Светлана Исакова
Функциональная грамотность на уроках физической культуры
«Лычакская СШ» филиал МОУ «Зеленовская СШ»
Формирование функциональной грамотности на уроках физкультуры
Выполнил: учитель физической культуры
Исакова Светлана Леонидовна
2022год
Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.
Публикация «Функциональная грамотность на уроках физической культуры» размещена в разделах
- Физическое развитие, спорт. Работа инструкторов по физкультуре
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:
• формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;
• развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;
• воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;
• формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;
• воспитание моральных и волевых качеств;
• развитие опыта межличностного общения.
Процесс вооружения занимающихся конкретными знаниями, умениями и навыками необходимо направлять в каждом уроке так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие интеллектуальных и волевых качеств и последовательное формирование новых познавательных интересов, правильных взглядов, а в конечном счете и достаточно прочных убеждений в области двигательной деятельности. В этих целях надо настойчиво активизировать мышление занимающихся, добиваться понимания ими сути выполняемых действий, создавать условия для проявления самостоятельности, личной ответственности за свою работу, за поведение в целом, приучать их владеть своими эмоциями.
Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Ведь наш предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока учащиеся должны подчерпнуть знания, а не только умения и навыки. Каждый учитель в процессе урока дает объяснение по теме занятия. Это могут быть: исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнения, примеры возможных ошибок и как их избежать и т. д. Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний.
Как это сделать? Самое простое – рефлексия, т. е. опрос в конце урока. Можно предложить выполнение домашнего задания в виде теста, заполнения таблицы, подготовки сообщения по теме, написания реферата. А можно подойти к этому более творчески.
Это могут быть карточки с вопросами, тесты. Задания должны быть творческого характера: ребусы, кроссворды, загадки, головоломки, задания с выбором ответа, а так же открытые задания, где учащийся сам вписывает ответ и т. п.
Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить.
Например:
Читательская грамотность
7-8 кл.
1. Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.
Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются:
1) ___ (А, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;
2) Высокая ___ (Б, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;
3) Пропорционально развитое телосложение, ___ (В, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;
4) ___ (Г, и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;
5) Владение ___ (Д, основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;
6) ___ (Е, т. е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.
Список слов и словосочетаний:
1. Общая физическая работоспособность
2. Крепкое здоровье
3. Всесторонне
4. Рациональной техникой
5. Физкультурная образованность
6. Правильная осанка
А Б В Г Д E
Правильные ответы:
А Б В Г Д E
2 1 6 3 4 5
Математическая грамотность
7-8 кл
Внимательно читайте описание ситуации, вчитывайтесь в условие, рассматривайте иллюстрации.
1. Метание мяча на дальность характеризуется кратковременным, но концентрированным усилием мышц рук, плечевого пояса и ног при их координированном воздействии. Мяч удерживается фалангами пальцев метающей руки. Три пальца размещены сзади мяча, а большой палец и мизинец поддерживают его с боков. Мяч не следует удерживать слишком крепко.
Ситуация: Участник команды «Зенит» при метании показал результат 32м, участник команды «Буревестник» показал результат на 7 м больше, чем участник команды «Адреналин», который показал результат на 5 м меньше, чем участник команды «Зенит».
Вопрос:Какой результат показал участник команды «Буревестник»? Какой результат показал участник команды «Адреналин»?Участник какой команды одержал победу?
Ответ:Результат участника команды «Буревестник».
Результат участника команды «Адреналин».
Победу одержал участник команды «___».
Правильный ответ:
Результат участника команды «Буревестник» 34 м.
Результат участника команды «Адреналин» 27м.
Победу одержал участник команды «Буревестник».
Под функциональной грамотностью понимается «способность использовать ЗУН, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях».
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности”.
Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся.
Рассмотрим формирование ключевых компетенций в процессе физического воспитания. 1. Общекультурная
Сфера культурно-историческая
Обобщенные виды деятельности; способность присваивать исторический опыт
познание культурно-исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества;
определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом
2. Учебно-познавательная
сфера науки, искусства
способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями и навыками
познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом
3. Коммуникативная
сфера общения,владение устным и письменным общением;
владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам; умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии
4. Социальная
сфера общественных отношений (политика, труд, религия, межнациональные отношения, экология, здоровье)
способность брать на себя ответственность участвовать в совместном принятии решений
понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмомумение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха
5. Личностная
сфера социально - культурная
определение основных жизненных целей и способов их достижения. Активная адаптация к социокультурному окружению для достижения основных жизненных целей
владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение
владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма
Внедрение компетентностного подхода в физическое воспитание школьников поможет сформировать у обучающихся:
• способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;
• умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
• готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
• умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;
• умение уживаться с другими;
• готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);
• умение перенимать новое у спортсменов более высокого класса.