Ангелина Аладьина
Главная ошибка при аутизме
▼ Скачать +Заказ
Родители, воспитывающие неговорящих детей с аутизмом, совершают типичные ошибки. Они связаны с непониманием родителей и специалистов этапов формирования речи. Все очень просто. Если ты общаешься с немцем, то надо говорить на немецком, ему знакомом, языке. Если ты разговариваешь с китайцем, то с ним также нужно говорить на китайском, используя его лексику, грамматику, фразеологические обороты и устойчивые выражения. Надо понять, что развитие речи проходит три этапа (крик, эгоцентрическая речь и диалог). У здоровых детей эти этапы проходят чётко по графику. Главное непонимание заключается в понятии эгоцентрическая речь. Как ребенок познает мир, играя сам с собой, так и ребенок с помощью слов начинает говорить сам с собой. Речь для себя это и есть эгоцентрическая речь. Дети с аутизмом «застревают» на втором этапе речевого развития. У них не развивается социализированная речь, т. е. классический монолог и диалог. Не понимая механизма эгоцентрической речи, родители начинают «натаскивать» их родному языку как на уроке, иногда жестко приказывать, даже наказывать своих детей.
Публикация «Главная ошибка при аутизме» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Таким образом, чтобы понять, как разговаривать с ребёнком-аутистом, нужно понять три этапа речевого развития:
I этап развития речи характеризует голосовые (вокальные) формы общения. В этот период ребёнок активно сосёт грудь, глотает молоко, активно развивается артикуляция и вокализмы (выкрикивания). С позиции структур головного мозга – это средний и промежуточный мозг. В реальной жизни активация гуления (пения) происходит через жёсткое тугое пеленание и принудительную фонацию (на сегодняшний день эта процедура у новорожденных практически отсутствует). При этом формируется внутричерепное, внутрибрюшное, внутригрудное и давление под голосовыми связками. Это и есть механизм голосообразования и звуковедения. При аудировании (пение колыбельных для ребенка) формируется фонемы или слоги и фонетический слух. Освоив мелкую моторику артикуляционного аппарата, годовалый ребёнок начинает громко выкрикивать звуки и слоги, проявлять элементы сознательного, пусть даже примитивного, общения.
На II этапе развития речи формируется эгоцентрическая речь. На этом этапе ребенок еще не может себя воспринимать как «Я сам», он воспринимает себя от третьего лица – «Он хочет есть или Она хочет гулять». Ребенок сам себе, от третьего лица, задает себе же вопрос. Он разговаривает сам с собой. Эту речь еще по-другому называют внутренняя речь или речь для себя. Интересы ребенка на этом этапе развития направлены на игру с самим собой и разговор с самим собой. С позиции анатомии головного мозга – это этап созревания связей между промежуточным мозгом (инстинкты) и подкорки (сознание, что проявляется активацией базовых эмоций (агрессия, аффект, злость, ненависть, горе, удивление, счастье, радость, смех, слезы, страх). Каждой эмоции будут соответствовать какие-либо стандартные фразы, взятые из чужой речи. На этом этапе развития эмоция выполняет роль пускового крючка (триггер). Эмоция запускает формирующееся общение. Оно может состоять из «кусочков» повторяющихся фраз или повторяющихся отдельных звуков. Таким образом, при формировании второго этапа речи или становления эгоцентрической речи можно услышать повторение одних и тех же слов (эхолалия) — речь исключительно для игры или ради удовольствия (да-да, ма-ма, па-па, ба-ба или другие эмболы).
На III этапе развития речи формируется внешняя характеристика монолога, человек начинает играть с помощью слов. Все чаще используется местоимения «Я». «Я сам», «я хочу …» и т. д. Эта речь направлена не на себя, а на окружающих и используется для общения с другими людьми. Переход от второго этапа к третьему происходит постепенно и заканчивается в 5-6 лет. Под влиянием внешних факторов эгоцентрическая речь становится внутренней, и промежуточный этап развития родного языка заканчивается. Активное начало формирования истинного монолога и диалога можно отнести к 6-7 годам. Результатом же является переход к нормальной речи, которую еще называют социализированной (диалог с другими людьми).
С позиции классической медицины, по-прежнему считается, что таблетки, уколы и капельницы помогут в устранении аутизма. В то же время всем понятно, что этот стандарт не действует на эгоцентрическую речь. И что же тогда необходимо детям-аутистам в реальной жизни.
1. Самое главное – надо играть с ними, а делать это умеют не все родители. Игру они заменяют уроком или приказами что-то сделать самостоятельно. Так как поведение у аутистов не регулируется его несформированной речью, во время игры нужно четко словесно описывать действия своих детей (действенное мышление). Эти устойчивые выражения будут «заготовками» для прохождения по второму этапу речевого развития. Ну, например, ребенок садится за стол, смотрит в сторону, вспоминает какой-либо сюжет из сказки, где звери кушают, и произносит выражения из этого мультика. Родители во время обеда произносят все, что он делает. «Дима садится за стол. Берет ложку в правую руку. Дима жует». Если он плюется, родители тоже комментируют это действие. «Дима плюет». И эти свои действия ребенок начинает понимать.
Самое главное для ребёнка с аутизмом – нужно создать правильную языковую среду, дать то, что он понимает, общаться с ним на том языке, который он понимает (эгоцентрическую речь). Если ребенок одевается, родители так же комментируют его действия. Например, Олеся садится на стул, надевает сама колготки и носки, потом просовывает руки в кофту и надевает кофту. Олеся поправляет воротник. Олеся надевает куртку, а потом засовывает ноги в сапоги». Все говорится от третьего лица, за ребенка. Таким образом ребенок заново проходит вторую стадию развития речи. Приказы, например, "иди одеваться!" здесь не работают.
2. У ребенка с аутизмом личности нет (Личность – это III этап развития речи). Принцип общения на уровне личности (от местоимения «Я») невозможен. Общение осуществляется на уровне сознания или понимания (Сознание – это II этап развития речи). Реализация этого принципа на практике означает то, что родители за ребенка дают внутреннюю словесную заготовку его действий. Он начинает понимать смысл и значение своего действия. Таким образом формируются умения (неавтоматизированное высказывание). Навыка или автоматизма в речи на этом этапе развития пока нет.
3. Ребенок познает окружающий мир только через игру, где присутствуют различные персонажи: собаки, слоны, коровы, журавли, лебеди и др. Не правильно использовать урок, так как ребенок к нему (к познанию, а именно к диалогу, не готов. Играя с ребенком, используя крик животных, ребенок проходит через сложившиеся по сценарию сказки трудности (драма, трагедия и гибель главного героя, когда его кусают, царапают, облизывают и т. п.). Ребенок их сам преодолевает. В сказке всегда присутствует борьба «добра» со «злом». Таким образом формируется зрительное внимание.
4. Принцип формирования эгоцентрической речи – это говорить от третьего лица. «Он собирается гулять. Он хочет пить. И др.». Таким образом ребенок проходит все стадии развития речи заново. Инстинкт (крик) – Сознание (эгоцентрическая речь) – Личность (диалог). Отдельно нужно научить ребенка кричать громко, протяжно (звуковедение, Инстинкт – это I стадия развития речи). Родители в своем доме должны громко петь с ребенком, формируя его слуховое внимание. Песня в среднем длится 3 минуты. Петь нужно одну и туже песню. Например, «Песня друзей», из мультфильма «Бременские музыканты».
5. Метод интенсивного обучения эгоцентрической речи строится на большом количестве различных грамматических, лексических, фонетических упражнений, которые выполняют родители и их дети за короткий срок. Но применяя метод понимания эгоцентрической речи, родитель не только погружается в его деятельность, еще и сам погружается в общение для себя, помогая своему ребенку пройти вторую стадию речи. В этом и есть уникальность родителя.
Необычность общения заключается в том, что родитель в процессе игры даёт достаточно большие объемы материалов. Начиная от просыпания, заправления кровати, хождения с ним в туалет и до засыпания, родитель постоянно говорит за своего ребенка от третьего лица. ОН …. или ОНА…. Игра выстроена по принципу реальной жизни с использованием общения от третьего лица.
Для восстановления и развития речи детей с аутизмом в нашем реабилитационном центре мы применяем систему дозированных нагрузок (фонопедические, логопедические и лингвистические упражнения). Новая система нейрореабилитации «Родись заново! или моделирование родового стресса» – это лечение дозированными нагрузками, которые в рамках индивидуальной программы реабилитации (ИПР) применяются в отделении адаптивно-физической реабилитации (АФР, психолого-педагогической реабилитации (ППР) и вокально-речевой реабилитации (ВРР).