Получи документы

Консультация для педагогов «Главный принцип инклюзии — понимание»

Сорокина Юлия
Консультация для педагогов «Главный принцип инклюзии — понимание»

«Общество равных начинается с детства» - эта фраза, на мой взгляд, является прекрасной иллюстрацией к новому подходу в процессе обучения и воспитания в современной Казахстанской школе. Имя этому подходу – инклюзия.

Термин “инклюзия” в переводе с английского языка означает “включенность”. Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая людей с ограниченными возможностями) в полном объеме участвовать в жизни коллектива в детском саду, в школе, в учреждении дополнительного образования детей, в институте и колледже.

Целью инклюзивного образования является достижение всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждение своей социальной значимости. Инклюзия – это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ООП, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. В тоже время, инклюзия — это не значит просто собрать всех детей «в кучу», а наоборот, создание особенных условий, способствующих тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены. Инклюзивное образование включает в себя широкий круг людей, для которых оно должно существовать: это люди, у которых по разным причинам есть проблемы быть включенными в общее образование.

С января 2017 года школа реализует инклюзивную практику. Три года назад с этой категорией детей начала работать я.

Еще обучаясь в университете, я узнала о трех основных условиях работы с особенными детьми. Это:

1. Знать о том, что это за ребёнок,

2. Принимать такого ребёнка эмоционально и нравственно,

3. Уметь взаимодействовать с ребёнком и выстраивать его взаимодействие с другими детьми

Работа педагога –психолога в инклюзивной практике это особый вид помощи и поддержки ребенка, которая представляет собой целостную системно организованную деятельность специалиста, который создает условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями потребностями.

В нашей школе учатся дети здоровые и дети с особенными потребностями в образовании. Эти «особенные» дети, готовясь идти в школу, проходят специальное обследование в медико-психолого-педагогической консультации. Специалисты этой службы не только ставят заключение об особом статусе ребенка, но и дают рекомендации о том, как строить учебный процесс с ними и на что стоит обратить внимание учителю в школьном образовательном процессе. Эти материалы помогли и мне построить свою диагностическую и коррекционную работу с учащимися.

Еще одна особенность процесса «особых образовательных потребностей» в том, что ребенка нужно учить не так же, как его сверстников, а по-другому. И особенность эта не в возрасте, а в его развитии. Например, ребенок с дефицитом внимания удерживает активное внимание в течение пяти минут. Если учитель полчаса объясняет материал урока, ребенок с дефицитом внимания слышит только первые пять минут объяснения, а остальные двадцать пять проходят мимо. Соответственно, когда целый класс таких детей, учитель под них может подстроить всю структуру урока, так чтобы им не приходилось непрерывно чем-то заниматься более пяти минут. Пять минут объяснения, потом пять минут упражнений, потом еще пять минут объяснений, потом игра на пять минут, и так далее. Эффективная продолжительность урока за счет этого вырастает в несколько раз!

Этот, и не только этот, прием в своей работе использую я и мои коллеги в работе с классами, в которых учатся дети с особыми образовательными потребностями.

В то же время, основной особенностью инклюзивного образовательного процесса в нашей школе, я считаю, индивидуальные и групповые коррекционные занятия не только с психологом, но и с другими специалистами службы сопровождения. Занятия разрабатываются в соответствие рекомендациями ПМПК. В результате проведенной работы (в комплексе с коррекционной работой учителей, логопеда, дефектолога) наблюдается положительная динамика.

На этих занятиях, каждый ученик должен побывать не менее трех раз в неделю, я провожу упражнения и работу, направленную на развитие познавательной, эмоционально-волевой, личностной и социальной сферы. Каждое занятие носит комплексный характер. В него включены упражнения на развитие мелкой и общей моторики, артикуляционные упражнения и выполняются игровые задания на развитие памяти, внимания, мышления, речи. Основной целью работы является – содействие администрации и педагогического коллектива школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащегося.

При таком подходе, психологу легче «выравнивать» пробелы и недостатки особенности учащихся, но и развивать коммуникативные функции, учить социализации и умению дружить. Кроме того, в работу психолога входит разработка психологических рекомендаций для учителей и родителей этих детей.

Детям на моих занятиях я предлагаю игры на сравнения предметов и действий, на развитие внимания, различные игры, способствующие развитию самостоятельности и социальной ориентированности. Например игры:

«Магазин», «Больница», «Помогаю маме» и т. п. А еще мы совместно с родителями и специалистами играем в различные подвижные игры и это тоже является приемом активной социализации детей.

Не могу не проговорить особенную сторону работы в особенном образовательном процессе – это работа с родителями. Многие из них не понимают, а некоторые не принимают особенностей своего ребенка. Еще чаще, они не хотят рассказывать учителю о проблемах ребенка. Они считают своих детей, ленивыми и это очень тяжело сказывается на формировании личности. «Сколько ни старайся, мама никогда не скажет хорошего слова поддержки», - думают дети. И, как следствие, перестают стремиться делать что-то хорошо. Поэтому я стараюсь рассказывать родителям об успехах их непростых детей и призываю их замечать хорошее в своих детях. Плохое, и без этого преследует такого человечка с раннего возраста.

Чтобы ребенок не просиживал за партой, тоскливо глядя в окно и ничего не понимая в происходящем, мои рекомендации и рекомендации других специалистов помогают уже педагогам подобрать ребенку подходящую образовательную программу, методы и приемы обучения с учетом полученных рекомендаций. Психолог развивает и помогает преодолеть трудности, а все вместе мы помогаем детям стать равными.

Государством уделяется огромное внимание на образование и особенное – на инклюзивное образование. Для того, чтобы каждый ребенок, независимо от его возможностей, получил равные возможности на получение качественного образования.

Еще одним немаловажным аспектом, включения «особенных» детей в массовую школу, является и то, чтобы у всех и у каждого ребенка воспитывать умение принимать и понимать любого человека, учить выстраивать конструктивные взаимоотношения. Для того, чтобы воплотить идею инклюзивного образования, каждый должен ее понять и принять. Начинать нужно каждому с себя. Мы сами должны быть толерантными и воспитывать уважение в своих детях.

Все люди одинаковы, все мы одной крови, а на такой - не такой – люди делиться не должны!

Публикации по теме:

«Главный помощник музыкального руководителя — это воспитатель». Консультация для педагогов «Главный помощник музыкального руководителя, это воспитатель» Консультация для педагогов. Ежедневно в ДОУ мы занимаемся музыкальной деятельностью,.

«Право ребенка на дом, семью, любовь и понимание». Информационный проект для детей подготовительной к школе группы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания.

Художественно-эстетическое образование дошкольников. Принцип постепенности погружения и опоры на апогей в искусстве О принципах обуславливающих развитие художественно-творческих проявлений и способностей детей дошкольного возраста мы уже говорили: принцип.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Главный принцип инклюзии — понимание»
Опубликовано: 11 октября 2024 в 08:00
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Главный принцип инклюзии — понимание»» (включая файлы) размещена пользователем Сорокина Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД