Наталья
Гармоничное развитие личности дошкольника посредством театрализованной деятельности
Гармоничное развитие личности дошкольника посредством театрализованной деятельности
Очевидно, когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, то он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны с тем, что он еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ребенку нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться, а для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.
Публикация «Гармоничное развитие личности дошкольника посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
То, какой будет эмоциональная сфера ребенка, какие нравственные качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитают.
Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, литературе, народной культуре. И существует такой синтетический вид искусства, в котором гармонично сливаются изобразительная деятельность, музыка, литература, хореография – это театр.
Театрализованные игры дают дошкольнику возможность реально проживать, осознавать и проявлять свои чувства, распознавать чувства других людей, регулировать свое состояние, накапливать эмоциональный личный опыт, формировать навыки саморегуляции и импровизации. Ему будет гораздо легче выстраивать свои коммуникации, не отвлекаясь на негативные состояния и, востребован этот опыт будет очень скоро – в школе.
Невозможно детство без игр в куклы, а кукла может все или почти все. Она творит чудеса: воспитывает, обучает, развивает творческое начало дошкольников корректирует их поведение. А еще кукла может быть ненавязчивым наставником, учителем и просто другом.
Неуверенные в себе дети чаще всего выбирают кукольный театр, так как кукла для них является ширмой, за которую ребенок стремится спрятаться в стрессовой ситуации (выступление перед зрителями). Дети, преодолевшие себя и свои страхи или не имеющие психологических проблем, обычно выбирают роли, в которых они участвуют как актеры драматического театра.
В старшем дошкольном возрасте все дети освобождаются от комплексов, активно участвуют в более сложных театрализованных постановках, играх, поэтому роль кукольного театра несколько уменьшается. Приобретенные навыки и умения позволяют объединять в одной такой игре несколько видов театральных кукол различных систем.
В подготовительной в школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характеристиками героев и дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах деятельности.
Каждый ребенок талантлив от природы, поэтому нужно помочь ему раскрыть свои творческие способности, выбрать ту роль, которая ему ближе. Поскольку положительные качество поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажем. А одобрение достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом дальнейшему контролю за своим поведением.
Большой интерес детей к играм – драматизациям объясняется тем, что их привлекает изображение людей, смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых, поэтому нужно тщательно подбирать тематику и содержание театральных игр, чтобы они имели нравственную направленность.
Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театральной деятельности оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в любимый образ ребенок добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельно выбранная роль помогает дошкольнику не только ощутить на себе несвойственное ему поведение, но и способствует развитию чувства эмпатии.
Для продуктивной работы в данном направлении необходимы следующие шаги:
- создать развивающую среду в группе, способствующую развитию личности ребенка на основе театральных игр;
- создать условия для выбора детьми той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления;
- привлекать детей и родителей к подготовке необходимых атрибутов и декораций к будущему спектаклю.
Для развития личности дошкольников через театрализованную деятельность необходимо использовать оптимальные методы и приемы:
- наблюдение за окружающим миром;
- разыгрывание ситуации, отражающих те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении;
- разучивание с детьми песен и стихотворений, пословиц, поговорок, скороговорок, чистоговорок;
- выполнение с детьми психогимнастик, мимических, артикуляционных и логоритмических упражнений;
- драматизация сказок, инсценировки, мини – пантомимы;
- совместная работа с родителями по развитию детей эмоциональной отзывчивости;
- поощрение детей за инициативу и стремление к положительным поступкам;
- личный пример воспитателя.
Невозможно представить приобщение детей к театру без любви к художественному слову. Литература и поэзия в частности позволяют детям не только гармонично и всесторонне развиваться, но и способствуют совершенствованию их эмоциональной сферы, нравственных качеств личности.
Авторские стихотворения педагога – практика, белгородской поэтессы Натальи Михайловны Елецкой помогают нам в работе по данному направлению.
***
Куклы выстроились в ряд
На торжественны парад.
Будем их учить шагать
Ну – ка, куклы, не отставать!
***
В кукольном театре Петя
Спросил у мамы невзначай:
- А что это там за дети?
Прошу, скорее отвечай…
- Детки в зале,
На сцене не детки.
- А кто же они?
- Марионетки!
***
В кукольном театре Петя
Сидит счастливей всех на свете…
Артистам мило улыбается,
Спектакль ему нравится!
С помощью средств театрализованной деятельности дошкольников развивается интерес к театральным играм и постановкам, способность сопереживать не только персонажам сказок, но и реальным людям, умение проявлять симпатию и доброжелательность к сверстникам и уважение к взрослым. У детей раскрываются артистические способности, искорки таланта, творческий потенциал, что позволяет детям расти в гармонии с окружающим миром и способствует их духовному росту.
Литература:
Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб., 2006.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967.
Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1999.
Елецкая Н. М.