Елена Волошина
Исследовательская работа «Герб моего района»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема исследовательской работы :
«Герб моего района»
Руководитель: Волошина Елена Сергеевна, воспитатель
Аннотация
Однажды я поехала с мамой на работу в Сургутскую филармонию. И там я увидела большое серое здание с огромным экраном. Мама мне сказала, что это здание администрации Сургутского района. На крыше здания вились флаги - флаг России, флаг Ханты - Мансийского автономного округа и флаг с каким-то рисунком, этот же рисунок я увидела еще и на здании. Я спросила у мамы, что это за рисунок? Что на нём изображено? На что мама мне сказала, что это герб Сургутского района. Разговор с мамой натолкнул меня, на исследовательскую деятельность. Мне стало интересно, и стала задавать вопросы:
Публикация «Исследовательская работа „Герб моего района“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Символика: флаг, герб, гимн
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2023
1. Что такое герб и что на нём изображено?
2. Знают ли, про герб нашего района ребята с моей группы?
Цель исследовательской работы – изучить историю происхождения герба Сургутского района.
Задачи исследовательской работы :
• ознакомиться с понятием «герб», с основными знаками герба;
• знакомство с историей происхождения герба, его значением в жизни человека.
Методы исследования : Сбор информации из литературных источников, посредством сети Интернет; наблюдение; рассматривание энциклопедий; заучивание стихотворений; просмотр видеофильмов; создание альбома о гербе; составление рассказов о гербе; дидактические и сюжетно – ролевые игры; рисование и лепка герба; составление совместной презентации; анализ полученных результатов.
Практическая значимость: Прикосновение к истории создания герба своего района вызывает у ребенка сильные эмоции, любопытство. Ребенок испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю.
Содержание работы
1. Введение…4
- тема работы
- актуальность
- проблема
- цели и задачи исследования
- методы исследования
- практическая значимость
2. Теоретический обзор…5
3. Практическая часть….6
4. Выводы…. 7
Список использованной литературы и других источников…8
Приложения
1. Введение
Тема исследовательской работы «Герб моего района»
Актуальность проекта заключается в том, что в настоящее время ощущается необходимость изучения истории своего района, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота своей родины. Мы считаем выбранную тему актуальной, потому что важно не только знать, историю своей малой родины, но и гордиться и быть полезным родному району. Как и моя большая страна имеет герб, так и маленький поселок имеет право на свой герб, на свою символику. А для этого нужно иметь представление об истории создания герба.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Проблема: Отсутствует представление об истории создания символики своего района. Интерес к изучению герба Сургутского района.
Цель исследовательской работы – изучить историю происхождения герба Сургутского района.
Задачи исследовательской работы :
• ознакомиться с понятием «герб», с основными знаками герба;
• знакомство с историей происхождения герба, его значением в жизни человека.
Методы исследования : Сбор информации из литературных источников, посредством сети Интернет; наблюдение; изучении энциклопедий; заучивание стихотворений; просмотр видеофильмов; создание альбома о гербе; составление рассказов о гербе; дидактические и сюжетно – ролевые игры; рисование герба; составление совместной презентации; анализ полученных результатов.
Практическая значимость: Найти изображения гербов Сургутского района, изучить их описание и проанализировать: что общее и в чём различие. Рассказать своим друзьям о гербе, для чего он нужен. Изготовить книжку-малышку с изображением гербов.
2. Теоретический обзор
В настоящее время в России возрождаются многие исторические традиции, из далекого прошлого к нам возвращаются старые гербы российских городов и создаются новые. Сегодня при въезде в любой город России можно увидеть его «визитную карточку» – герб. И рано или поздно у каждого человека непроизвольно возникает вопрос: что он означает? Города нашего округа тоже не являются исключением. Жители округа любят свой край и гордятся тем, что у них есть свои «опознавательные знаки». Взрослое население округа, в основном, составляют переселенцы, которые приехали осваивать нефтяные месторождения. И многие мои друзья родились на земле коренных народов ханты и манси. И эта земля является нашей Родиной. К сожалению, специальной литературы для детей по геральдике округа выпускается очень мало, поэтому проведено исследование о символах своего края, а именно о гербах населенных пунктов и районных центров.
Герб – это наследуемая эмблема, для которой характерно наличие щита как основного изобразительного элемента. Само происхождение термина «герб» подчеркивает его значение как символа родовой связи и означает «наследство», «приданое». В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой слово «герб» определяется как «эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документах».[1]
«Герб – это «визитная карточка» территории. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочитать. Герб может рассказать очень многое: о красоте и богатствах края, территории, об обычаях и характере местных жителей».
Так, например, в тексте Положения о порядке официального использования герба Сургутского района сказано : «Герб района является официальным символом Сургутского района. Описание герба района : в рассеченном зеленом и лазоревом поле на черной узкой выпуклой оконечности расположен золотой глухарь с серебряными глазами и раскрытым хвостом, рисунок которого уподоблен элементам хантыйского национального орнамента. Автор герба - заслуженный деятель культуры Виталий Горда. Глухарь символизирует сибирскую тайгу с ее богатствами. Центральная часть глухаря напоминает вышку, хвост состоит из элементов хантыйского национального орнамента. Чёрная земля символизирует нефтяные недра. Зелёный и синий - цвета флага Ханты-Мансийского округа».
3. Практическая часть
Однажды я поехала с мамой на работу в Сургутскую филармонию. И там я увидела большое серое здание с огромным экраном. Мама мне сказала, что это здание администрации Сургутского района. На крыше здания вились флаги - флаг России, флаг Ханты - Мансийского автономного округа и флаг с каким-то рисунком, этот же рисунок я увидела еще и на здании. Я спросила у мамы, что это за рисунок? Что на нём изображено? На что мама мне сказала, что это герб Сургутского района.
Мне стало очень интересно, что такое герб и что на нём изображено?
1. Первым делом мы отправились в библиотеку, где узнала, что герб-это изобразительный опознавательный знак, эмблема для отличия населенного пункта. (Приложение 1)
2. Своими полученными знаниями я решила поделиться с ребятами в детском саду и показать альбом об истории Сургутского района, который мы сделали сами (Приложение 2)
3. В детском саду мы играли в различные игры: (Приложение 2)
• дидактические игры «Собери герб», «Найди герб»;
• подвижную игру «Будь внимателен»;
• сюжетно- ролевую игру «Экскурсоводы»;
• квест – игра «Живу в Югре».
4. Я продолжала свое исследование. Как появился герб? Почему именно такой рисунок изображен?
5. В детском саду рисовали рисунки на тему «Природа моего края», делали аппликацию и лепили «Герб моего района» (Приложение 3)
6. Наш воспитатель Елена Сергеевна показала видео презентацию «История Сургутского района» (Приложение 4)
7. Вместе с ребятами рассматривали открытки о своей родине, иллюстрации в энциклопедиях и художественной литературе (Приложение 4)
8. Нам читали стихотворения о Сургутском районе, читали сказки «Буровичок Югорка» О. Лебедевой.
9. Изготовление книжки-малышки «Символика моего района».
Я очень довольна своим исследованием, потому что теперь имею представления об истории своего района, о его символике. Я поняла, что главное в моей жизни любить, ценить и беречь свою «малую» Родину, свою страну.
4. Выводы
В ходе нашего исследования я узнала много нового и интересного о символике своего района, о создании герба, для чего он нужен. Так же я узнала, что на гербе, изображен глухарь, который символизирует сибирскую тайгу с её богатствами. Центральная часть глухаря напоминает вышку, хвост состоит из элементов хантыйского национального орнамента. Черная земля символизирует нефтяные недра. Зеленый и синий-цвет флага Ханты- Мансийского округа. Так же я узнала, что раньше у Сургутского района был другой герб, он представлял собой прямоугольный щит, который разделен на 3 части. Верхняя часть щита является фрагментом флага ХМАО (зелено-синее поле с национальным орнаментом белого цвета). Средняя часть: на белом фоне черный силуэт буровой вышки, слева от которой цветные изображения двух сосен, справа двух берёз. Средняя и нижняя части щита разделены двойным сине-белым национальным орнаментом «Река». Нижняя часть поделена на 2 поля (слева) с черным соболем и лазоревое поле с рыбой (серебристого цвета). По краям щита, кедровые ветви с шишкой, и красная лента с надписью «СУРГУТСКИЙ РАЙОН». Автором герба был заслуженный деятель культуры Виталий Горда. Мне удалось узнать, кто был автором герба, для чего нужен герб. Конечно же, когда я стану взрослой, тоже буду знакомить своих детей с историей своего района, своей малой Родины. В будущем я мечтаю стать ученым, для того чтобы продолжать узнавать что – то новое. Мы с мамой и папой решили создать альбом о символике моей родины и передавать её из поколения в поколение. В него можно будет добавлять страницы с изменениями, происходящими в Сургутском районе. А я буду патриотом своего района и, когда вырасту, приложу все силы, чтобы моя родина была многолюдной, богатой и процветающей.
А самое главное – накопленный материал воплотила в виде книжки - малышки с изображением гербов Сургутского района, которая храниться в мини- библиотеке нашей группы.
Мы считаем, что цель нашей работы достигнута. Задачи, поставленные в работе, решены.
Список использованной литературы и других источников
1. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка, Российский фонд культуры. – М. : Азъ Ltd., 1992. – 960 с.
2. Куриков В. М. Окно в Югру. Атлас путеводитель 1930-2005. – ООО «Рекламно-издательский центр «ЗЕБРА», 2005.
3. Гербы муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: справочник / МУК «Сургут. район. центр. б-ка», Центр. район. б-ка, отдел обслуживания; [сост. С. С. Колмакова; верстка А. Н. Соболева]. – Изд. 2–е, доп. – Белый Яр, 2007. – 32 с.
4. Изображение птиц на гербах городов и районов ХМАО- Югры. Артамонов В. А., Виленбахов Г. В., Фаизов С. Ф., Хорошкевич А. Л. Герб и флаг России Х-ХХ века. – М. : Изд. «Юридическая литература», 1997
5. Голованова М. П., Ширин В. С. Государственные символы России: Научно-популярное издание для детей. – М. : ЗАО «Росмен-ПРЕСС», 2005
6. Геральдический портал (всё о флагах и гербах) : [web-сайт]. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://f-gl.ru/
7. Герб Сургутского района : [web-сайт]. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://geraldika.ru
8. Сургутский район – Википедия : [web-сайт]. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/
9. История района : [web-сайт]. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://admsr.ru/