Елена Приемщикова
Гендерное воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (сборник игр)
▼ Скачать + Заказать документы
Гендерное воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения
(сборник игр)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальной задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола.
Публикация «Гендерное воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (сборник игр)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Гендерное воспитание предполагает целенаправленную педагогическую деятельность в ходе жизни ребенка, его общего развития, воспитания, взаимоотношений со взрослыми и детьми как своего, так и противоположного пола. Отношения, направленные на формирование гендерной культуры, позволяют внести качественные изменения в личность, индивидуальность девочки, мальчика, девушки, молодого человека, женщины, мужчины. Гендерная культура как совокупность общечеловеческих, национальных и личностных ценностей и программ полоролевого поведения, выраженная в произведениях, текстах, предметах материальной и духовной культуры, национальных традициях и обычаях, содержащих социально значимую информацию, регулирует деятельность, поведение, общение детей и взрослых, выражает полоролевые ценностные ориентации личности.
Проведение гендерного воспитания в детском саду обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Именно гендерное воспитание может показать подрастающему поколению, какие осложнения, последствия, трагедии, болезни бывают при безнравственном подходе к будущему.
Технологии, способствующие формированию представлений детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных)
Специально-организованные проблемные ситуации. Педагог описывает те проблемные ситуации, в которые ежедневно «входят» мальчики и девочки. Например.
1. Сегодня я шла в детский сад и увидела, как собака загнала под лавку маленького котенка. Котенок дрожал от страха, сжавшись в комочек, а собака грозно рычала и лаяла. Вдруг я заметила, как Алеша из старшей группы взял палку и отогнал собаку. Вспомните, ребята, о каких смелых мальчиках мы читали в книжках? (Глушнев Г. Защитник; Даг. нар. сказка «Храбрый мальчик» и др.). Кого должны защищать мальчики и почему?
2. Ребята, я знаю одну девочку, которая все время плачет. Игрушку не купили — плачет, платьице испачкала — плачет, рисунок не получился — плачет. Знаете ли вы таких девочек? Как их называют? А книжки мы читали про таких девочек? (Барто А. «Девочка-ревушка»; Прокофьева С. «Когда можно плакать»; рус. нар. сказка «Царевна-Несмеяна» и др.).
3. Посмотрите, дети, какое красивое платье у нашей Машеньки. Это платье ей сшила мама. А Машенька ей помогала. Я знаю, что многие девочки и мальчики нашей группы помогают мамам. Давайте вспомним наши любимые книжки, в которых рассказывается о девочках и мальчиках, помогающих своим родителям. (Варткинаян А. «Помощницы»; Воронько П. «Мальчик-Помогай»; Люшнин Г. «Мастерица»; Александрова 3. «Сережа моет калоши» и др.)
4. В нашей группе все девочки красивые, аккуратные, опрятные. И я очень рада, что у нас нет таких девочек, о которых написано в книжках (Барто А. «Девочка чумазая»; Благинина Е. «Как у нашей Ирки», Воронкова Л. «Маша-растеряша» и др.). Нравятся ли вам героини этих книжек? Почему?
Моделирование жизненно значимой ситуации. Каждая ситуация включает проблему и ряд действий, которые ребенку нужно выбрать и руководствоваться ими в среде сверстников.
Модели поведения в ситуации для мальчиков:
1. Дети садятся за столы завтракать. Таня осталась без стула. Ты:
уступишь ей свой стул;
скажешь воспитателю;
будешь кушать, не замечая девочки.
2. Ты с мамой выходишь из магазина. У мамы тяжелая сумка. Ты:
бежишь впереди, разглядывая витрины;
громко требуешь купить поправившуюся игрушку;
предлагаешь маме помочь донести сумку.
3. У Наташи порвался пакет, конфеты рассыпались по полу. Ты:
просипишь Наташу угостить тебя конфетами;
подбираешь конфеты и отдаешь их девочке;
не обращаешь па Наташу внимания.
4. Миша забрал у Анечки игрушку. Анечка плачет. Ты:
отберешь у Миши Анечкину игрушку и вернешь ее девочке;
уступишь Анечке свою игрушку;
будешь заниматься своими делами, не замечая никого вокруг.
5. В детский сад приехал кукольный театр. У входа в музыкальный зал толпа детей. Ты:
расталкиваешь всех и первым забегаешь в зал;
пропускаешь девочек вперед, потом входишь в зал;
заходишь в числе первых, занимаешь место себе и знакомой девочке.
Модель поведения в ситуации для девочек:
1. На улице Ирочка хвастается своими новыми бантиками. Ты:
говоришь, что она, правда, сегодня очень красивая;
отвечаешь, что у тебя есть и получше;
просишь поносить бантики.
2. В группу пришел новый мальчик. Он грустит, ни с кем не играет. Ты:
скажешь ему ласковое слово, улыбнешься, принесешь интересную игрушку;
назовешь его «плаксой-ваксой»;
будешь играть с другими детьми.
3. На день рождения Сережа дарит тебе красивую книжку. Ты:
говоришь «спасибо», кладешь книжку в сторону и бежишь к гостям;
разворачиваешь подарок, благодаришь Сережу, листаешь книжку, говоришь, что она очень красивая и, наверное, интересная;
говоришь, что у тебя книжек и так полно.
4. После обеда мама просит помочь убрать со стола. Ты:
с радостью помогаешь маме;
говоришь маме, что сначала поиграешь, а потом все уберешь;
отказываешься помогать.
5. Вы с папой гуляли в парке. Приходите домой. Ты:
приносишь домой букет цветов из парка;
рассказываешь маме, какие красивые цветы растут в парке;
ничего не говоришь о прогулке.
Дидактические игры
«Найди правильно»
Цель: подобрать картинки с учетом интересов мальчиков и девочек.
Оборудование: несколько несложных сюжетных картинок.
Девочка Мальчик
Вышивает Строит
Плачет Копает
Шьет Пилит
Варит Режет
Прыгает через скакалку Носит тяжести
Описание игры: на столе разложены картинки, детям дается задание — определить, что делают девочки, а что — мальчики.
«Поймай — скажи»
Цель: закрепить знания о профессиях взрослых. Оборудование: мяч.
Описание игры: дети становятся в крут, ведущий, бросая мяч детям, называет профессию. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя, что делает человек этой профессии.
Образец : врач — лечит, художник — рисует, повар — варит, пожарный — тушит, плотник — строгает.
«Про Олю и Колю»
Цель: учить детей правильно пользоваться в речи союзом «потому что».
Описание игры: воспитатель предлагает детям послушать начало предложения, они должны закончить его. Потом дети сами придумывают начало предложения.
Образец : Коля уступил место Оле, потому что. он мальчик. Оля любит шить, потому что. она девочка.
«Скажи, где правильно»
Оборудование: набор карточек. Образец :
1 карточка — мальчик в автобусе сидит, а девочка стоит;
2 карточка — девочка в автобусе сидит, а мальчик стоит. Где правильно?
«Рассеянный художник»
Цель: закрепить знания о профессиях взрослых и инструментах. Оборудование: набор картинок.
Описание игры: на карточках изображены люди разных профессий, в руках у них перепутаны инструменты. Необходимо исправить ошибку художника.
Описание карточек: у врача — молоток, у плотника — градусник.
«Кому что нужно для игры»
Оборудование: лист бумаги с нарисованным лабиринтом.
Описание игры: определить, какие игрушки нужны мальчику, а какие — девочке. Образец :
«Кто работает в детском саду»
Цель: закрепить знания о профессиональной деятельности сотрудников детского сада (заведующий, методист, музыкальный руководитель, воспитатель, логопед, кастелянша-швея, кладовщик, повар, младший воспитатель).
Оборудование: альбом с фотографиями сотрудников детского сада во время работы (кастелянша шьет, музыкальный руководитель играет на пианино, повар готовит, воспитатель гуляет с детьми).
«Кому что нужно для работы»
Цели: закрепить знания о профессиях мужчин и женщин. Называть инструменты и оборудование для профессиональной деятельности.
Оборудование: большие карточки (30x12 см) с изображением женских и мужских профессий (врач, учитель, парикмахер, пожарный, капитан, летчик); несколько маленьких карточек (10x12 см) с изображением градусника, шприца, глобуса, книги, тетради, ручки, расчески, ножниц, лака для волос, фена, огнетушителя, пожарной машины, самолета, парохода и т. п.
Описание игры: воспитатель на столе раскладывает большие карточки, маленькие перемешивает, предлагает детям найти необходимые инструменты и оборудование для каждого работника, изображенного на больших игровых полях, соотнести изображенные предметы с профессией.
«Кто что носит»
Цель: учить детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.
Оборудование: фланелеграф; фигурки мальчика и девочки, вырезанные из картона; предметы одежды.
Описание игры: нужно выбрать одежду для кукол Оли и Коли. Воспитатель достает по очереди разные предметы одежды, которые принадлежат либо девочке, либо мальчику. Воспитатель может показать ребятам юбку и как бы по ошибке приложить ее к фигурке мальчика. Дети исправляют ошибку. Воспитатель специально допускает ошибки, мальчику предлагает завязать бант, вызывая у детей смех. Дети вместе с воспитателем одевают кукол. Дополнительно можно предложить детям выбрать для кукол подходящие предметы или игрушки. Оле дать скакалку, бусы, зонтик. Коле — машинку, удочку, лошадку.
«Наши прически»
Цели: рассказать детям о такой детали внешнего вида, как прическа. Развивать фантазию, воображение.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки; принадлежности для ухода за волосами: расческа, заколки, резиночки, бантики; зеркало.
Описание игры: воспитатель вместе с детьми рассматривает и обсуждает картинки, на которых изображены мальчики и девочки с различными прическами и цветом волос. Воспитатель рассказывает о разной длине и цвете волос, деталях и особенностях причесок. Дети угадывают, на каких картинках художник изобразил мальчика, на каких — девочку.
Короткая стрижка.
Длинная стрижка.
Но кто здесь девчонка?
И кто здесь мальчишка?
После небольшой беседы и чтения стихотворения воспитатель приглашает мальчика и девочку выступить в роли парикмахеров. Остальные дети садятся вокруг маленьких парикмахеров и помогают им сделать прическу мальчику. В конце игры все дети вместе обсуждают результаты работы каждого.
«Кто что делает?»
Цель закрепление знания детей о мужских и женских профессиях, развитие ценностного отношения к людям труда.
Педагог просит детей дополнить предложения, выразив свое отношение к данной профессии. Например, строитель строит дома, л гниет. .(что делает); писатель —. ; парикмахер —. ; милиционер -, архитектор -. ; стюардесса —. .
«Сундучок русской хозяйки».
Цель: расширение представлений дошкольников о быте русского народа, развитие ценностного отношения к труду женщины, желание во всем ей помогать, развитие интереса к истории и культуре своего народа.
Игры-состязания
«Кто больше скажет красивых слов о маме, папе»
«Кто больше назовет мужских и женских (маминых и папиных) вещей»
«Кто больше назовет имен мальчиков (девочек)»
«Назови смелую профессию».
«Напиши словесный портрет девочки (мальчика)».
«Кто найдет больше сходства: в цветке — женщине; в мужчине-льве и т. д.».
«Кто загадает больше загадок о женских (мужских) персонажах известных произведений».
«Кто лучше и красивее передаст характер героя (героини) известного произведения».
«Кто составит мини-рассказ о мальчике (девочке, маме, папе, бабушке, дедушке) по заданным словам: существительным, прилагательным, сравнениям и т. д.». ( Например: веселая, озорная, забавная, смешливая; герой, храбрец, победитель, рыцарь).
Технологии, способствующие овладению способами мужского и женского поведения
Игры-занятия с куклами
«Накормим куклу Машу»
«Оденем куклу Машу на прогулку»
«Куклы ждут гостей» «
Куклы заболели»
Подвижные игры
«Надень и попляши».
Цель — воспитание дружеских отношений между мальчиками и девочками, формирование у детей в танце жестов и движений, характерных для мужского и женского пола.
Все дети ходят по кругу, одна девочка (например, Маша) находится в цетре и выполняет движения, соответствующие словам: По дорожке Маша шла, Маша тапочки нашла.
Дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Маша, находясь внутри круга, - влево.
Маша тапки примеряла,
Чуть надела — захромала.
Стала Маша выбирать
Кому тапочки отдать?
Диме тапки хороши,
На, надень и попляши. Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Маша и Дима свободно пляшут внутри круга. Затем Дима остается в кругу, а Маша идет к детям. В ходе игры девочки приглашают только мальчиков и наоборот.
«Голубка» (русская народная игра).
Играющие становятся в круг. Один из играющих ребят выходит за круг со словами: «Кто идет?». Девочки, стоящие в кругу, отвечают:
— Голубка с пером.
— Зачем идет?
— За красочкой.
— За какой?
— За беленькой.
После этого мальчик проходит за кругом и выбирает девочку.
«Утка и утята».
Цель — создание у детей общности переживания, воспитание ответе! ценности за других, формирование у девочек способности и желания заботиться о малышах.
Игровой материал: покрывало.
Ход игры. И игре участвуют мама-утка, маленькие утята (4—5 детейl) и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль берт на себя воспитатель). Сначала мама-утка с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и питается выкрасть утят. Мама-утка должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить опасности. Она укрывает детей покрывалом так, чтобы все дети спрятались под ним. Спрятанною утенка коршун украсть не сможет. Когда псе утята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. После этого мама-утка выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке.
Схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола. Размещение схем-действий, способствующих усвоению правил мужского и женского поведения, наиболее интенсивно группируется в местах встречи мальчиков и девочек, уже заданных пространством учреждения, где они проявляют самостоятельность, свободу.
Сюжетно-ролевые игры.
Цель - овладение полоролевым репертуаром, способами мужского и женского поведения в семье.
«Дочки-матери».
«У нас гости».
«Идем в кукольный театр».
«Переезжаем на новую квартиру».
Моделирование ситуаций
«Я и моя семья».
Дети моделирую! ситуации, кочорые произошли ранее в семье, где они поочередно берут па себя роин членов семьи и свою собственную; проектируют возможную социальную ситуацию (дома или на улице) и способы < ноет повеления в ней.
Технологии, способствующие воспитанию женственности и мужественности, самосовершенствованию женской (мужской) индивидуальности
Совместная трудовая деятельность. Детям предлагаются поручения, где они предварительно распределяют трудовые обязанности в зависимости от пола в целях общего положительного результата. ( Стирка кукольной одежды: мальчики носят воду, девочки стирают; мальчики относят чистое белье, девочки вывешивают. Уборка в природном уголке: мальчики приносят горшки с цветами в умывальную комнату, девочки протирают цветы, орошают их водой, мальчики расставляют цветы по местам; мальчики меняют воду в аквариуме, девочки чистят клетки животным и т. д.)
Чтение произведений художественной литературы
Символические игры
«Кто живет в сердце мальчика (девочки)»
Детям предлагаются карточки-символы: доброты, красоты, честности, смелости, силы и т. д. ; дети отбирают те, которые обозначают ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки. В качестве символов, изображающих нравственные ценности — добро, красоту и т. д., детям предлагаются схематические изображения игрового персонажа — мишки, выполняющего различные действия.
Имитационные игры
Детям предлагается исполнить роль того или иного персонажа, показать жестами, мимикой эмоциональное состояние героя: «Рассердившаяся девочка», «Испуганный мальчик», «Ласковая девочка», «Любящая мама», «Веселый папа», «Обиженная дочка», «Уставшая бабушка», «Злобный мальчик» и т. д.
Пространственно-предметная социокультурная среда полоролевого воспитания
Пространственно предметам развивающая среда выступает условием полоролевого воспитания ребенка, стимулирует выражение дошкольником и жизнедеятельности своего мужского (женского) образа.
При построении пространсвенно-предметной развивающей среды учитываются: принцип эмоциогенности среды, дающий ребенку ощущение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия (В. А. Петровский, принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде, а также воспринимать, создавать, комбинировать среду по своему усмотрению, гуманитарный принцип, отражающий в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающим предметным, социальным и природным миром, помогающий раскрыться сущностным силам ребенка (P.M. Чумичева);
Элементами пространственно-предметной среды выступают:
«Гостиная» — мини-среда светского этикета (диванчик, сервант со столовым и чайным сервизами, стол, красивый торшер, маленькое пианино, цветы на столе и на стенах и т. д., где дети с помощью воспитателя и самостоятельно упражняются в выполнении правил хорошего тона (как сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, передать хлеб, посадить девочку за стол, вести беседу и т. д.);
мини-среды мужского и женского труда, содержащие оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (фрагмент кухонного блока, включающего шкаф с полочками и ящиками, содержащими посуду, игрушечную газовую плиту, столы для разделки продуктов и приготовления пищи, фрагмент ванного блока, содержащего тазики для стирки белья; мастерская по ремонту игрушек с материалом, предназначенным для ремонта кукол, запасными деталями игрушек, шкафчик с игрушечными образцами инструментов и т. д.);
уголок мальчиков, наполненный предметами «мужского мира» (машинки, конструкторы, строительный материал, фуражки, пилотки, строительные каски и т. д., позволяющими мальчикам проигрывать специфичные для их пола роли (военные, моряки, милиционеры, строители и т. д.);
«Домашний очаг» — микропространство девочек, представляющее модель уютного домашнего уголка, в котором размещались куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами, игрушечная мебель, шкатулки с бусами, пуговицами и т. д., способствующие выполнению различных социальных ролей (кукла-мать, кукла-хозяйка, кукла-мастер, кукла-леди и т. д.);
схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола (см. приложение);
уголок красоты, представляющий закрытое ширмой пространство, включающий зеркала, полочки с расческами, одежными щетками, заколками, бантиками и т. д., позволяющий ребенку самостоятельно, без посторонних глаз, навести порядок во внешнем виде.
карточки — символы: добра, красоты, честности, смелости, силы и т. п., которые обозначают ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки.
Методические приемы
Методы, способствующие формированию полоролевых знаний и представлений дошкольников
Игры-состязания, стимулирующие познавательную активность детей.
Символические игры
«Предмет — мужчина, предмет — женщина».
Педагог предлагает рассмотреть предмет (кувшин, лампа, подушка, карандаш и др.) и представить, каким бы он был, если бы был человеком (мужчиной или женщиной). Дети обыгрывают эти предметы, изображая их взаимодействие, посредством жестов или речью.
«Кто живет в твоем сердце».
Дети рассматривают карточки символы: солнышко — доброта, травинка — чуткость, нотка — нежность, рука — самостоятельность и т. д., отбирают те, которые, на их взгляд, обозначают ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки.
«Рассказ музыки».
Среди предложенной музыки дети выбирают ту, с помощью которой можно выразить настроение, внутреннее состояние мальчика (девочки). Ребенок импровизирует, рассказывая о себе музыкой — о случае веселом или грустном, о том, что ему нравится или что огорчает и т. д.
«Мой любимый герой».
Дети рисуют любимый мужской или женский персонаж (выдуманный или уже существующий). Рас-сказывают, какой он — этот персонаж. Прикосновение «волшебной палочки», и каждый превращается в того героя, которого нарисовал. Игра предусматривает символические действия и творческое взаимодействие с другими членами группы. Используются мимические и пантомимические способности для предельно естественного воплощения в заданный образ.
«Сбор чемодана».
Дети «собирают в чемодан» те черты характера (овеществленные в знаках и символах - см. приложение, которые помогают мужчине и женщине в жизни, способствуют умению видеть и понимать другого.
Дидактические игры
«Мама».
Цель — развитие представлений детей об обязанностях мамы в семье и на работе, воспитание любви к близким людям, желание делать для них приятное; закрепление значения «волшебных слов», которые помогают дарить радость, сохранять дружбу.
Игровой материал: набор открыток с изображением букетов цветов, сувениров, предметов; карточки с текстом «волшебных слов».
Ход игры, педагог предлагает детям придумать рассказ на тему «Моя мама дома и на работе». Описать портрет мамы. Дальше он создает игровые ситуации: «Выбираем подарок для мамы (бабушки, сестры)», «Поищем и найдем «волшебные слова» для мамы». В конце игры дети вместе определяют самых внимательных: дочку, сына и внучат и обсуждают, почему они сделали именно такой выбор.
«Настроение».
Цель — формирование у детей умений определять настроение близких людей по внешнему виду.
Игровой материал: набор иллюстраций с изображением людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях.
Ход игры: педагог предлагает детям вспомнить, как по внешнему виду определить настроение близкого человека. Взрослый может рассказать какую-либо ситуацию, описать поступок, желание и предложить детям попытаться определить настроение, сопутствующее им. Например, мама заболела, папа уехал в командировку, у сестры день рождения, семья на отдыхе, ребята подрались, разбилась чашка и т. д.
Во время последующего проведения игры воспитатель заранее готовит набор фотографий или иллюстраций с изображением людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях. Сначала взрослый предлагает придумать рассказ по одной картинке (фотографии, затем исходное количество постепенно увеличивается и выкладывается в различной последовательности в процессе раз-вертывания сюжетной линии. В дальнейшем в качестве опоры для придумывания рассказов воспитатель может использовать графические модели различных эмоций.
«Кем я буду и каким?».
Цель — осмысление ребенком планов на будущее, формирование. умения делать выбор в соответствии со своими интересами и способностями, осознание значимости любой профессии.
Игровой материал — картинки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: Педагог задает детям следующие вопросы: «Сколько профессий может освоить человек? От чего зависит название профессии? Зачем человеку нужна профессия? Какая профессия самая лучшая? Почему? Какие профессии называются женскими, какие мужскими?»
Далее воспитатель читает стихотворение «Разные профессии» А. Шибаева, дети слушают и вставляют свои ответы;
Самолетом правит. (летчик,
Трактор водит. (тракторист,
Электричку —. (машинист,
Стены выкрасил. (маляр,
Доску выстрогал. (столяр,
В доме свет провел. (монтер,
В шахте трудится. (шахтер,
В жаркой кузнице -. (кузнец,
За прилавком —. (продавец).
Кто все знает —. (молодец!.
После прочтения стихотворения воспитатель продолжает : «Может случиться так, что женщина хочет овладеть мужской профессией, а мужчина — женской?» Педагог подводит детей к выводу, что главное — любить и хорошо знать свое дело. Дети рассказывают, кем бы они хотели быть, когда станут взрослыми. И чему должны научиться для этого.
Методы, способствующие овладению дошкольниками способами полоролевого поведения
Сюжетно-ролевые игры
«Дочки-матери», «Переезжаем на новую квартиру», «Ожидаем гостей»,
«Дети заболели», «В семье именины».
Игры-драматизации
«Спящая красавица».
Цель — формирование доброжелательных отношений между мальчиками и девочками; развитие способности и желания говорить красивые слова своим товарищам.
Мальчикам и девочкам предлагают по желанию изобразить спящего принца или спящую красавицу. Остальные дети по очереди подходят к «спящему» герою и пытаются подобрать такие хорошие, сказочные слова, которые, по их мнению, смогли бы «разбудить» спящих принца или красавицу.
«Сказка наоборот».
Цель — формирование умения войти в образ героя противоположного пола, понять интересы и ценности героев противоположного пола.
Дети придумывают сказку с известными сказочными персонажами. Только мужских героев (Карлсон, Буратино, Карабас-Барабас, Незнайка) изображают девочки, а женских героинь (Красная Шапочка, Крошечка — Хаврошечка, Золушка, Мальвина) - мальчики.
Подвижные игры
«Цветы и пчелки». Педагог предлагает детям распределиться на две команды — девочек и мальчиков. Девочки — пчелки, а мальчики — цветы.
Дети разбегаются по группе. По сигналу педагога они начинают выполнять заранее распределенные роли. Девочки изображают пчелок : передвигаются грациозно, машут крылышками, качают головами, подражая жужжанию пчелы. Мальчики изображают цветы : встают на одно колено, расправляя руки, как лепестки. По второму сигналу дети меняются ролями. Мальчики становятся шмелями: машут руками, словно крыльями, притопывая ногами, жужжат, словно большие шмели, а девочки изображают красивые цветы.
«Найди свою пару». Мальчики и девочки делятся по парам, держась за руки. По сигналу дети самостоятельно разбегаются по площадке, изображая различные предметы. По второму сигналу педагога все девочки и мальчики должны найти свою пару. Те мальчик и девочка, которые первыми возьмутся за руки и объяснят, как их предметы могут дополнить друг друга, получают поощрительный приз.
«Море». Педагог просит детей сесть в круг и предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду. «Но лучше всего купаться в море, - говорит он, потому что в море волны, и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Давайте встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети вслед за педагогом изображают «ласковые» и «веселые» волны.
После такой «тренировки» взрослый предлагает всем детям по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, а «волны» по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения. Когда все волны «погладят купальщика», он превращается в волну, а в море «ныряет» следующий.
Моделирование ситуаций
«Прими решение». Цель — формирование у детей умения самостоятельно принимать решения, ориентируясь на эталоны мужского и женского поведения, принятые в обществе.
Педагог читает детям сказку: «В одном городе жила девочка. Она была добрая, умная девочка, но очень рассеянная. Однажды девочка очень торопилась в школу, но никак не могла найти ключи от квартиры. Наконец, ключи были найдены и она пустилась бежать вниз по лестнице. Внизу, у подъезда, на лавочке сидел незнакомый малыш и тихонько всхлипывал. Рядом никого не было.»
Детям предлагается самостоятельно продолжить сказку. Ответы детей обсуждаются.
Имитационные игры
«Любящие родители». Дети передают эмоции радости, нежное, заботливое отношение «родителей» к своим «детям», пользуясь мимикой.
«Гневная жена». Дети выражают и осуждают эмоции ярости.
«Бездомная кошка». Развиваем у детей умение жалеть и ласкать нуждающихся во внимании.
«Разъяренная медведица». Дети выражают эмоции гнева. Объясняют причины возникновения гнева у людей и животных и способы выхода из этого состояния.
«Охота Бабы Яги». Дети передают характер отрицательного сказочного героя с помощью выразительных движений, мимики.
Коммуникативные методы
«Подсказ на ушко». «Спроси у девочки, не помочь ли ей поднести корзину с игрушками». «Поинтересуйся у мальчика, сможет ли он сам красиво заправить постель».
«Посмотри в глаза». Детям предлагают разобраться по парам, посмотреть в глаза и представить, каким (какой) будет партнер (партнерша, когда вырастет. Рассказать об этом.
«Секретные совещания». Мальчики собираются вместе на «совещания» и решают, что приятного, доброго, красивого они могут сделать для девочек. Девочки — аналогично.
Игра «Подарок». Все дети сидят в круге (мальчик — девочка — мальчик — девочка). Воспитатель предлагает каждому подарить соседу подарок, но ненастоящий. Для этого ребенку нужно руками изобразить, что он дарит, сказать, что-то приятное и преподнести подарок. Воспитатель дает установку : «Подумайте, какой подарок было бы приятно получить вашему (вашей) соседу (соседке). По окончании игры можно спросить у детей, что им подарили, и сопоставить, насколько верно они это поняли. Дети делятся своими впечатлениями о чувствах, которые они испытывали при получении и при дарении подарка.
«Сделай комплимент». Педагог рассаживает детей по кругу и предлагает каждому по очереди сказать своему соседу что-нибудь приятное. Тот, к кому обращались, обязательно должен поблагодарить за комплимент.
В следующий раз педагог просит детей сделать комплимент каким-нибудь необычным способом, например, мальчики делают комплимент так, как бы это сделали рыцари или мушкетеры, увидевшие даму своего сердца или королеву, а девочки — как Золушка, попавшая на бал. После этого воспитатель вместе с детьми обсуждают: чей комплимент был самым необычным или неожиданным? Что помогло придумать необычные комплименты?
Элементы театральной педагогики — проигрывание в ролях подмеченных случаев, произошедших с детьми. (Случай на прогулке. «Джентльмен» в раздевалке. Неприятность за столом. Мы в театре. Маленькая помощница.) Мальчики и девочки выбирают роли как своего, так и противоположного пола.
Игры-состязания
«Кто больше назовет пословиц о мужских и женских качествах, о семье, о почитании родителей, о любви к детям и т. д.»
«Кто душевнее споет колыбельную песню для сына или для дочки».
«Кто больше вспомнит сказок с добрыми, заботливыми, трудолюбивыми героинями и сильными, выносливыми, отважными, находчивыми героями».
«Нарисуй старинный праздничный наряд мужчины (женщины)».
«Кто больше назовет старинных предметов быта».
Русские народные игры
Игра «Царевна-королевна».
Цель — овладение нормами полоролевого поведения, повышение самооценки ребенка.
Ход игры. Участники игры становятся в хоровод, за кругом ^ находится девочка («царевна», выбранная с помощью считалки. Все поют хором:
По за городу гуляет
Царевна-королевна.
Пожалуйте в городок,
(участники хоровода поднимают руки «арками»)
Царевна-королевна.
К кому хочешь подойди,
Царевна-королевна.
Да пониже поклонись,
Царевна-королевна.
Да по городу пройдись,
Царевна-королевна.
В соответствии с текстом песни «царевна» подходит к выбранному мальчику, кланяется, идет под руку с ним навстречу движению хоровода, затем выводит его за хоровод («за город»). Игра начинается снова, но со словами «царевич-королевич».
Игра «В хороводе были мы».
Цель — овладение нормами межполового общения.
Ход игры. Действие разворачивается внутри хоровода, а героем его становится «парочка» (мальчик и девочка, выбранные по жребию, которые затем, после окончания песни, выбирают себе новую пару (девочка — мальчика и наоборот).
В хороводе были мы,
Ай-люли, были мы.
Увидали парочку.
Постой, пара, поклонись,
Ай-люли, поклонись.
Хороводу покажись,
Ай-люли, покажись.
«Утка». Играющие становятся в круг попарно. В центре круга — «утка» (девочка, а за кругом мальчик — «селезень». По правилам игры селезень должен поймать утку, стремясь прорваться в круг. При этом стоящие в кругу, сцепив руки, мешают ему, защищая утку.
Пространственно-предметная социокультурная среда полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста
Построение пространственно-предметной среды полоролевого воспитания старших дошкольников строится на тех же принципах, что и в группах младшего и среднего дошкольного возраста.
Элементами пространственно-предметной социокультурной среды выступают:
мини-среды мужского и женского труда, содержащие оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерские с наборами слесарных, плотницких, строительных инструментов, сельскохозяйственный инвентарь, швей-ные принадлежности, фрагменты кухонного блока и ванной комнаты и т. д.);
макет русской избы, убранство дома: стол, лавка, скамья (лавка со спинкой, стольцы (табуретки, сундуки, детская люлька, полки-воронцы, рукомойник, ушат, прялка и т. д. ;
мини-среда светского этикета, где сосредоточены костюмы, шляпки, «бабочки», галстуки, цветы, книги и т. п., обеспечивающие возможность ребенку самостоятельно проигрывать ситуации, требующие выполнения правил хорошего тона, этикета - «званый обед», «концерт», «незнакомые люди», «театр», «прием гостей» и т. п. ;
атрибуты мужских и женских профессий (портреты с изображением людей разных специальностей, элементы одежды, профессиональные принадлежности, книги с рассказами о людях разных профессий и т. д.);
уголок «Мужской доблести», в центре которого находится портрет рыцаря, а также — рыцарские доспехи (шлем, кольчуга, палица, деревянные мячи, щиты и т. д., казацкое снаряжение (сабля, шашка, пика, патронташ, портупея, папаха, бурка и т. д., современное военное обмундирование и оружие (китель, фуражка, гимнастерка, фляга, пистолет, автомат, граната и т. д.); изображения парусников, самолетов, кораблей и пр. ;
уголок девочек, где сосредоточены атрибуты для игр «Дочки-матери», «Парикмахерский салон», «Больница» и т. д. ;
художественная мини-галерея, в которой размещены экспозиции произведений живописи, графики, литературы, отражают образы мальчиков, девочек, мужчин, женщин;
схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола.