Горбунова Надежда Федоровна
Конспект математической игры в форме квеста по ФЭМП «Пять ключей» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект математической игры «Квест» по формированию элементарных математических представлений в средней группе.
Тема: «5 ключей»
Цель: Освоение умений пользоваться схематическим изображением действий, повысить интерес к формированию элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.
Задачи:
Публикация «Конспект математической игры в форме квеста по ФЭМП „Пять ключей“ в средней группе» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2021
1. Создать условия для формирования элементарных математических представлений у детей через игру.
2. Продолжать формировать навыки счёта до 5, на основе наглядности пользуясь правильными приёмами счёта.
3. Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал).
4. Закрепить навыки работы с блоками Дьенеша, умение ориентироваться по схемам;
5. Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций, сообразительности, внимания, воображения, мелкой моторики рук.
6. Воспитывать самостоятельность, умение находить способы решения поставленных задач, доброжелательное отношение друг к другу, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать желание быть смелым и справедливым.
Материалы и оборудование : блоки Дьенеша, схема к игре с блоками, аудио звуки: «В мире животных»; Клетка с игрушками (бегемот, слон, жираф, обезьяна, лев, гиена, леопард, горилла) макет болото и камни из картона; геометрические пеналы на каждого ребенка; фишки с геометрическими фигурами; ключи – карточки (5 шт.); карточки замки (5 шт.); контейнер с песком ; значки «Юный спасатель»; посылка, угощение; воздушный шар со знаком «SOS» и с посланием; карта с маршрутом, картинка «Геометрическая поляна», «Черные метки» с подсказками.
Предварительная работа: Беседа «Кто такие браконьеры», просмотр мультфильма «Остров сокровищ» ,закрепить «Животные Африки», игры «Дьенеша».
1этап Мотивационно – побудительный
Организационный момент:
(Замечают шарик с изображением знака «SOS» с привязанным посланием).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам в группу влетел какой – то странный шар. Здесь изображён какой-то знак? Что он означает?
Дети: Это знак «SOS», кому-то нужна наша помощь.
Воспитатель: - Как вы думаете, кто его нам прислал? Почему?
Дети: Животные, потому что на нём отпечатки следов животных, им нужна наша помощь.
Воспитатель:- Посмотрите, а это что такое! (обращает внимание на послание, предлагает прочитать)
Воспитатель:- Давайте, прочитаем, может, сможем узнать, кто попал в беду!
Письмо:
«Ребята, – мы, животные Африки – послали вам сигнал «SOS». Нас поймали браконьеры и держат в клетке под 5 замками. Спасите! Нам очень нужна ваша помощь! Вы сможете найти ключи от замков и открыть клетку, если пройдете все испытания, которые указаны на карте».
Воспитатель:- Как мы с вами поступим?
Дети: Нужно помочь животным.
Воспитатель:- Кто такие браконьеры?
Дети: Преступники, которые нарушают закон, отлавливают животных.
Воспитатель: А вы не боитесь, вдруг нам придётся, встретится с ними!
Дети: Нет
Воспитатель: А каких животных Африки вы знаете?
Дети: Лев, бегемот, жираф, слон, обезьяна.
Воспитатель: Как много вы знаете животных Африки!
- Хотелось бы вам стать командой спасателей и отправится на помощь?
Дети: Да
Воспитатель: - Тогда добро пожаловать в команду «Юных спасателей»! Прикрепляем значки «Спасатель».
Воспитатель: Рассматриваем карту, на экране телевизора, куда нам надо отправиться. Определяемся, что нам нужно добраться до Африки.
Воспитатель: - Итак, за дело, команда «Спасателей», давайте внимательно рассмотрим карту, что нам прислали!
- Куда нам предстоит отправиться?
Дети: В Африку
- Скажите, какое сейчас время года?
Дети: Зима
Воспитатель: Так в Африке получается тоже зима! Нам надо утеплиться! Дети: нет, в Африке нет снега, там всегда тепло.
Воспитатель: Отлично, теперь нам надо решить - на чем мы отправимся в путешествие?
Дети: На самолете, вертолете, корабле…
Воспитатель: Но нам ведь надо как можно быстрее добраться до Африки! Какой самый быстрый транспорт?
Дети: Ракета.
Воспитатель: Конечно, я думаю, что ракета нас быстро домчит туда, куда нужно!
2этап Организационно – поисковый
Воспитатель: Проходите за столы. Что лежит в тарелочках перед вами?
Дети: Цветные деревянные блоки.
Воспитатель: Посмотрите на схему, по которой вы сможете сконструировать ракету, будьте внимательны, если ошибетесь хоть в одной детали, то ваша ракета может не взлететь.
Индивидуальная работа.
Воспитатель: Какого цвета детали вы использовали для конструирования?
Дети: Синего, желтого, красного
Воспитатель: Занимайте места, закрывайте глаза, начинаем отсчет 5,4,3,2,1 – «пуск» (звук полета ракеты)
Воспитатель: Поздравляю с мягкой посадкой нас всех! Выходите из своих ракет, посмотрим вокруг.
Воспитатель: Африка –очень большой материк! Только, животных и вправду не видно! - Давайте посмотрим карту!
Воспитатель: Где мы сейчас с вами находимся! (показывают на карте знак ракеты)
Воспитатель: Правильно, знак ракеты показывает, где мы с вами приземлились! В какую сторону нам нужно двигаться!
Дети: Туда, куда указывают стрелки
- Воспитатель: А что мы должны найти по пути следования!
Дети: Ключи
Воспитатель: Сколько нам надо найти ключей?
Дети: 5 ключей
Воспитатель: Посмотрите на карту и скажите, куда ведут стрелки?
Дети: К болоту
Воспитатель: Какого цвета стрелки?
Дети: Желтого
Воспитатель: Значит нам надо следовать туда, куда указывают желтые стрелки!
Дети: Да
Воспитатель: Тогда вперед по стрелкам! (оглядываются находят указатели и следуют по ним, на пути болото)
Воспитатель: Ребята, что же делать, перед нами болото! А болото в Африке очень глубокие! Куда показывают стрелки?
Дети: На другую сторону.
Воспитатель: Смотрите, (обращает внимание на «кочки») давайте болото перейдем по кочкам, только будьте осторожны, у каждой кочки свой черёд, смотрите не ошибитесь, когда будете наступать на них! (Прямой счет до 5).
Воспитатель: Все перешли, никто ножки не намочил!
(Обращает внимание на «черную метку», желтых стрелок больше нет)
Воспитатель: А это, что такое! (предлагает поднять, посмотреть)
Воспитатель: Ребята, а вот и подсказка, где ключик искать! Ключ спрятан под кочкой с числом больше 3, но меньше 5.
Воспитатель: Под каким камнем ключ лежит!
Дети: Под камнем с цифрой 4
(Ребенок, который ответил первым идет проверять, достает ключ и вешает себе на шею).
Воспитатель: Какой по счету ключ вы нашли?
Дети: Первый
Воспитатель: За каким ключом мы дальше отправляемся?
Дети: За вторым
Воспитатель: Давайте посмотрим карту, куда нам дальше идти! (смотрят карту, выясняют, что надо двигаться дальше по синим стрелкам, до «красного крестика»)
Воспитатель: Интересно, куда мы попадем! Вам тоже интересно!
Дети: Да
(Передвигаются по синим указателям, синие стрелки обрываются, красный крест на двери и тут же «ч. метка», берут ее с собой) :
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что мы уже близко к цели! Давайте посмотрим, что нам хочет сказать эта «ч. метка»! (читает)
Что-то можно в нём зарыть,
По нему люблю ходить,
И на нём поспать часок.
Угадали что это? -. (песок)
Воспитатель: - Что нам хотят сказать этой загадкой!
Дети: Ключ надо искать, где песок
(Подходят к макету с песком, ищут ключ в песке на ощупь. Кто первый находит, тому ключ скрепкой вешают на одежду).
Воспитатель: Ребята, сколько ключей мы с вами нашли?
Дети: 2 ключа
Воспитатель: Сколько ключей нам надо еще найти?
Дети: 3 ключа
Воспитатель: Тогда в путь юные спасатели! Давайте посмотрим нашу карту! (выясняют, где сейчас находятся, дальше надо двигаться по красным стрелкам, до поляны с цветами, проходят по бревну)
Воспитатель: Ой, кто это такой беспорядок навел! Ребята, ведь судя по карте, здесь должна быть поляна с чудесными цветами! Наверное, это браконьеры все цветы вытоптали!
Воспитатель: Юные спасатели, ведь мы не можем пройти мимо, что надо сделать!
Дети: Навести порядок
Воспитатель: Конечно, давайте посмотрим, как должна выглядеть поляна с цветами:
Воспитатель: Скажите сколько всего цветов на полянке?
Дети: 4 цветочка
Воспитатель: Цветы похожи друг на друга?
Дети: Нет
Воспитатель: А чем они отличаются друг от друга?
Дети: У них разная форма и цвет лепестков, треугольники, круги, квадраты, прямоугольники
Воспитатель: А что же у них все-таки одинаковое?
Дети: Серединка, она белая и круглая, количество лепестков - 4
Воспитатель: Как вы думаете, вы сможете собрать такие чудесные цветы и сделать так, чтобы полянка опять стала красивой?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда, чтобы вы не путались, я предлагаю разделиться вам по парам! Найдите свою пару согласно полученной фишки, Маша почему ты встала в пару с Алёной?
Дети: Потому что у меня карточка с прямоугольником, и у Вики такая же
Воспитатель: Какой цветок будет собирать ваша пара?
Дети: С круглыми лепестками и т. д.
(Под музыку собирают цветы, кто закончил, подбегают к воспитателю, на поляне остаются 4 фигуры, которые не подходят для сборки цветов, под одной из них находят ключ) :
Воспитатель: Почему этот треугольник не подходит?
Дети: Потому что нам надо синего цвета, а он зеленый и т. д.
Воспитатель: Посмотрите, вы порядок навели и в тот час же ключ нашли!
-какой по счету ключ?
Дети: Третий
Воспитатель: За каким отправляемся ключом?
Дети: За четвертым
Воспитатель: Чтобы выполнить следующие задание, нужно присесть за столы. Пройдите по направлению зеленой стрелки.
(Идут по зеленым указателям между фишками, доходят до стола, на столе схемы. «Выложи по образцу»)
Воспитатель: Ребята вам нужно собрать по схеме животное.
Индивидуальная работа:
(под одной из схем дети находят ключ)
Воспитатель: Браконьеры думали, что хорошо ключ спрятали, а мы и тут ключ нашли!
Воспитатель: Какой по счету ключ нашли?
Дети: Четвертый
Воспитатель: Это сколько нам еще ключей найти надо?
Дети: Один
Воспитатель: Посмотрите, здесь на пенечке, еще фигуры лежат, и на карте этого пенечка нет, я думаю - это браконьеры специально хотят нас запутать, чтобы мы ключик последний не смогли найти, а вы как думаете! (обращает внимание на круглый стол, оформленный под пенёк, подходим к нему)
Воспитатель: Ну-ка, посмотрите не видите вокруг ничего необычного! (ищут вокруг пенька, находят «Метку» с пиратским знаком) :
Воспитатель: Ой, какие вы молодцы, вы нашли еще одну подсказку, где нам искать ключ! Тут непонятно как-то написано, вы знаете, что это за шифр!
Дети: Да, указано под какой фигурой надо искать ключ, изображение свойств фигуры.
Воспитатель: Под каким блоком спрятан ключ?
Дети: Прямоугольным, тонким, синего цвета, маленького размера
(Находят ключ, берут его с собой).
Воспитатель: Ребята, мы сколько ключей нашли?
Дети: 5 ключей
Воспитатель: Значит, мы все ключи нашли?
Дети: Да
Воспитатель: Осталось найти куда браконьеры спрятали наших друзей – животных!
Воспитатель: Давайте посмотрим карту! (Смотрят карту, выясняют, что клетка находится возле самой высокой пальмы, всего обозначено 3 пальмы, разной высоты.
Находят в группе цветок – пальму, за ним клетку с животными, вешают ключи на замки, в соответствии с цветом, открывают клетку, достают оттуда животных.)
Воспитатель: Теперь мы можем открыть клетку. Вот и открылась клетка. Давайте спасем бедных животных! Пожалейте их. Им тяжело было в неволе. (Звучит музыка из передачи «В мире животных»).
Воспитатель: Что мы можем сделать для животных, чтобы они порадовались? (Дети несут животных к макету «Уголок Африки», расставляют на песке)
3 этап Рефлексивно-корригирующий
- Итак, вот и подошло к концу наше путешествие. Расскажите какие испытания были у вас на пути, как вы их преодолели?
- Чему вы научились во время путешествия?
- Как вы думаете, что позволило нам помочь нашим друзьям из Африки?
- Я считаю, что ваша отзывчивость, желание прийти на помощь, а также умение дружно работать всей командой, помогло нам справиться с таким сложным заданием. А теперь, нам пора возвращаться в группу, занимайте свои места за ракетами! Обратный отсчет 5,4,3,2,1,0 – «Пуск» (закрывают глаза, звук ракеты)
«Наша малая ракета, ты быстрее ветра мчи, в группу нас скорей верни!»
- Ребята, смотрите, вот мы и в группе, -посылка… «Спасибо Юным спасателям! от их новых друзей из Африки»(открывают посылку с угощением)