Наталья Шпак
Городская этическая игра «Семицветик добрых качеств»
▼ Скачать + Заказать документы
Городская этическая игра «Семицветик добрых качеств»
Цель: содействовать развитию у детей базиса личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе.
ЭТАП БЕСКОРЫСТИЕ.
Рассказ «ОСКОЛКИ ДОБРОТЫ»
Темочки:
Семья проводила выходной на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг невдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку.
Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась семье, но никто не ответил ей на приветствие.
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
Вопросы:
1. Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?
2. Если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, чтобы они сделали?
3. Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-нибудь человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке?
Творческое задание «ОСКОЛОК ДОБРОТЫ». 1 минута на обдумывание
Представьте, что старушка из притчи была доброй волшебницей, превращавшей все найденные на пляже стёклышки в настоящие осколки доброты. Представьте, что один осколок доброты попал к вам в класс и подарил каждому что-то доброе. Расскажите, что подарил осколок доброты.
Рисунок «ФЕЯ ДОБРОТЫ»
«ДОБРО НЕ ЛИХО, ХОДИТ ТИХО».
Представьте, что к вам тихими шагами вошла невидимая фея Доброты. Опишите её внешний вид, голос, походку и нарисуйте её глаза и улыбку.
Этап «БЛАГОДАРНОСТЬ»
Игра «БЛАГОДАРНОЕ СЕРДЦЕ» Играют все.
Что значит слово «СПАСИБО»? Спаси Бог.
Для чего люди говорят спасибо?
Дети закрывают глаза, и вспоминают тех, кому они могли бы сказать спасибо за интересные уроки, уютный класс, вкусную пищу, интересную книгу, игрушку, увлекательное путешествие, за красоту вокруг, за дары природы…
После этого дети перекидывают мячик и благодарят тех, кому они очень благодарны.
Рисунок «ОБРАЗ СЛОВА «СПАСИБО».
Нарисуйте образ слова «СПАСИБО». На что он для вас похож: на радугу, солнце, цветок или капли дождя?
Затем все вклеивают свои рисунки в общий коллаж.
Письмо благодарности Земле.
За что можно сказать спасибо нашей Земле, на которой мы живём?
Этап Вера в БОГА
Игра «Во что мы верим»
Во что может верить человек?
Встают в круг, педагог бросает мяч: «Во что ты веришь?», «Почему?»
Например: я верю в любовь мамы, потому что мама заботиться обо мне.
Беседа:
• Что вы представляете, когда говорят о Боге?
• Знаете ли вы книги, которые называют святыми или божественными?
• Есть ли у вас дома такие книги и кто их читает?
• Как вы думаете, вера в Бога помогает людям?
• Были ли в вашей жизни моменты, когда вы чувствовали помощь Бога?
Рисунок «Комната в сердце»
Представьте, что в вашем сердце появилась комната для Бога. Нарисуйте мысленно эту комнату и расскажите, как она появилась в вашем сердце.
Творческое задание «Добрый путь»
Объясните пословицу: «За Богом пойдёшь, добрый путь найдёшь».
Закройте глаза и вспомните о чём-нибудь добром, что произошло в вашей жизни. Расскажите об этом.
Этап ВЗАИМОПОМОЩЬ
• Как вы думаете, что значит выражение «служить людям»?
• Что значит служить Родине, природе, земле, семье и т. д. ?
• Что вы испытываете, когда делаете что-то для других?
• Какими качествами должен обладать человек, готовый всегда прийти на помощь другим?
• Расскажите о том, как вы помогаете своим друзьям.
Творческое задание «Поможем другу»
Пословица: «Добро желаешь, добро и делай!»
Мальчики должны подумать и рассказать обо всём добром, что они могут сделать для девочек, а девочки – для мальчиков.
Запомните свои обещания и постарайтесь исполнить их в течение ближайшего времени.
Игра «Строим дом (ракету)»
Построить сообща дом (ракету) из подручных материалов не разговаривая друг с другом.
Рисунок «Наш сад».
Пословица: «Общими силами скалы ворочают».
Представьте, что вам нужно посадить сад на пустыре. Какие бы цветы вы бы посадили в этом саду? Детям выдаётся длинный лист (кусок обоев, половина ватмана). Каждый член команды рисует свой цветок. Получается красивый сад!
Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.
Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2–3 минуты) :
- Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки.
- Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.
Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?
Игра «Жизнь в лесу»
Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей.
Ход игры: Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы?
Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись.
Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т. д.
Игра «Как надо заботиться»
Цель: формирование представлений о добре, любви и заботе.
Ход игры: дети встают в круг. Педагог обходит круг и вкладывает в руки детей разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя, например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке. Ребенок в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше.
Этап ДОБРОСЕРДЕЧИЯ (Дружелюбия)
Представьте добрую волшебницу, у которой есть ЛАРЕЦ с дарами ДОБРОТЫ. Она готова их подарить вам. Перечислите эти дары. (Хороший характер, улыбка, умение прощать, забота о других). Чтобы каждый из вас взял для себя?
Игра «Волшебные очки»
Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.
Ход игры: педагог говорит, что у него есть волшебные очки, глядя в которые можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить» очки: посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом.
Игра «Ласковое имя»
Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.
Инструкция: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно стараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а, кроме того, произнести его ласковое имя».
Игра «Колечко дружелюбия»
Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.
Ход игры: сказать детям, что у вас есть колечко ДРУЖЕЛЮБИЯ.
Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Тот, кто получил колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, как дружелюбие им поможет в жизни.
Творческое задание «Доброе сердце».
Дверь свою мы распахнём, сердце доброе зовём!
Детям предлагается написать на маленьком листочке в форме сердца, что каждый из них может сегодня что-то доброе по отношению к другим. Из всех сердец команды составляется одно большое сердце. Ребята забирают его как напоминание о своих делах.
Этап ЕДИНСТВО.
Разыграть по ролям сказку.
Сказка «Властители леса».
Это было давно, когда горы были ещё молодыми и маленькими, а река Амазонка была похожа на ручей. В те времена лес покрывал всю землю.
В лесу жили разные звери. Большие и маленькие. Хищные и травоядные.
Большие и хищные сильно обижали слабых.
Однажды большие и злые звери сказали так:
Пума: - Мы властелины леса! Вы обязаны нам подчиняться! Нам надоело охотиться. Мы устали от этого.
Крокодил: - С сегодняшнего дня все звери, которых мы хотим съесть, должны прийти к нам сами.
Змея боа: Добровольно. По одному зверю на каждое блюдо!
Вместе: ТАКОВ НАШ ПРИКАЗ!
Маленькие звери стали очень несчастные, настолько несчастными, что позабыли страх.
Заяц: - По какому праву злые и большие звери провозгласили себя властителями леса?
Тапир: Они заставляют нас добровольно идти на смерть!
Летучая мышь: Это не справедливо!
Пума: Нечего спорить! Вы должны подчиниться!
Крокодил: Правильно или нет, но так будет.
Змея боа: Мы властители леса, потому что мы сильнее вас!
Злые и сильные звери ушли. Маленькие и добрые стали думать.
Заяц: - Надо помешать жестоким, большим зверям быть властителями леса.
Тапир: - Что же делать?
Летучая мышь: Если кто-то из нас окажется сильнее этих больших и злых зверей, то он станет властителем леса! И он не будет нас обижать!
Заяц: Хорошая мысль! Тапир больше нас всех! Он и пойдёт бороться с большими и злыми зверями!
Тапир: - Я не посмею. Они меня съедят. Я боюсь!
Летучая мышь: Не надо выбирать самого большого! Надо выбирать самого смелого. Кто тут храбрец?
Заяц: Не я точно…
Тапир: И не я…
Тогда вышел вперёд муравей.
Муравей: Я хочу померяться силами с большими злыми зверями!
Все стали смеяться – такой крошечный муравей!
Муравей. Не смейтесь! Конечно, я один ничего не могу сделать с этими большими зверями. Но муравьиный народец, скопом, может их покорить. Поэтому, я не боюсь!
Муравей оправился к большим злым зверям и сказал им:
Муравей: Вы думаете, что вы властелины леса, что вы самые сильные, но это неправда. Муравьиный народец сильнее вас!
Большие звери стали смеяться.
Б. Звери: Да он же совсем крохотный, этот муравей!
Муравей: Нечего смеяться. Давайте лучше померяемся силами. Вот ты, крокодил, покажи свою силу!
Крокодил лежал на берегу Амазонки. Он разинул свою огромную пасть! Он схватил своими страшными челюстями ствол большого и толстого дерева, и в миг перекусил его! Дерево упало.
Крокодил: Вот какая у меня сила. Пусть муравей покажет свою.
Муравей позвал своих товарищей. Собрались все муравьи, весь муравьиный народец. Их было великое множество. Они набросились на деревья. Каждый муравей отгрыз всего крохотный кусочек, не больше пылинки. Но муравьёв было много. Они подгрызли все деревья, и все деревья упали. Десять деревьев, потом сто, потом тысяча…В лесу образовалась огромная просека.
Муравей: Муравьиный народец сильнее крокодила. А ну-ка, боа, покажи ты свою силу.
Боа в это время висел на лиане, обвившись вокруг неё. Лиана была большая и толстая. Боа сжал её своими мощными кольцами, и она хрустнула. Боа разломал её на маленькие кусочки.
Боа: Видели мою силу? Пусть муравей сделает то же.
Муравей дал знак своим товарищам. Муравьи кинулись на деревья, которые они только повалили. Каждый муравей взял только крохотный кусочек дерева, не больше пылинки. На просеке образовалось ровное пустое место. Никогда ещё не было в лесу такого огромного пустого места.
Муравей: Муравьиный народец сильнее змеи боа. Теперь твоя очередь, пума.
Пума нежилась на мягком мху. Она подняла свою могучую лапу. Она ударила по земле этой своей могучей лапой и стала рыть землю своими могучими когтями. Одним ударом пума вырыла глубокую яму в земле.
Пума: Я показала свою силу. Что теперь будет делать муравей?
Муравей дал знак своим товарищам. Тотчас каждый муравей взял чуть-чуть, не больше пылинки. Вскоре образовалась огромная глубокая яма. Ямы такой глубины ещё никогда не бывало. А там, куда муравьи сносили землю, образовалась гора. Такой горы ещё никогда не было!
Муравей: Муравьиный народец сильнее, чем пума. Он сильнее всех диких зверей! Он по праву властитель леса!
Большие звери свирепы, но кроме того, ещё и трусливы. Они испугались и сказали.
Крокодил: Муравьиный народец – властитель леса.
Боа: Что ты хочешь приказать твоим покорным рабам, муравьиный народец?
Муравей: Оставьте в покое маленьких беззащитных зверей. А в остальном – живите, как хотите!
И муравьи ушли по своим важным делам. Они не знают, что такое лень.
Вопросы:
*Как вы думаете, в чём была сила муравьёв?
*Как изменится жизнь обитателей леса, когда его властителями будут муравьи?
*Скажите, какое хорошее дело вы могли бы сделать сообща?
Этап МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ.
Игра «Окажи помощь».
Детям даётся палочка – выручалочка, они кидают кубик и выбирают номер ситуации (в конверте) для разрешения. Дети вместе находят ответ для разрешения ситуации, может быть и не один. После этого, они вместе касаются палочкой конверта со словами: «Палочка – выручалочка, выручи нас» и зажигают палочку. Нужно решить не меньше трёх ситуаций.
Ситуации для 2-х классов:
1. Весной вы увидели, что кто-то поджёг на газоне сухую траву, и огонь уже доходит до кустов и деревьев. Ваши действия.
2. Малыши играли в мяч у дороги. Мяч укатился на проезжую часть. Они бегут, чтобы его достать. Ваши действия.
3. Вы увидели, что у вашего соседа по парте плохое настроение, он хмуриться, молчит и вздыхает. Ваши действия.
4. Твоя одинокая соседка по подъезду плохо ходит. Ей трудно дойти даже до магазина. Ваши действия.
5. Ребята из другого класса взяли у твоей одноклассницы шапку и весело перебрасывают её между собой. Девочка растерянно смотрит на них. Ваши действия.
6. Вы идёте по лесу, ваш товарищ на ходу рвёт листья с кустов, ломает ветки у деревьев. Ваши действия.
Ситуации для 3-х классов:
Одноклассник просит списать домашнее задание по математике, боится, что ему поставят двойку. Ваши действия.
В большом городе плохо одетые дети просят денег на хлеб. Ваши действия.
Вы увидели, что какие-то ребята разоряют муравейник в лесу около дома. Ваши действия.
Когда вам плохо, нравиться ли вам, когда вас жалеют и сочувствуют?
Рассказ «ЦЕНА ДЕНЕГ»
Это было в начале прошлого века.
Вася и Надя, брат и сестра. Они никогда не имели своих денег, не умели с ними обращаться. Это понятно, потому что о них заботились родители и давали им всё необходимое.
Однажды к ним в дом приехала богатая тё тя и подарила каждому по золотому: «Вот, вам, детки денежки, купите себе, что понравится!»
Дети понимали, что на деньги можно купить любую вещь, а сколько заплатить надо – того не знали. Вот они стали мечтать.
Вася говорит: «Я куплю себе гнедую лошадь, оседлаю её и буду верхом ездить!»
А Надя своё : «А я куплю золотые часы, точь-в-точь, какие папа подарил маме! Они так приятно тикают!»
Радостные дети побежали рассказать родителям, что они хотят купить на свои деньги. И огорчились, когда узнали, что на золотой не купить ни лошади, ни часиков, и что на это нужно очень много денег!
Так им стало досадно, что они даже смотреть на свои золотые не хотят. Пошли они в сад и сели на скамейке.
Шла мимо сада прохожая, плохонько одетая, с бледным печальным лицом. Увидала детей, остановилась и умоляюще взглянула них. Подбежал Вася к калитке, подозвал женщину и, показывая ей золотой, спросил: «Сколько можно купить на этот золотой хлеба?»
Женщина ответила: «Много, мне с ребятишками хватило бы на целую неделю. Я болела целый месяц и не смогла работать…»
Вася протянул ей свой золотой: «Ну так возьмите его и купите хлеба».
«Возьмите и мой золотой!» -подбежала к калитке Надя.
Обрадовалась женщина, хотела поблагодарить, но от волнения и слабости она только заплакала. Глядя на неё, прослезились и дети. Теперь только они узнали цену деньгам.
• Как бы вы поступили на месте детей из рассказа?
• Как вы думаете, поступок Васи и Нади понравился их родителям?
• Если вам дарят деньги, на что вы их расходуете?
Весной вы увидели, что кто-то поджёг на газоне сухую траву, и огонь уже доходит до кустов и деревьев. Ваши действия.
Малыши играли в мяч у дороги. Мяч укатился на проезжую часть. Они бегут, чтобы его достать. Ваши действия.
Вы увидели, что у вашего соседа по парте плохое настроение, он хмуриться, молчит и вздыхает. Ваши действия.
Твоя старенькая одинокая соседка по подъезду плохо ходит. Ей трудно дойти даже до магазина. Ваши действия.
Ребята из другого класса взяли у твоей одноклассницы шапку и весело перебрасывают её между собой. Девочка растерянно смотрит на них. Ваши действия.
Вы идёте по лесу, ваш товарищ на ходу рвёт листья с кустов, ломает ветки у деревьев. Ваши действия.
Одноклассник просит списать домашнее задание по математике, боится, что ему поставят двойку. Ваши действия.
В большом городе плохо одетые дети просят денег на хлеб. Ваши действия.
Вы увидели, что какие-то ребята разоряют муравейник в лесу около дома. Ваши действия.
Список литературы
1. Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок: Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира: М. : Философская Книга, 2017
2. Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости:50 уроков о добрых качествах : Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и творческие задания: Для работы с детьми 6-8 лет: М. : Философская Книга, 2014.