Наталья Лебедева
Готов ли ваш ребёнок к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители! Не далёк тот день, когда ваш ребёнок переступит порог школы. Многих из вас волнует вопрос: «Готов ли мой ребёнок к школе?»
По данным Института возрастной физиологии, в школу приходят около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера. К сожалению, уже к концу 1 класса количество детей увеличивается до 70%. За период обучения в школе у ребят в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологические отклонения, в 3 раза – патология органов пищеварения. Отмечается высокая зависимость роста отклонений от роста учебной нагрузки. Это ещё раз доказывает то, что ухудшение здоровья связано с перегрузками и переутомлением.
Темочки:
Многие педагоги из различных регионов страны бьют тревогу по поводу сложившейся ситуации.
Неслучайно, первым критерием оценки готовности ребёнка к школе является общее состояние его здоровья.
Родители должны знать, что часто болеющий ребёнок, придя в школу, не оставит свои болезни за порогом. Пропуски неизбежно приведут к отставанию от программы и, как результат – к школьной неуспеваемости.
Стоит ли подвергать малыша такому испытанию?
Если позволяет возраст, то лучше отдать его в школу на год позже.
При хроническом заболевании необходимо приучать ребёнка к тому режиму, который будет у него в школе.
Следующее, на что должны обратить внимание родители, - это состояние общей и мелкой моторики:
Как двигается ребёнок?
Как ходит?
Как прыгает?
Как двигаются его пальчики и руки?
Насколько согласованы движения конечностей при различных двигательных актах?
Обычно, родители жалуются на то, что ребёнок «неправильно» держит ручку. Но их не волнует то, что дошкольник постоянно что-то задевает, у него всё валится из рук, он не может провести линию, нарисовать круг.
Если с моторикой что-то не так, не нужно торопиться в школу.
Чтобы исключить тяжёлую патологию, следует потратить год до школы на развитие моторики ребёнка после консультации у невролога.
Особое внимание следует обращать на то, как ваш ребёнок общается со сверстниками: умеет ли взаимодействовать с детьми и взрослыми, контролировать своё поведение. От этого будет зависеть успешная адаптация вашего малыша в школе.
Есть такое понятие – произвольность. Это умение ребёнка заставить себя делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что от него требуют. И если ребёнок не понимает слово «надо», то ему будет очень трудно привыкать к школьным требованиям.
Очень важный критерий готовности ребёнка к школе – уровень развития его пространственных и латеральных представлений.
От этого во многом зависят успехи в будущем письме и чтении школьника. Перед поступлением в школу, дети должны хорошо ориентироваться на листе бумаги в клетку, усвоить понятия «лево – право», осознать схему своего тела.
И, наконец, то, что обычно считают самым главным – умственное развитие ребёнка. Под умственным развитием подразумевается уровень развития познавательных процессов: внимание, память, восприятие, мышление, развитие речи. Будущий первоклассник должен чётко и правильно произносить все звуки русского языка. У него должен быть развитый фонематический слух: умение различать твёрдые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные. Прекрасно, если дошкольник может составить рассказ по серии сюжетных картинок, поддержать беседу, рассказать о том, как провёл выходные. Но если он этого не может делать, надо помочь малышу. Нужно больше заниматься с ребёнком, не пугать его школой и не пугаться самим.
Большое значение имеет состояние познавательной активности ребёнка. Взрослые традиционно считают всех детей «почемучками». Но, к сожалению, так бывает не всегда. Есть дети, которые ничем не интересуются, не любят, когда их вовлекают в какую-то деятельность. Такие «тихони» вызывают обоснованную тревогу у педагогов.
Таким образом, при определении готовности ребёнка к школьному обучению, необходимо обращать внимание на следующее:
• Общее состояние здоровья.
• Достаточный уровень сформированной мотивации и произвольности.
• Умение общаться со сверстниками и взрослыми.
• Хорошее умственное развитие: внимание, память, мышление, восприятие и речь должны соответствовать возрастным нормам.
• Хорошее состояние общей и мелкой моторики.
• Соответствующий возрасту, уровень сформированных пространственных и латеральных представлений.
• Достаточная познавательная активность.