Папки-передвижки

География в профессиях. Профориентация в школе

Елена Бурова
География в профессиях. Профориентация в школе
▼ Скачать + Заказать документы

География в профессиях

Бурова Елена Алексеевна,

учитель географии МБОУ СОШ

№ 55» города Кирова

Учебный предмет «География» — основа многих профессий. Его изучение способно сформировать мнение обучающихся по вопросу самоопределения их в будущей профессии и требований, которые предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов.

Публикация «География в профессиях, Профориентация в школе» размещена в разделах

Президент В. В. Путин говорил в своём интервью на заседании попечительского совета Русского географического общества (РГО) : «Наряду с историей Отечества, русским языком, литературой география служит основой формирования патриотических ценностей».

Рассмотрим, с какими профессиями можно ознакомиться на уроках географии :

5 класс: картограф, геодезист, океанолог, вулканолог, сейсмолог, спелеолог, геолог;

6 класс: гидролог, синоптик, метеоролог, биогеограф, естествоиспытатель;

7 класс: углубление знаний о профессиях, с которыми познакомились в 5-6 классах;

8 класс: палеонтолог, археолог, гляциолог, геоморфолог, почвовед, агроном, селекционер, углубление знаний о профессиях из 5-7 классов;

9 класс: профессии, связанные с отраслями промышленности, агропромышленного комплекса и сферы услуг.

Какие же задания можно предложить ученикам на уроках географии, которые помогут им в выборе профессии?

Например, можно предложить обучающимся 6 класса рассмотреть приборы, которыми пользуются специалисты. Назвать, как называются они, для чего используются, люди каких профессий могут их использовать в своей работе. По итогам работы составляется сводная схема или таблица.

Название прибора Для чего используется Какой специалист использует

Нивелир Для измерения неровностей поверхности Земли Геодезист, строитель

Гигрометр Для определения относительной влажности Метеоролог

Плювиограф (Осадкомер) Для измерения осадков Метеоролог

Сейсмограф Для определения силы землетрясения Сейсмолог и вулканолог

Термометр Для определения температуры воздуха Метеоролог и ряд других профессий

Анемометр Для определения силы и скорости ветра Метеоролог и ряд других профессий

Флюгер Для определения направления и силы ветра Метеоролог и ряд других профессий, например, работники аэропорта

Для обучающихся 9 класса можно предложить выполнить следующее задание: расположить профессии по секторам экономики, оформить можно в виде таблицы.

Итог работы такой:

Сектора экономики Первичный Вторичный Третичный

Профессии комбайнер, шахтер, геолог, овощевод, нефтяник металлург, сварщик, столяр, технолог, ювелир швея, артист, учитель, повар, автослесарь

Можно организовать работу с пословицами и поговорками, разбив участников мероприятия на группы.

Задание: Найти вторую часть пословицы и объяснить ее значение:

Люби дело - … мастером будешь.

Всякий мастер … на свой лад.

Всякий человек … у дела познается.

С мастерством люди не родятся, … но добытым мастерством гордятся.

К чему душа лежит, … к тому и руки приложатся.

Невидное ремесло, … а славу принесло.

Каждое дело … любовью освящается.

Кто любит трудиться, … тому без дела не сидится.

Также можно предложить детям испытать свою интуицию, соотнести профессии и чем заняты данные специалисты:

• специалист, изучающий сезонные изменения, происходящие в растительном и животном мире планеты (фенолог);

• изучает мерзлотные горные породы, особенности их строения, физико-химические процессы, происхождение, историю развития, условия существования и процессы, происходящие в мерзлотных толщах (геокриолог);

• специалист по озерам, изучает физические, химические, биологические процессы, происходящие в озерах планеты (лимнолог);

изучает льды во всех формах их образования: ледниках, ледяном покрове водоемов, снежном покрове и подземных льдах (гляциолог).

Даже загадки могут стать частью любого мероприятия, например, конкурса, викторины или же классного часа. К тому же, они помогают развить ассоциативное мышление, сообразительность и просто поднимают настроение. Такое развлечение будет интересно не только младшим школьникам, но и подросткам. Например, для старшеклассников можно подготовить загадки о профессиях. Это станет отличным дополнением к мероприятию по профориентации.

Сначала можно предложить ребятам для разминки несколько легких загадок, которые не вызовут никаких сложностей, зато привлекут внимание школьников к викторине. Это могут быть шуточные короткие варианты [1] :

• Может он жилье продать, обменять, купить и сдать. (Риэлтор)

• Обновит лицо и тело с помощью приборов, кремов. (Косметолог)

• Он меню нам принесет и еду нам подает. (Официант)

• Телом хорошо владеет, ярко двигаться умеет. (Танцор)

• Его приходу каждый рад, когда на кухне водопад. (Сантехник)

• Станет палочкой махать – будет музыка играть. (Дирижер)

• Иглою огненной портной шьет кораблю костюм стальной. (Сварщик)

• Наведет стеклянный глаз, щелкнет раз, и помним вас! (Фотограф)

• Об артистах он всё знает, их со сцены объявляет. (Конферансье)

• Защищать в суде всех рад, наш умелый… (Адвокат)

Позже можно несколько усложнить задачу. Стоит добавить более длинные варианты. Необходимо подготовить для старшеклассников такие загадки о профессиях, с ответами на которые у ребят могут возникнуть некоторые сложности, чтобы им пришлось поразмышлять.

Многие подростки, которые выросли в городе, плохо знакомы с жизнью за его пределами. Потому с угадыванием профессий, которые характерны для загородной местности, могут быть некоторые проблемы. Ребятам придется задуматься, вспомнить художественные произведения, фильмы, рассказы:

Его работа на земле в селе:

Он сеет, пашет, растит коров.

Семена покупает всегда и везде.

Вырастить хороший урожай готов!

(Фермер)

Он по лесу не просто гуляет,

А деревья, зверей охраняет.

Он зимой наполняет кормушки,

Чтобы выжили лесные зверушки.

(Лесник)

Он науку изучил.

Землю словно приручил.

Знает он, когда сажать,

Сеять как и убирать.

Знает всё в краю родном,

И зовется… (Агроном)

Ночью, в полдень, на рассвете,

Службу она несет в секрете.

Ее давно буренки знают,

Мычаньем весело встречают,

И за ее нелегкий труд,

Всё молоко ей отдают. (Доярка)

Интересно вспомнить о людях, чей жизненный путь напрямую связан с искусством:

Палочкой он машет плавно,

Потому что в оркестре он главный.

Он слышит и знает каждый инструмент.

В оркестре он словно страны президент. (Дирижер)

Его задача – спектакль поставить,

Чтоб каждый актер верно исполнил роль.

Всеми на сцене он призван править.

Для всех, кто на ней, он словно король. (Режиссер)

Он и волк, и Дед Мороз,

И смешит ребят до слез,

В прошлый раз был педагогом,

Ну а завтра – машинист,

Должен знать он очень много,

Потому что он… (Артист)

Летают тарелки?

Тарелки летают!

А кто из вас знает,

А кто угадает,

Кто ж эти тарелки летать заставляет? (Жонглер)

Он в пьесе роли не играет,

Он за актером наблюдает,

Забудет кто-то роль едва,

Подскажет нужные слова. (Суфлер)

Мальчики школьного возраста уже знают, что такое стройка, слышали о технике, материалах, которые используются в процессе. Интересно будет вспомнить правильные названия некоторых специальностей, без которых не обойтись в строительстве:

Он работает кистью и краской,

Но не рисует холсты он совсем.

На высоте в люльке и каске,

Он покрасит стены все-все.

(Маляр)

Из кирпича мы строим дом,

Чтоб смеялось солнце в нем,

Чтобы выше, чтобы шире,

Были комнаты в квартире.

(Каменщик)

Как добротный строить дом,

Укрепить дверной проем?

Знает точно он закон,

Как соорудить балкон!

(Строитель)

Вот на краешке с опаской,

Он железо красит краской,

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро.

(Маляр)

Полезно о каждой профессии, которая является отгадкой, подобрать интересную информацию, которая позволит подросткам расширить свой кругозор.

И, конечно, говоря о профессиях на протяжении всех лет обучения, необходимо вспомнить качества личности, которыми обладают люди разных профессий. Чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать определенными качествами, отвечающими тем требованиям, которая предъявляет эта профессия к личности работающего. Поэтому можно предложить выпускникам 9-го класса пройти тест Е. А. Климова. Результатом будет выявленная предрасположенность к одному из пяти профессиональных направлений [3].

• Человек — природа. Сферы, связанные с живыми организмами и системами. Врачи, биологи.

• Человек — техника. Это направления, предполагающие работу с неживыми системами. Тут всевозможные механики и инженеры.

• Человек — человек. Взаимодействие с индивидами и коллективами. Преподаватели, психологи, консультанты.

• Человек — знаковая система. Работа с данными: шифрами, цифрами, таблицами, текстом. Редакторы, аналитики, big data.

• Человек — художественный образ. Это люди искусства, артисты, дизайнеры.

Плюсы:

1. Вопросы легко воспринимаются любым человеком, ответы не требуют самокопаний.

2. Результат данного теста содержит вполне конкретные рекомендации.

Минусы:

1. Легко спутать предрасположенность и интерес к профессии.

2. Не все профессии однозначно относятся к одному типу, это может запутать.

Задание: запишите качества личности, которыми должен обладать [2] :

• машинист поезда (точность, определенность действий, высокая исполнительская дисциплина, аккуратность, ответственность);

• адвокат (устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память; умение находить общий язык с разными людьми, терпение);

• художник (наличие способностей к искусствам, творческое воображение, образное мышление, и, конечно, трудолюбие, должен быть целеустремленным, иметь реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее, чем заслуживаешь, чтобы получать удовлетворение от своего труда)

Также можно выполнить задание следующего характера: записать свои качества личности, какие качества понадобятся им в будущем, когда они станут дипломированными специалистами. Выполняя задание, дети задумываются над тем, что не всегда их качества совпадают с теми качествами, которыми обладает человек выбранной ими профессии, и приходят к выводу, что необходимо работать над собой, верно определить свой жизненный путь и выбрать профессию по душе, чтобы она приносила им удовлетворение.

Своевременно оказанная обучающимся профориентационная помощь выступает залогом гармоничного развития личности и является естественным завершением всего учебно–воспитательного процесса. Использование вышеизложенных методов и форм, помогают направить работу на становление профессионального самоопределения учеников, формирование профессиональной мотивации, развитие умений осуществлять выбор и нести за него ответственность.

Список ресурсов:

1. https://womanadvice.ru/zagadki-o-professiyah-dlya-starsheklassnikov

2. https://www.cezan.ru/сareer/professionalnye-kachestva-dlya-raznyh-tipov-professiy

3. https://vuzopedia.ru/proforient/klimov

Публикации по теме:

Ранняя профориентация дошкольников Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется по трем направлениям: Работа с воспитанниками. Сотрудничество с семьями воспитанников.

Консультация для педагогов ДОУ «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Бурятия. Озеро Байкал»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Бурятия. Озеро Байкал» Интеграция образовательных областей: познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Саха. Якутия»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Саха. Якутия» Примечание:Серия занятий «География дружбы» проводится в рамках проекта «Посткроссинг. Дружат дети на планете»Интеграция образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
География в профессиях. Профориентация в школе
Опубликовано: 28 сентября 2024 в 15:35
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «География в профессиях. Профориентация в школе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бурова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД