Лариса Зайцева
Годовая программа «Умные шашки» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Если шахматы---король игр,
то шашки – его премьер министр».
Феликс Жан
Пояснительная записка
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Шашки – игра творческая. В этом и заключается секрет ее привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей детей.
Публикация «Годовая программа „Умные шашки“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять, и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А. В. Запорожец (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла) :
«В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве…Педагогические, психологические и физиологические исследования свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5–7 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в педагогике положительное решение».
Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма детей дает все основания широко популяризовать шашки среди дошкольников старшего возраста.
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.
Актуальность:
Игра в шашки помогает реализовать целевые ориентиры, направленные на то, что на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликтные ситуации.
Цель и задачи программы :
Цель: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
обучение основам шашечной игры;
обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
развитие стремления детей к самостоятельности;
развитие умственных способностей детей : логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
научить оценивать свои и чужие поступки.
Эстетические:
играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Физическое:
осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Принципы, положенные в основу программы :
Шашки – игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет её привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре – всё это нужно отнести к категории творчества.
Обучение игре «шашки» представляет собой воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога – специалиста, направленность деятельности педагога и детей на реализацию задач воспитания и обучения, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т. д.). В то же время игра в шашки имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от других видов деятельности. Прежде всего – это процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование умений и навыков наряду с оптимизацией развития человека.
Основное направление предложенной программы обучения игре в шашки детей старшего дошкольного возраста характеризуется наличием нестандартной методики, выражающей идеи гармоничного развития ребенка.
Программа поможет педагогу полностью раскрыть творческие способности детей, повысить уровень их подготовленности к этой игре. Сегодня, как никогда, от педагога требуется выработать новое мышление, в процессе своей деятельности при выборе методов воздействия на ребенка постоянно учитывать его интересы и наклонности. Безусловно, особое внимание уделять нравственно – волевому качеству личности, создавая благоприятные условия для полноценного психофизического развития ребенка.
Подбор материала программы, его продуманное – от простого к сложному – расположение дают возможность сравнить творческие достижения детей с разным уровнем игры, убедительно показывая красоту, глубину и неисчерпаемость игры в шашки.
Программа служит для того, чтобы воспитанники смогли овладеть этой игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.
Возрастные особенности детей :
Возраст обучающихся 6 лет. Акцент при обучении делается на развитии внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения. Процесс обучения построен в формах, доступных для данной возрастной группы. Наряду с традиционными методами работы (беседа, объяснение, рассказ, демонстрация, предполагается широко использовать сказки, соревнования, игры, занимательные задачи. Чтобы совершенствоваться, надо постоянно состязаться, поэтому на каждом занятии отводится время для 1-2 игр в шашки.
Учитывая возрастные психологические особенности детей 6 лет, я делаю акцент на развитии памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. В процессе занятий выявляю индивидуальные психологические особенности детей, которые, по возможности, корректирую в нужном направлении.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс. Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.
Контингент и режим деятельности:
Вид детской группы – группа постоянного состава.
Набор детей – свободный.
Уровень подготовки детей при приеме в группу следующий:
- нормальное общее развитие;
- интерес ребенка.
Данная программа рассчитана на возрастную группу детей с 6 лет. Деятельность проводится с детьми подготовительной группы. Длительность в подготовительной группе – 30 минут.
Деятельность по данной программе один раз в неделю с октября по май месяц. Продолжительность образовательного процесса – 1 год. В год – 32 занятия.
Ожидаемые результаты и этапы реализации программы :
Знание теории и практики шашечной игры. Умение производить расчеты на несколько ходов вперед. Овладение элементарными навыками игры в шашки.
Этапы реализации программы на год обучения : подготовительный, основной, заключительный.
На подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.
На втором основном этапе - воспитанники изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и принимают участие в турнирах.
На заключительном этапе – воспитанники закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.
Материально-техническое обеспечение:
- индивидуальные шахматные доски и наборы шашек;
- задачи и способы решения «Как лучше пойти белой шашкой»;
- песочные часы;
-книга Мосина М. «Как обыграть папу в шашки».
Тематический план (6-7 лет)
Октябрь:
1. «Сказка начинается»,1 занятие, 30 мин.
2. «Волшебная доска», 1 занятие, 30 мин.
3. «Шашечные поля», 1 занятие, 30 мин.
4. «В гостях у шашки», 1 занятие, 30 мин.
Ноябрь:
5. «Горизонтальные и вертикальные дорожки»,1 занятие, 30 мин.
6. «Диагональ», 1 занятие, 30 мин.
7. «Как ходят шашки», 1 занятие, 30 мин. 8. «Ход», 1 занятие, 30 мин.
Декабрь:
9. «Основные правила игры», 1 занятие, 30 мин.
10. «Основные правила игры. Закрепление», 1 занятие, 30 мин.
11. «Дамка»,1 занятие, 30 мин.
12. «Дамка» (закрепление, 1 занятие, 30 мин.
Январь:
13. «Игра смелых – партия», 1 занятие, 30 мин.
14. «Игра в партию – играют двое»,1 занятие, 30 мин.
15. «Игра в партию» (закрепление, 1 занятие, 30 мин.
16. Чтение «Сказка про Ивана – дурачка и Змей Горыныча», 1 занятие, 30 мин.
Февраль:
17. Самостоятельное решение задач, 1 занятие, 30 мин.
18. Игра между соперниками, 1 занятие, 30 мин.
19. «Поддавки», 1 занятие, 30 мин.
20. «Поддавки» - закрепление, 1 занятие, 30 мин.
Март:
21. Игры между соперниками в «Поддавки», 1 занятие, 30 мин.
22. Самостоятельное решение задач,1 занятие, 30 мин.
23. Чтение сказки «Королевство шашек», 1 занятие, 30 мин.
24. Игры между соперниками в «Поддавки» и «Шашки», 1 занятие, 30 мин.
Апрель:
25. «Уголки», 1 занятие, 30 мин.
26. «Уголки» - закрепление, 1 занятие, 30 мин.
27. Соревнование в игру в «Уголки», 1 занятие, 30 мин.
28. Самостоятельное решение задач, 1 занятие, 30 мин.
Май:
29. «Подготовка к шашечному турниру», 1 занятие, 30 мин.
30. «Подготовка к шашечному турниру» (закрепление, 1 занятие, 30 мин.
31. «Шашечный турнир», 1 занятие, 30 мин.
32. Итоговый турнир в группе отдельно среди девочек и мальчиков. Награждение. 1 занятие, 30 мин.
ИТОГО: 32 занятия, 960 мин.
Перспективное планирование (6-7 лет)
Октябрь:
«Сказка начинается» :
1. Познакомить детей с новой игрой шашки.
2. Рассказать историю шашек. Воспитывать терпение и бережное отношение к новой игре. Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе.
3. Слайд-презентация «Шашки».
4. Беседа о новой игре.
5. «Волшебная доска».
«Волшебная доска» :
1. Познакомить детей с шашечной доской и шашками. Формировать представление о шашечной дороге.
2. Познакомить детей с расположением шашек на игровом поле. Формировать знание правил поведения во время игры в шашки у детей.
3. Дидактические игры и упражнения: «Черно-белая доска»; «Шашки в домиках».
4. Пальчиковая гимнастика «Шашки».
«Шашечные поля» :
1. Научить различать белые и черные поля. Формировать знания детей о расположении шашек на полях.
2. Воспитывать бережное отношение с шашками и доской. Закреплять правильное произношение слов «шашка», «шашечная доска». Способствовать развитию и совершенствованию мыслительных операций.
3. Дидактические игры и упражнения: «Путешествие»; «Составь доску»; «Расположи шашки».
«В гостях у шашки» :
1. Продолжать учить различать белые и черные поля. Формировать знания детей о расположении шашек на полях. Воспитывать бережное отношение с шашками и доской.
2. Закреплять правильное произношение слов «шашка», «шашечная доска». Способствовать развитию и совершенствованию мыслительных операций.
3. Дидактические игры и упражнения (закрепление) : «Путешествие»; «Составь доску»; «Расположи шашки»; «Волшебная доска»; «В гостях у шашки».
Ноябрь:
«Горизонтальные и вертикальные дорожки» :
1. Познакомить с понятиями горизонталь и вертикаль. Научить различать эти два понятия.
2. Формировать умение распределять шашки по горизонтали и вертикали.
3. Воспитывать терпимость и усидчивость. Формировать умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания; творчески решать различные проблемы.
4. Дидактические игры и упражнения: «Чего не стало?»; «Что изменилось?»; «Две дорожки».
«Диагональ» :
1. Формировать новое знание у детей – диагональ. Научить различать диагональ от горизонтальных и вертикальных дорожек. Развивать умение видеть и показывать диагональ самостоятельно.
2. Дидактические игры и упражнения: «Разные дорожки»; «Диагональ белая и черная»; «Нарисованные горизонтальные, вертикальные и диагональные дорожки».
3. Воспитывать усидчивость, любознательность, развивать логическое мышление, мелкую моторику.
«Как ходят шашки» : 1. Формировать представления о понятии – ход.
2. Познакомить детей с правилами игры. Научить правильному ходу шашек в игре. Формировать логическое мышление у детей.
3. Дидактические игры и упражнения: «Шашки на прогулке»; «Волшебные ходы»; «Путешествие по шашечному полю»; «Как ходят шашки».
«Ход» :
1. Продолжать формировать представления о понятии – ход.
2. Закреплять правильное умение ходов шашками в игре. Способствовать формированию активной речи, логики у детей. Формировать умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.
3. Дидактические игры и упражнения (закрепление) : «Шашки на прогулке»; «Волшебные ходы»; Путешествие по шашечному полю»; «Как ходят шашки».
Декабрь
«Основные правила игры» : 1. Познакомить детей с правилами игры в шашки. Формировать знания правил игры в шашки.
2. Способствовать формированию дружелюбного отношения друг к другу во время игры.
3. Продолжать учить детей обращаться с шахматной доской, фигурами.
4. Дидактические игры и упражнения: «Расставь на доске»; «Белые против черных»; «Путешествие» (фигуры путешествуют по доске).
«Основные правила игры. Закрепление» : 1. 1. Закреплять знания детей с правилами игры в шашки. Формировать знания правил игры в шашки.
2. Продолжать способствовать формированию дружелюбного отношения друг к другу во время игры. Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе.
3. Дидактические игры и упражнения (закрепление) : «Шашки на прогулке»; «Волшебные ходы»; «Путешествие по шашечному полю».
«Дамка» :
1. Познакомить детей с новым понятием – дамка. Сформировать значение дамки. Объяснить и показать в игре что такое – дамка.
2. Способствовать правильному произношению слова – дамка. Учить детей пользоваться терминами при игре.
3. Дидактические игры и упражнения: «Волшебная фигура»; «Путешествие Дамки».
«Дамка» (закрепление) : 1. Продолжать знакомить детей с новым понятием – дамка. Сформировать значение дамки. Объяснить и показать в игре что такое – дамка.
2. Способствовать правильному произношению слова – дамка. Учить детей пользоваться терминами при игре.
3. Дидактические игры и упражнения (закрепление) : «Волшебная фигура»; «Путешествие Дамки»; «Волшебный ход дамки».
Январь:
«Игра смелых – партия» :
1. Познакомить детей с новым понятием – партия. Научить детей определять результаты партии.
2. Формировать дружелюбное отношению друг к другу и положительное отношение к игре. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным.
3. Дидактические игры и упражнения: «Шашки против шашек»; «Белые и черные».
«Игра в партию – играют двое» : 1. 1. Развивать память, логику, воображение. Воспитывать аккуратное отношение к игре, доброжелательное отношение к сопернику. Формировать коммуникативные навыки в игре у детей.
2. Продолжать учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость.
3. Дидактические игры и упражнения: «Шашки против шашек»; «Белые и черные».
«Игра в партию» (закрепление) :
1. Закреплять знания у детей начального этапа игры в партию. Продолжать закреплять правильные ходы шашек.
2. Продолжать развивать знания о цели игры и результатах партии. Воспитывать уважительное отношение к сопернику.
3. Дидактические игры и упражнения (закрепление) : «Расставь на доске»; «Белые против черных»; «Волшебные ходы»; «Дамка».
Чтение «Сказка про Ивана – дурачка и Змей Горыныча» :
1. Развивать умение творчески решать различные проблемы.
2. Продолжать развивать знания о цели игры и результатах партии. Воспитывать уважительное отношение к сопернику.
Февраль:
Самостоятельное решение задач:
1. Самостоятельное решение задач из книги «Как обыграть папу в шашки» М. Мосина 5,6,7,8.
2. Формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.
3. Продолжать учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость.
Игра между соперниками:
1. Игра между соперниками за сладкий приз. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.
2. Воспитывать уважительное отношение к сопернику.
«Поддавки» :
1. Показ и объяснение новой игры.
2. Развитие и совершенствование мыслительных операций.
3. Продолжать учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость.
«Поддавки» - закрепление:
1. Закрепление умения играть в новую игру.
2. Развитие и совершенствование мыслительных операций.
3. Продолжать учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость.
Март
Игры между соперниками в «Поддавки» :
1. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным.
2. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.
3. Воспитывать уважительное отношение к сопернику.
Самостоятельное решение задач:
1. Самостоятельное решение задач из книги «Как обыграть папу в шашки» М. Мосина 9,11,12.
2. Формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.
3. Формировать коммуникативные навыки в игре у детей.
Чтение сказки «Королевство шашек» :
1. Развивать умение творчески решать различные проблемы.
2. Развитие и совершенствование мыслительных операций.
Игры между соперниками в «Поддавки» и «Шашки» :
1. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным.
2. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.
Апрель:
«Уголки» :
1. Показ и обучение новой игре в шашки «Уголки».
2. Развитие интеллектуальных способностей у детей.
«Уголки» - закрепление:
1. Продолжение обучению игры в «Уголки».
2. Знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных способностей у детей.
Соревнование в игру в «Уголки» :
1. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным.
2. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.
Самостоятельное решение задач:
1. Самостоятельное решение задач из книги «Как обыграть папу в шашки» М. Мосина 16,17,18.
2. Формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.
Май:
«Подготовка к шашечному турниру» :
1. Закреплять знания о правилах игры в шашки. Закреплять знания о горизонтальных, вертикальных дорожках и диагонали, правил ходов шашек.
2. Продолжать повторять правила поведения во время игры в шашки. Продолжать формировать умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.
3. Дидактическая игра «Путешествие в сказочное королевство».
«Подготовка к шашечному турниру» (закрепление) :
1. Закреплять знания о правилах игры в шашки. Закреплять знания о горизонтальных, вертикальных дорожках и диагонали, правил ходов шашек.
2. Продолжать повторять правила поведения во время игры в шашки. Продолжать формировать умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.
3. Дидактическая игра «Путешествие в сказочное королевство».
«Шашечный турнир» :
1. Подведение итогов знаний, умений и навыков детей в игре в шашки. Анализ проделанной работы, достигнутые результаты, сравнивание с начальной целью.
2. Способствовать развитию и совершенствованию мыслительных операций.
Итоговый турнир в группе отдельно среди девочек и мальчиков. Награждение. :
1. Подведение итогов знаний, умений и навыков детей в игре в шашки. Анализ проделанной работы, достигнутые результаты, сравнивание с начальной целью.
2. Способствовать развитию и совершенствованию мыслительных операций.
Методическое обеспечение программы :
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- игра;
- тренировочные игры;
- турниры.
Методы проведения занятий
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнения, тренинг, решение шашечных концовок, задач, соревнования, работа над ошибками.
Сотрудничество с родителями
Консультации: «Как научить ребёнка играть в шашечную игру»
«Роль игры в шашки в развитии детей»
Выставка ручных работ «Забавные шашки»
Сотрудничество с социумом
Шашечный турнир детей студии с детьми младших классов гимназии (конец года).