Лучший педагог года

Функциональная грамотность на уроках физической культуры

Светлана Исакова
Функциональная грамотность на уроках физической культуры

«Лычакская СШ» филиал МОУ «Зеленовская СШ»

Формирование функциональной грамотности на уроках физкультуры

Выполнил: учитель физической культуры

Исакова Светлана Леонидовна

2022год

Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

Публикация «Функциональная грамотность на уроках физической культуры» размещена в разделах

Деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:

• формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;

• развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;

• воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;

• формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;

• воспитание моральных и волевых качеств;

• развитие опыта межличностного общения.

Процесс вооружения занимающихся конкретными знаниями, умениями и навыками необходимо направлять в каждом уроке так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие интеллектуальных и волевых качеств и последовательное формирование новых познавательных интересов, правильных взглядов, а в конечном счете и достаточно прочных убеждений в области двигательной деятельности. В этих целях надо настойчиво активизировать мышление занимающихся, добиваться понимания ими сути выполняемых действий, создавать условия для проявления самостоятельности, личной ответственности за свою работу, за поведение в целом, приучать их владеть своими эмоциями.

Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Ведь наш предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока учащиеся должны подчерпнуть знания, а не только умения и навыки. Каждый учитель в процессе урока дает объяснение по теме занятия. Это могут быть: исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнения, примеры возможных ошибок и как их избежать и т. д. Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний.

Как это сделать? Самое простое – рефлексия, т. е. опрос в конце урока. Можно предложить выполнение домашнего задания в виде теста, заполнения таблицы, подготовки сообщения по теме, написания реферата. А можно подойти к этому более творчески.

Это могут быть карточки с вопросами, тесты. Задания должны быть творческого характера: ребусы, кроссворды, загадки, головоломки, задания с выбором ответа, а так же открытые задания, где учащийся сам вписывает ответ и т. п.

Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить.

Например:

Читательская грамотность

7-8 кл.

1. Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются:

1) ___ (А, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

2) Высокая ___ (Б, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;

3) Пропорционально развитое телосложение, ___ (В, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

4) ___ (Г, и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

5) Владение ___ (Д, основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;

6) ___ (Е, т. е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

Список слов и словосочетаний:

1. Общая физическая работоспособность

2. Крепкое здоровье

3. Всесторонне

4. Рациональной техникой

5. Физкультурная образованность

6. Правильная осанка

А Б В Г Д E

Правильные ответы:

А Б В Г Д E

2 1 6 3 4 5

Математическая грамотность

7-8 кл

Внимательно читайте описание ситуации, вчитывайтесь в условие, рассматривайте иллюстрации.

1. Метание мяча на дальность характеризуется кратковременным, но концентрированным усилием мышц рук, плечевого пояса и ног при их координированном воздействии. Мяч удерживается фалангами пальцев метающей руки. Три пальца размещены сзади мяча, а большой палец и мизинец поддерживают его с боков. Мяч не следует удерживать слишком крепко.

Ситуация: Участник команды «Зенит» при метании показал результат 32м, участник команды «Буревестник» показал результат на 7 м больше, чем участник команды «Адреналин», который показал результат на 5 м меньше, чем участник команды «Зенит».

Вопрос:Какой результат показал участник команды «Буревестник»? Какой результат показал участник команды «Адреналин»?Участник какой команды одержал победу?

Ответ:Результат участника команды «Буревестник».

Результат участника команды «Адреналин».

Победу одержал участник команды «___».

Правильный ответ:

Результат участника команды «Буревестник» 34 м.

Результат участника команды «Адреналин» 27м.

Победу одержал участник команды «Буревестник».

Под функциональной грамотностью понимается «способность использовать ЗУН, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях».

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности”.

Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся.

Рассмотрим формирование ключевых компетенций в процессе физического воспитания. 1. Общекультурная

Сфера культурно-историческая

Обобщенные виды деятельности; способность присваивать исторический опыт

познание культурно-исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества;

определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом

2. Учебно-познавательная

сфера науки, искусства

способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями и навыками

познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом

3. Коммуникативная

сфера общения,владение устным и письменным общением;

владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам; умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии

4. Социальная

сфера общественных отношений (политика, труд, религия, межнациональные отношения, экология, здоровье)

способность брать на себя ответственность участвовать в совместном принятии решений

понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмомумение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха

5. Личностная

сфера социально - культурная

определение основных жизненных целей и способов их достижения. Активная адаптация к социокультурному окружению для достижения основных жизненных целей

владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение

владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма

Внедрение компетентностного подхода в физическое воспитание школьников поможет сформировать у обучающихся:

• способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;

• умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;

• готовность замечать проблемы и искать пути их решения;

• умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;

• умение уживаться с другими;

• готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);

• умение перенимать новое у спортсменов более высокого класса.

Публикации по теме:

Цифровая грамотность педагога ДОО Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня на встрече мы с вами разберем Понятие «цифровая грамотность» Ключевые аспекты цифровой грамотности.

Формирование культуры здорового питания на уроках кулинарии по технологии Доклад на тему «Формирование культуры здорового питания на уроках кулинарии по технологии» на районном методическом объединении учителей.

Фотоотчёт по воспитанию физической культуры «Развитие движений у детей раннего развития»Фотоотчёт по воспитанию физической культуры «Развитие движений у детей раннего развития» «Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Функциональная грамотность на уроках физической культуры
Опубликовано: 2 апреля 2025 в 14:03
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Функциональная грамотность на уроках физической культуры» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Исакова (УИ 150568) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД