Елена Шатилова
Государственная политика в управлении современной школой
▼ Скачать + Заказать документы
Государственная политика в управлении современной школой
С переходом человечества к новому типу высокотехнологичной цивилизации, к эпохе глобализации и информатизации общества уровень образованности и культуры всего населения приобретает решающее значение. Особенно большую положительную роль в повышении качества образования и управления учебными заведениями играют усиление демократизации управления учебными заведениями, прежде всего путем распространения децентрализации, и переход к государственно-общественному управлению образованием.
Публикация «Государственная политика в управлении современной школой» размещена в разделах
Государственное управление как специфическая деятельность государственных органов не только сохраняется, но и приобретает весомое значение в условиях общей трансформации роли гражданского общества в государстве.
Под государственно-общественном управлением образованием чаще всего понимается процесс объединения разнонаправленной деятельности государственных и общественных субъектов управления в интересах человека, социума, власти, а предметом – взаимосвязи и направления действий различных по природе и направлением сил на развитие образовательной системы. Главным преимуществом этого типа управления считается оптимальное удовлетворение потребностей и интересов участников образовательного процесса в процессе взвешенной взаимодействия общественности и властных структур. Важно подчеркнуть именно на гармоничном сочетании в государственно-общественном управлении общегосударственных регулировок и индивидуальных общественных инициатив, и определяющей роли последних как фактора, способствующего децентрализации управления образованием и автономизации деятельности учебных заведений. Поэтому в государстве должно быть создана, как это и положено демократическому обществу, не государственно-общественная, а общественно-государственная система управления.
Результативность реформирования системы управления образованием во многом зависит от того, как рационально и эффективно будет использоваться не только отечественный, но и зарубежный опыт управления образованием. Переход к государственно-общественной модели управления образованием требует изучения опыта этих процессов в странах, где привлечение широких кругов общественности дало свои положительные результаты.
Общественность имеет значительный потенциал влияния на развитие системы образования, актуализирует вопросы становления государственно-общественного типа управления образованием.
Исследуя сущностные аспекты государственно-общественного управления образованием, выделяются преимущества и недостатки его государственной и общественной составляющих.
К преимуществам государственной составляющей можно отнести идеологическую и ресурсную базу и практику административного управления, которая совокупно обеспечивает системе максимальную степень устойчивости. К недостаткам – авторитаризм управленческой позиции; бюрократизм в принятии и выполнении решений; ставку на административный режим и давление на общественную инициативу, стремление ограничить ее роль и уменьшить значение; тенденции к разрастанию структуры управления; использование государственного ресурса в процессе определения и реализации образовательной политики; соблюдение властной иерархии; неприятие позиции меньшинства.
К преимуществам общественной составляющей относятся:
– независимость действий органов самоуправления в совместном управлении;
– широкая социальная основа участия общественности в соуправления и деятельности школы;
– практика открытых и публичных обсуждений и принятия решений; поощрение инициативы;
– учет мнения меньшинства.
Недостатками общественной составляющей являются: нехватка ресурсов и возможностей финансирования проектов развития; недостаточный уровень профессионализма большинства участников.
Внедряя государственно-общественное управление, руководителю учебного заведения следует учитывать принципы управления :
– принцип государства обеспечивает соответствие деятельности всех звеньев учебного заведения процессам утверждения и развития государственности России, с одной стороны, и международным стандартам, с другой;
– принцип научности предполагает учет при организации учебно-воспитательного процесса достижений педагогики, психологии, методики преподавания учебных предметов, физиологии, гигиены, кибернетики и других социальных наук;
– принцип демократизации состоит в учете руководителем мнения членов педагогического коллектива, родительской общественности и учащихся при решении проблем работы учебного заведения, систематической подаче отчетности о своей деятельности перед работниками учебного заведения и обществом;
– принцип гуманизации требует создания человечных отношений в звеньях взаимоотношений на разных уровнях: администрация – учителя, ученики, родители; учителя – ученики, родители; учителя – учителя; ученики – ученики; ученическое самоуправление – рядовые воспитанники; родители – дети; предусматривает формирование гуманной личности гуманными методами;
– принцип целенаправленности предполагает постановку перед педагогическим и ученическим коллективами близкого, среднего и дальнего перспектив, решение конкретных задач для их достижения;
– принцип плановости требует четкого перспективного и ежедневного планирования всех направлений учебно-воспитательной, организационно-хозяйственной деятельности учебного заведения с учетом его условий и возможностей;
– принцип компетентности предполагает, что все педагогические и другие работники учебного заведения обладают высоким уровнем профессиональной подготовки, старательно выполняют служебные обязанности, имеют общую эрудицию, высокий уровень профессионализма, умеют творчески решать сложные педагогические задачи;
– принцип оптимизации позволяет создать в учебном заведении соответствующие условия для обеспечения его работникам возможностей эффективной деятельности;
– принцип инициативы и активности предусматривает наличие указанных качеств у руководства учебного заведения и создание условий для творческих поисков всеми педагогическими работниками;
– принцип объективности в оценке выполнения работниками учреждения образования своих обязанностей обеспечивает систематический контроль за деятельностью работников заведения, объективную оценку ее результатов, гласность и учет мнения педагогического коллектива;
– принцип сочетания коллегиальности с личной ответственностью – директор учебного заведения несет абсолютную ответственность за учебно-воспитательную деятельность перед государственными органами; в процессе принятия важных решений по вопросам управления деятельностью образовательного учреждения, обязан учитывать мнение членов коллектива, если она не противоречит законам России.
Следует учитывать причины, препятствующие развитию государственно-общественного управления образованием :
– отсутствие законодательной и нормативной базы, регламентирующей правовые механизмы создания государственно-общественной системы управления образованием;
– недостаточность научных разработок по основам организации государственно-общественного управления образованием;
– авторитарность значительной части руководителей и их низкий профессиональный уровень по вопросам демократического строя системы управления образованием;
– отсутствие социально-экономических стимулов и низкий уровень правового сознания значительной части участников образовательного процесса, препятствует приобретению ими определенных законом прав на участие в управлении образовательными учреждениями и системами.
В России реформированием управления образованием должны заниматься и нести за это ответственность, как органы государственного управления всех уровней, так и общеобразовательные учебные заведения, научные учреждения, органы общественного самоуправления. Главным условием решения задач, поставленных перед современным образованием, является создание целостной системы управления образованием в России, которой были бы присущи гибкость, демократизм, динамизм, мобильность, способность к самоорганизации. Только объединение усилий государства и общества в качестве равноправных партнеров в создании стратегий реформирования образовательного процесса, обеспечении контроля его качества, усилении социальной защиты всех участников учебно-воспитательного процесса, подготовке компетентных кадров может обеспечить полноценное и всестороннее решение проблем государственно-общественного управления в сфере образования.
Внедрение государственно-общественной модели управления должно предусматривать создание и обеспечение активного участия в управлении школой таких представителей:
• попечительского совета, в состав которой входят влиятельные деятели региона, представители общественного актива она должна способствовать не только улучшению работы учебного заведения по привлечению дополнительных источников финансирования, укрепления материально-технической и научно-методической базы, заботиться об участниках учебно-воспитательного процесса, но и осуществлять общественный контроль за деятельностью всей школы, в частности административного аппарата;
• совета школы, который должен избираться и действовать в соответствии с положением о совете школы, утвержденного на общешкольной конференции всех участников учебно-воспитательного процесса;
• родительского комитета;
• администрации школы;
• педагогического совета;
• органов ученического самоуправления.
Такая система работы учебного заведения имеет уравновесить влияние государственного и общественного факторов в управлении, наладить обратную связь с учетом мнений родителей и общественности, реально осуществлять партнерство в образовании, совместить ответственность за принятие коллективных решений, демократизировать управление.
На основе выявленной тенденции развития государственно-общественного управления в направлении ориентации на личность, общественные потребности, интересы личности можно утверждать, что появление новых подходов связана с поиском условий, обеспечивающих эффективность устойчивых автономных, самодостаточных образовательных систем.
Следует отметить, что на современном этапе в России процесс внедрения государственно-общественного управления обеспечивает развитие демократии в учебном заведении. Демократичность в управлении учебным заведением состоит из учета прав участников учебно-воспитательного процесса, расширение их возможностей и привлечения администрации школы, учителей, учеников, их родителей к принятию ключевых управленческих решений по развитию и жизнедеятельности школы. Открытый и демократичный подход является единственным путем обеспечения успешного и устойчивого управления современным учебным заведением.
Демократическое управление учебным заведением имеет определенные преимущества, а именно: укрепляет дисциплину (доверие к ученикам увеличивает их ответственность и, как следствие, обеспечивает принятие зрелых решений, управление, основанное на доверии, имеет устойчивый характер, чем руководство на основе угроз) повышает уровень обучения (в учителей больше свободы в выборе методов работы и содержания обучения; ученику предоставляется значительная свобода выбора, улучшает его собственную мотивацию к обучению); снижает уровень конфликтов (на принципах демократии вводится взаимное уважение и взаимопонимание) делает заведение конкурентоспособным (децентрализация школьного управления и конкуренция между школами дает возможность учебного заведения привлекать больше учеников за счет учета их пожеланий и требований по обучению) обеспечивает будущее существование устойчивых демократий (ученики становятся более влиятельными, учатся ответственности).