МААМ-картинки

Гендерный подход в семейном воспитании девочки в русских традициях

Никитенко Екатерина
Гендерный подход в семейном воспитании девочки в русских традициях
▼ Скачать + Заказать документы

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ…. 3

Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ

В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ…. 9

1.1. Историко-педагогический анализ семейного воспитания в России. 9

1.2. «Гендер» как новый разрабатываемый научный феномен …. 15

1.3 Организация воспитательного процесса с учетом

психолого-педагогческих особенностей девочек….23

Публикация «Гендерный подход в семейном воспитании девочки в русских традициях» размещена в разделах

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕВОЧЕК В РУССКИХ ТРАДИЦИЯХ…

2.1. Психолого-педагогические условия семейного воспитания на основе формирования русских традиций ….

2.2. Технология организации констатирующего эксперимента

по проблеме исследования….

2.3. Динамика семейного воспитания девочек на основе формирования русских традиций

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…. 53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….….56

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕВОЧКИ

В РУССКИХ ТРАДИЦИЯХ.

В последнее время усилился интерес многих исследователей и широкой общественности к изучению семьи и семейной жизни русского народа. Интерес к проблеме сохранения социального института семьи подтверждается фактом установления международного Дня семьи, датой которого избрано – 15 мая.

Наибольший интерес для современных исследователей педагогики семьи И. В. Бестужева-Лады, А. К. Васильевой, И. С. Кона и др. представляет исследование семейно-брачных отношений и семейного быта. Это объясняется целым рядом как позитивных, так и негативных факторов. В семье сохранялись и передавались от поколения к поколению производственные навыки, этнические нормы, традиции устного народного творчества. Интерес к изучению семьи обусловлен целым рядом негативных тенденций в её развитии - снижение рождаемости, большое количество разводов, рост неполных семей, отмечают А. К. Васильева, И. П. Волков, О. П. Воронина и др. исследователи.

Проблема женского воспитания назрела достаточно давно и до сих пор остается все еще не решенной. Утрачены русские национальные традиции, в большей части семей в девочках не воспитывается роль матери, не формируется женственность.

Исходя из этого, цель нашей работы состоит в изучении опыта семейного воспитания девочки в русских традициях с учётом гендерного подхода и в восстановлении историко-культурных подходов в практике семейного воспитания.

Объект исследования: психолого-педагогические особенности семейного воспитания девочки.

Предмет исследования: процесс гендерного семейного воспитания девочки в русских традициях.

Гипотеза: семейное воспитание девочки будет более направленным при условиях:

- возвращение русских традиций семейного женского воспитания;

- приобретение соответствующих компетенций воспитателем и родителями;

- своевременное диагностирование гендерных личностных отклонений.

В соответствии с целью и гипотезой, нам необходимо решить следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблемам гендерного воспитания дошкольника и историко-педагогический анализ состояния женского семейного воспитания в России;

2. Организовать исследовательскую работу по выявлению особенностей семейного воспитания девочки в русских традициях;

3. Представить анализ возможностей в формировании полоролевых стереотипов поведения, через приобщение к русским традициям,

Методологическую основу исследования составляют положения философии, педагогики, психологии, социологии, этнографии о семье как сложнейшей подсистеме общества, выполняющей разнообразные социальные функции; концепции педагогики о значении семьи в жизни ребёнка как первого и самого мощного национального и полоролевого воспитательного института; выводы психологии об особенностях семейного воспитания, характере детско-родительских отношений как слагаемых психологической атмосферы, благоприятной для развития личности.

Методы и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений нами была использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической, исторической, этнографической, культуроведческой литературы; педагогическое наблюдение; беседы с детьми и их родителями, воспитателями (в период педагогической практики); анализ собственной деятельности в помощника воспитателя; методы экспертной оценки; педагогический эксперимент, методы математической статистики, диагностические методики, комплекс мероприятий по семейному воспитанию.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступили дошкольники группы № 11 МДОУ «Теремок», города Старый Оскол в количестве 20 человек и их родители.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Структура квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. Список литературы состоит из 30 источников. Квалификационная работа включает в себя 54 страницы.

В первой главе «Теоретические основы гендерного воспитания в современной науке» раскрыты критерии и уровни гендерного подхода в воспитании; гендер рассматривается как новый разрабатываемый феномен; а также организация воспитательного процесса в рамках гендерного подхода.

В созданных много веков назад и в бытующих в настоящее время средствах народной педагогики (сказках, пословицах, поговорках, легендах) содержится своеобразная программа «домостроения», в которой определены основы семейной жизни, правила ведения хозяйства, этика отношений и др. В пословицах метко выражены представления народа о семье и семейных отношениях, которые не потеряли своей нравственной ценности и поныне.

В ХVII в. ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий.

Во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. теория семейного воспитания, уже как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудах М. И. Демкова, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, К. Д. Ушинского, Н. Л. Шелгунова, и др. исследователей. В русской классической педагогике подчёркивается роль семьи -естественной жизненной среды для ребёнка, микрокосма того общества, которое её создало. Домашнее воспитание рассматривается как первейшая обязанность родителей, а правильно и доброе воспитание – как священное право каждого ребёнка.

Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеалов.

Естественно, что в педагогических трудах послереволюционного периода проблема домашнего воспитания отходит на второй план и рассматривается в основном русле взаимодействия с общественным. Вторая половина двадцатого столетия вошла в историю педагогики и психологии началом экспериментального изучения семьи. За эти годы исследователями Е. П. Арнаутовой, А. Я. Варгой, О. П. Клыпа, Т. А. Марковой, В. Я. Титаренко, Я. А. Ярцимович и другими выполнено много диссертационных работ, написано множество монографий, сборников научных трудов, в которых содержится характеристика современной семьи.

Таким образом, одной из главных задач семейного воспитательного процесса была подготовка девушек к семейной жизни и осознанию их роли матери и жены.

В коллективной монографии «Гендерный подход в дошкольной и школьной педагогике: теория и практика» дается четкое объяснение различия понятий «пол» и «гендер» [19, c.213] (59, 25). Так пол человека характеризует анатомо-биологические отличия, существующие между мужчиной и женщиной, а гендер – это ощущение себя в биологическом и социальном поле.

Слово «гендер» ввел в науку выдающийся американский сексолог Джон Мани. В психологии понятие «гендер» употребляется в широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями.

Таким образом, осуществлять гендерный подход в образовании детей - это значит действовать с пониманием социального, конструктивистского происхождения категорий «мужского» и «женского» в обществе, ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола.

Издавна воспитание и формирование личности девочки шло в определенном направлении. Основной задачей воспитания - было раскрытие в девочке тех качеств, которые были необходимы ей в семейной жизни. Существует особый мир чувств, присущий женской природе, «обусловленный особенностями женского организма, особым назначением женской природы – материнством, которое определяет не только физиологию женского организма, но и все многообразие ее ощущений, восприятий, переживаний и т. д.»

Девочки дошкольницы имеют психологическую ориентацию на роль будущей женщины и матери. Они играют с куклами, кормят их и лечат, водят в садик, учат их хорошо себя вести и т. д.

Во второй главе «Исследование особенностей семейного воспитания девочек в русских традициях» нами рассмотрены психолого-педагогические условия семейного воспитания на основе формирования русских традиций, показана технология организации констатирующего эксперимента и выявлена динамика семейного воспитания девочек на основе формирования русских традиций.

В своей экспериментальной работе мы поставили цель – изучить организацию семейного воспитательного процесса девочек-дошкольниц

с учётом гендерных различий.

Для достижения данной цели мы провели исследование на базе МДОУ «Теремок» города Старый Оскол (заведующая Бормина О. В. воспитатель Сотникова Ю. В.) В качестве испытуемых были выбраны воспитанники в возрасте 6, - 6, 5 лет, в количестве 20 человек (из них 10 девочек и 10 мальчиков, а также их семьи.

Экспериментально-методическая работа состояла из трё х этапов:

1. Констатирующий эксперимент

2. Формирующий эксперимент

3. Контрольный эксперимент

Целью констатирующего эксперимента являлось определение исходного уровня педагогической и гендерной грамотности родителей, а также выявление личностных отклонений старших дошкольников и проблемных ситуаций, связанных с этими половыми отклонениями. Задачами данного этапа стали:

1) определить уровень педагогической компетентности родителей;

2) изучить личностные особенности дошкольников через обращение к их эмоциональной сфере;

3) изучить основные жизненные ситуации, вызывающих у детей разного пола эмоционально - значимые переживания.

На этапе констатирующего эксперимента мы использовали специальные методики для изучения особенностей детско-родительских отношений и выявления существующих гендерных различий :

1) адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттела;

2) проективная (авторская) методика И. М. Никольской и Р. М. Грановской; (индивидуально-групповая работа с детьми в режиме диалога с использованием устной и письменной речи);

3) опросник для родителей (разработан по материалам работы кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова).

Работу в этом направлении мы осуществляли поэтапно. Остановимся на результатах экспериментальной работы.

Констатирующий этап эксперимента, представляющий собой выявление проблемы гендерного исследования, поиск исходных позиций, дал нам возможность установить исходный уровень отношения родителей к процессу воспитания, к понятиям «гендерные различия», «воспитание в русских традициях девочки» и т. д.

Данный показатель рассмотрен нами на трё х уровнях: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень включал в себя родителей, имеющих:

- стабильно-положительное отношение к воспитанию;

- представление о гендерных различиях;

- устойчивый познавательный интерес к овладению педагогическими знаниями о русском традиционном воспитании.

Средний уровень:

- избирательное отношение в оценке воспитательных возможностей;

- неустойчивое положительное отношение к понятию о воспитательном процессе в русских традициях;

- неглубокое представление о гендерных различиях;

Низкий уровень показали родители, имеющие:

- упрощённое понятие о воспитании вообще;

- отрицательное отношение к организации воспитания в русских традициях;

- отсутствие интереса к гендерным различиям.

Полученные результаты были занесены нами в таблицу 2 и наглядно представлены на диаграмме (рис. 1).

Таблица 2.

Уровень сформированности педагогических знаний

Высокий уровень

Средний уровень Низкий уровень

10%

20%

70%

Рис. 1

Уровень психолого-педагогической грамотности и компетентности родителей в области воспитания детей с учетом гендерных различий

На следующем этапе нами было обследовано 20 дошкольников в возрасте 6-6,5 лет. С помощью адаптированного модифицированного варианта детского личностного вопросника Р. Кеттела, нам удалось выявить наиболее характерные для этой возрастной группы отклонения эмоциональных и поведенческих свойств личности.

Анализ результатов позволяет составить обобщённый психологический портрет детей данного возраста. Это дети напряжённые, тревожные, робкие, чувствительные, легко возбудимые, с низким самоконтролем.

Характерные для дошкольников отклонения свойств личности позволяют считать, что их главной особенностью является обострённая эмоциональность.

У девочек отклонения личностных свойств были следующими: ---

- напряжённость - 50%,

- тревожность- 44%,

- робость- 29%,

- недобросовестность- 27%,

- низкий самоконтроль - 27%,

- замкнутость - 27%,

- лёгкая возбудимость - 23%.

На следующем этапе с помощью проективной авторской методики И. М. Никольской и Р. М. Грановской проводилось изучение основных жизненных ситуаций, вызывающих у детей значимые переживания.

Полученные результаты представлены нами в таблице.

Таблица 5

Причины нарушения душевного равновесия у детей

Причины Количество рисунков

Потеря, болезнь, смерть животного 25%

Травмы и опасные для жизни

ситуации

13,8%

Материальные утраты и нарушения покоя взрослых

11%

Напряженные отношения с родителями и другими членами семьи

8.3 %

Прочие напряжённые ситуации 5,5%

Проблемы с обучаемостью 5.5%

Отношения со сверстниками 2.7%

Таким образом, наиболее частыми причинами внутреннего конфликта ребёнка, спровоцированного семьёй, являются: безразличие, отвержение, враждебное поведение, явное предпочтение другого ребёнка в семье, несправедливые наказания, противоречивые требования к ребёнку, исходящие из разных источников, унижение, высмеивание.

Нами был проведён корреляционный анализ между показателями личностных отклонений и показателями проблемных ситуаций, вызывающих у дошкольников неприятные переживания.

Результаты представлены нами в нижеприведённой таблице, где:

Д – девочки, принявшие участие в эксперименте;

М – мальчики, участвовавшие в эксперименте.

Таблица 6.

Распределение статистически достоверных взаимосвязей

в группах испытуемых

Показатели

личностных отклонений

Потеря животного Травмы и опасные для жизни ситуации Нарушение покоя взрослых Напряжён. отношения с родителями Прочие ситуации Отношения со сверст-никами

Напряжённость Д МД М

Тревожность МД

Робость

Д Д

Добросовестность Д М

Недобросовестность М

Чувствительность Д М

Доминантность М М

Возбудимость М Д МД

Замкнутость МД

Низкая самооценка М

Таким образом, проведённый нами анализ позволяет увидеть, насколько по-разному дети обоего пола реагируют на жизненные трудности и неприятности. Результаты обследования были доведены до сведения родителей, которые имели возможность подробно ознакомиться с рисунками своих детей и показателями личностных отклонений.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ ОТМЕТИМ СЛЕДУЮЩЕЕ

Понятно, что невозможно полностью возродить традиционную культуру, восстановить естественные связи и способы передачи наследия. Мир дошкольника ещё не имеет чётких границ. Поэтому, так важно обеспечить взаимопонимание между ребёнком и членами его семьи, что поможет совершенствовать процесс домашнего воспитания. Безусловно, русские семейные традиции выступают основным средством трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления её связей с объектами, которые включены в сферу её жизнедеятельности.

В своё м исследовании мы определили:

1) первоначальный уровень педагогической компетентности родителей;

2) характерные личностные отклонения дошкольников;

3) основные жизненные ситуации, вызывающих у девочек эмоционально - значимые переживания, связанные с семейным укладом.

Анализ результатов первоначального исследования позволил нам сделать вывод, о том, что в современных детско-родительских отношениях по сравнению с предыдущим поколением, произошли значительные негативные критериальные изменения: увеличился разрыв между жизненными ценностями разных поколений, возрос уровень притязаний со стороны родителей к своим детям в современных условиях, а также завышенных социальных требований. Особенно сильно это проявилось в семьях, где воспитываются девочки. Анализ результатов опросников показал, что родители далеко не всегда могут помочь ребёнку справиться с возникшими проблемами, в силу отсутствия гендерной компетентности.

В результате проделанной нами работы, произошли значительные изменения у детей и их родителей: увеличился уровень сформированности положительного отношения к понятию о воспитании в русских традициях.

Компетентно организованная индивидуальная работа воспитателя с родителями по семейному воспитанию дала хорошие результаты:

- произошло возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада в большинстве семей;

- развитие у детей творческого восприятия семейных ценностей;

- воспитание в душе ребёнка гармоничного видения мира;

- установление тесного сотрудничества между образовательным учреждением и семьёй.

В результате проделанной работы у детей, принявших участие в эксперименте, значительно сократилось количество личностных гендерных отклонений.

Таким образом, наша гипотеза нашла своё конкретное подтверждение: семейное воспитание девочки будет более направленным при условиях:

- возвращение русских традиций семейного женского воспитания;

- приобретение соответствующих компетенций воспитателем и родителями;

- своевременное диагностирование гендерных личностных отклонений.

Публикации по теме:

День открытых дверей «Единство в традициях» (фотоотчет)День открытых дверей «Единство в традициях» (фотоотчет) 14 сентября в нашем детском саду прошел День открытых дверей «Единство в традициях». В такой день, мы – педагоги, показываем родителям (законным.

Фотоотчет об участии в областной семейной ярмарке «Традиции нашего края в традициях нашей семьи»Фотоотчет об участии в областной семейной ярмарке «Традиции нашего края в традициях нашей семьи» «Очень часто за событиями и за сутолокой дней Старины своей не помним, забываем мы о ней. Хоть и более привычны, нам полёты на Луну, Вспомним.

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конспект НОД по развитию речи «О старинных традициях дагестанской семьи» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «О старинных традициях дагестанской семьи» в средней группе Задачи: Образовательные: Дать представление о некоторых старинных семейных традициях русского народа. Продолжать знакомить с традициями.

«На нашей ярмарке — смех да веселье». Театрализованное представление в традициях русских ярмарочных гуляний Выходят Хозяюшки под песню 1. Ой вы, красны девицы и добры молодцы! Приглашаем всех на ярмарку веселую! Собирайтесь сюда, гости желанные,.

Проект по формированию представлений о культуре и традициях народов России «Наша «Дружбы карусель» приглашает всех друзей!»Проект по формированию представлений о культуре и традициях народов России «Наша «Дружбы карусель» приглашает всех друзей!» Проект «Наша «Дружбы карусель» приглашает всех друзей!»Автор проекта: Шубенкова Т. Е. Тема проекта: «Наша «Дружбы карусель» приглашает всех.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Выступление на родительском собрании «Роль и возможности игры в семейном воспитании» Что бы не говорилось о роли воспитания, никто не станет отрицать, что главная роль здесь принадлежит всё-таки семье. В семье ребёнок находится.

Эссе «Мой подход к работе с детьми» В настоящее время остро стоит проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ, которые нуждаются в особом подходе. В основе моей работы лежит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерный подход в семейном воспитании девочки в русских традициях
Опубликовано: 29 августа 2021 в 22:18
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гендерный подход в семейном воспитании девочки в русских традициях» (включая файлы) размещена пользователем Никитенко Екатерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД