Алина Ивановна Горбунова
Фронтальное занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Февральская лазурь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей, старшего дошкольного возраста, с пейзажем «Февральская лазурь» И. Э. Грабаря.
По познавательному развитию:
• углубить и обобщить представления детей о зиме, типичных признаках февраля месяца;
• воспитывать интерес к окружающей природе, любознательность.
По речевому развитию:
• учить составлять описательно-повествовательный рассказ по картине;
• формировать умение выражать свои мысли понятно для окружающих;
Публикация «Фронтальное занятие с детьми старшего дошкольного возраста „Февральская лазурь“» размещена в разделах
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
• упражнять детей в подборе относительных прилагательных;
• обогащать словарь детей за счет красочных эпитетов сравнений;
По художественно-эстетическому развитию:
• учить внимательно рассматривать художественное полотно;
• формировать интерес к средствам пейзажной живописи, развивать чувство композиции;
• развивать творческое воображение, художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние зимней природы и эмоционально откликаться на него, выражая чувства, впечатления в детском творчестве;
• воспитывать чувство восхищения красотой русской природы и живописью русских художников, гордость за нашу великую и прекрасную Родину.
Оборудование: репродукция картины И. Грабаря «Февральская лазурь», портрет художника, стихотворение С. Есенина «Береза», альбомные листы, акварельные краски.
Наша Россия очаровательна и прекрасна во все времена года, но особенно сказочной и таинственной она становится…
Я загадаю Вам загадки, а Вы отгадайте:
Не скульптура, не лепнина,
Лишь вчера сотворена
В рамке на стене она –
Труд художника – картина
Если видишь на картине нарисована река,
или ель и белый иней, или сад и облака,
или снежная равнина, или поле и шалаш,
то подобная картина называется … пейзаж
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Это? - зима
Просмотр презентации о картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».
Живописное произведение - картина Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь» написанная в 1904 году обладает особой поэзией. Февраль – это месяц борьбы между зимой, не желающей уступать свои права и всего лишь предчувствием приближения весны, ее легким дуновением. Долгим ожиданием пробуждения всей природы после тихого зимнего сна.
Зима не сдает свои позиции, она пугает морозами и снежными вьюгами. Но даже в феврале бывает солнечная погода, когда сразу обращаешь внимание на природу, которая всегда удивительно красива. Просто в нашем суетливом мире мы порой не находим времени, чтобы уделить внимание и посмотреть вокруг. Грабарь, как истинный художник, не смог остаться равнодушным к такой красоте и подарил нам этот великолепный пейзаж.
Дидактическая игра: «Какая зима?»
Я буду вам называть признаки зимы, а вы будете отвечать на вопрос какая зима?
Если зимой холодно, значит зима (какая) (холодная).
Если зимой много снега, значит зима (какая) (снежная).
Если зимой сильные морозы, значит зима (какая) (морозная).
А если часто гуляет вьюга, значит зима (какая) (вьюжная).
Если на улице стужа, студено, значит зима (какая) (студеная).
Вот так, играя, мы рассказали о зиме.
На переднем плане картины изображена березка, покрытая тончайшим слоем кружевного инея, переливающегося и искрящегося даже под неяркими лучами солнца. Чуть подальше видны березы совсем еще «подростки» с тоненькими стволами. Кажется, что раскинув ветви, они медленно кружатся в плавном хороводе, словно молодые девушки, празднуя Масленицу и встречая приход весны. Только лес на заднем плане разделяет небо и землю. Если немного постоять у этой картины, вдруг покажется, что вы ясно слышите русскую народную песню о березе. Ведь береза - символ России, ее краса, поэтому народ насочинял о ней много песен и веселых и грустных.
Белоствольные красавицы изображены на фоне лазурного снежного покрывала и почти такого же цвета зимнего неба. Эти тона, которые так щедро применяет живописец, несут прохладу и чистоту, словно дуновение ветерка и запахи еще только приближающейся неслышной легкой поступью весны.
Грабарю запечатлеть это чудо. Казалось, природа позировала талантливому художнику, показывая свое изящество в зимнем уборе. Нечеткие линии производят эффект наполнения картины светом и воздухом.
Разные цвета действуют на человека по-разному. Белый успокаивает. Красный будоражит, волнует. Радостен зелёный – цвет первых всходов, молодых листочков, яркой травы. Но из всех 7 цветов радуги самый весёлый – жёлтый солнечный цвет. Там, где на землю упал луч солнца. Появляется его неизменная спутница – тень.
Жёлтый, красный, оранжевый цвета художники называют тёплыми. А вот синий, голубой, лиловый – холодные цвета.
Два противоположных цвета – тёплый и холодный – оказались соседями. И от этого контраста каждый цвет стал ещё выразительнее. От голубой тени ещё сильнее потянуло холодом, а желтоватый снег, освещённый солнцем, словно потеплел.
Без слов на языке красок художник рассказал нам о молчаливом споре, который ведут свет и тень, солнце и мороз.
ЛАЗУРЬ – светло-синяя, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком.
«Настали чудесные солнечные февральские деньки. В природе творилось что-то необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на снегу.»
Грабарь вспоминал: «Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей, заглядевшись на неё. Я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба! «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно»,-подумал я.
Февраль стоял изумительный. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель…»
А теперь я предлагаю вам отправиться в художественную мастерскую и нарисовать свой зимний пейзаж. (Дети рисуют).