование и игру с ними. Дети могут успешно осуществлять простые действия: группировку фигур, упорядочивание 3-4 элементов по наиболее ярко представленному свойству.
Использование подвесов в виде перевёрнутых зонтиков упростит задачу развития пространственных ориентировок. Воспитатель обращает внимание детей на висящие предметы, использует слова высоко, ниже, вверху и другие.
Для развития мелкой моторики нужно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки с крышками. Примеряя крышки к коробкам, ребёнок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.
Пятый год жизни.
В среднем дошкольном возрасте дети активно осваивают средства и способы познания. Предлагаем им игры на сравнение предметов по различным свойствам
(цвету, форме, размеру, материалу, функции); группировку по свойствам; воссоздание целого из частей пазлы из 12 частей; игры на освоение счёта.
На кубиках следует выставить знаковые обозначения разнообразных свойств
(геометрические фигуры, цветовые пятна.) для организации игр «Подбери по цвету» «Подбери по форме». Организуют разнообразные игры с блоками на выделение свойств («Клады», «Домино», группировку по заданным свойствам (игры с одним и двумя обручами). При применении цветных счётных палочек Кюизенера воспитатель обращает внимание на различение по цвету и размеру и на установление зависимости – цвет-длина-число. Для активизации интереса детей к данным материалам используются разнообразные иллюстративные пособия. Освоение счё та и измерения требует использования различных мер: полосок картона разной длины, тесёмок, шнуров, стаканчиков, коробок и т. п. Организуются сюжетно-дидактические игры и практические ситуации с весами, ростомером.
В средней группе активно используются знаки, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумывать такие знаки, модели, лучше вместе с детьми. Например, моделей: частей суток (в начале года линейная; в середине-круговая, простых планов пространства кукольной комнаты
В группе имеются различные варианты книг, рабочих тетрадей для рассматривания и выполнения заданий. Для поддержания интереса детей можно использовать листы с заданиями (картинки для дорисовки, лабиринты, которые также помещаются в уголок математики.
Старший возраст.
В группе выделяется математический центр. Здесь размещаются дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, ориентировку в пространстве и времени.
Для развития логики игры с логическими блоками и другие игры:
«Логическая цепочка», ««Подбери пару», «Четвёртый лишний», «Найди отличия» и другие. Традиционно используются разнообразные развивающие игры (на плоскостное и объёмное моделирование, в которых дети не только выкладывают картинки, конструкции по образцам, но и самостоятельно придумывают и составляют силуэты. Это «Монгольская игра», «Пентамино» «Танграм»,
«Колумбово яйцо».
Коллекции часов разных видов, календарей, линеек активизирует поиск общего и различного, что способствует обобщению представлений о мерах и способах измерения. Материалы и вещества для экспериментальной деятельности (измерять, взвешивать, пересыпать и т. п.) должны присутствовать в достаточном количестве; быть эстетично представлены (храниться в одинаковых пластиковых коробках).
Развитие произвольности, планирования позволяет широко применять игры с правилами - шашки, шахматы, нарды. Широко применяются в данном возрасте познавательная литература, рабочие тетради, головоломки, кроссворды, познавательные задания.
Желаю успехов в подготовке к новому учебному году!