Елена Шибанова
Фрагмент календарного плана в старшей группе «Поздняя осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели: «Поздняя осень»
Цели деятельности педагога: расширить знания детей о характерных признаках поздней осени, об изменениях в жизни растений, животных, птиц; вызвать желание и воспитывать умение любоваться красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций, слушания художественных текстов, практического взаимодействия с миром природы.
Понедельник
Утро Беседа на тему: «Ноябрь – полузимник» - расширять знания детей о последнем месяце осени (Соня К., Ева)
Публикация «Фрагмент календарного плана в старшей группе „Поздняя осень“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Планирование на осенний период
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Д/и «Сосчитай-ка» - умение сравнивать предметы по количеству. (Соня М., Клим) Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.
Дежурство по столовой - продолжать закреплять правильно расставлять бокалы.
Чтение рассказа Н. Сладкова «почему ноябрь пегий» – продолжать знакомить детей с признаками поздней осени. Создание игровой ситуации «Помощники» - развивать координацию движений, ловкость воспитывать готовность оказывать помощь по дому и в детском саду.
Самостоятельные игры в «геометрические мозаики» - развивать логическое мышление.
ООД
Музыкальное развитие (по плану музыкального руководителя)
Роль воспитателя: следить за слаженностью пения, за правильностью выполнения движений, за дисциплиной во время игры
Коммуникативная деятельность. Развитие речи Тема: Чтение художественных произведений. «У природы нет плохой погоды» (по произведениям Е. Трутневой «Осень», А. Плещеева «Осень наступила», А. Пушкина «Унылая пора.» «Уж небо осенью дышало…»)
Задачи: формировать умение эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух, вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове; упражнять детей в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных; развивать у детей координацию движений с речью.
Способы: беседа, загадки, рассматривание иллюстраций, вопросы, чтение стихов, рефлексия
Прогулка
Д/и «Расскажи о днях недели» - формировать умения закреплять знания о дня недели. (Егор П., Лев) Наблюдение за сезонными наблюдениями – закреплять у детей знания о явлениях природы.
Труд: Собрать разлетевшиеся от ветра ветки – воспитывать дружеские отношения.
П/и «Мы веселые ребята» - формировать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движения.
Самостоятельные игры со спортинвентарем.
Вечер
Словесная игра с мячом «У кого какой домик» - активизировать знания детей о жилищах животных (Матвей Е., Костя)
Д/у «Раскрась по образцу» - закреплять умение подбирать цвета, соответствующие образцу, воспитывать интерес к русским народным костюмам.
Оздоровительная гимнастика после сна - формировать культурно-гигиенические навыки, повышать двигательную активность детей.
Ситуативный разговор «Как Буратино стал вежливым» - формировать умения детей культуре общения, воспитывать чуткое доброжелательное отношения к сверстникам.
Подготовка к ужину – формирование навыков дежурства по столовой.
Игра «Да или нет» - формировать умения давать правильный ответ. Игры - экспериментирование с бумагой – вызвать интерес к экспериментальной деятельности, расширять кругозор
Вечерняя прогулка Д/и «Похож – не похож» - закреплять умения сравнивать предметы, узнавать предметы по описанию (Егор К., Клим)
Наблюдение. Рассматривание почвы – формировать представления о значении почвы в природе, ее связи с другими компонентами.
Труд на участке – окапывание лунок вокруг деревьев и кустарников.
Самостоятельная деятельность детей – развивать двигательные навыки.
П/и «Самолёты» - закреплять умение ориентироваться на участке, бегать, не задевая друг друга.
Вторник
Утро
Рассматривание иллюстраций на тему «Осень в лесу», беседа о признаках осени – формировать у детей умение называть признаки осени, составлять небольшой рассказ по картине (подгруппа детей)
Сл/и «Отвечай быстро» - развивать внимание, память, речь (Соня К., Маша)
Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.
Дежурство по столовой - продолжать закреплять правильно сервировать столы
Игра-хоровод «На дворе – листопад» - воспитывать дружеские отношения.
Создание игровой ситуации «Семья» - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
ООД
Физическое развитие (по плану инструктора по физ. воспитанию)
Роль воспитателя: следить за дыханием, осанкой при выполнении ОРУ, ОВД; помощь в расстановке оборудования, страховка при выполнении ОВД; индивидуальная работа с детьми, организация п/и.
Изобразительная деятельность. Аппликация обрывная «Золотые берёзы» (И. А. Лыкова с. 70)
Цель: вызвать у детей интерес к изображению осенней берёзки по мотивам лирического стихотворения, сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей золотой кроны и стройного белоснежного ствола с тонкими и гибкими ветками. Совершенствовать технические умения. Развивать чувство цвета и композиции.
Средства: листы бумаги разного цвета и размера для фона, цветная бумага для изображения берёзы, ножницы, кисти, клей, цветные карандаши, гуашь, салфетки, клеёнки, иллюстрации с изображением осеннего пейзажа
Способы: рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень», чтение воспитателем стихотворения В. Набокова «Берёзы», беседа, обсуждение способов изображения, динамическая пауза «Ветер и деревья», самостоятельная продуктивная деятельность детей, рефлексия.
Коммуникативная деятельность. Подготовка к обучению грамоте. Занятие № 8 «Буква «П» (Н. В. Нищева с. 51)
Цель: формировать умение находить новую букву среди других букв алфавита, развивать связную речь, фонематические представления, зрительное и слуховое внимание, общую, тонкую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением, творческое воображение
Средства: магнитные кружки, магнитные палочки, пластмассовые объёмные буквы, буквы для магнитной доски, сюжетные картинки, РТ, простые и цветные карандаши (по количеству детей)
Способы: организационный момент, рассказывание педагогом стихотворения, упражнение «Подними сигнал», упражнение «Что получится?», работа по букварю, упражнение «Самый внимательный», П/и «Жмурки с колокольчиком», работа в тетради, рефлексия.
Прогулка
Д/и «Нарисуй палочкой» - развитие мелкой моторики руки (Алина, Серёжа)
Наблюдение за небом и облаками – продолжать закреплять знания о явлениях неживой природы. Уточнить понятие туча.
Труд: Покормить птиц – формировать у детей трудолюбие, и заботу о птицах.
П. И. – «Воробушки и автомобиль» - формировать умения детей бегать в разных направлениях не наталкиваться друг на друга.
Игровая ситуация «Я хочу играть с тобой» способствовать сплочению коллектива, употреблять в речи «волшебные слова».
Вечер
Ситуация общения "Что ты знаешь об осени?"- уметь устанавливать связи явлений в неживой природе с жизнью растений и животных. (Лев, Егор П.)
Работа по закреплению навыков вырезания предметов округлой формы (Соня М., Даша)
Гимнастика после сна профилактика плоскостопия.
Игровое упражнение «Салон красоты» - совершенствовать умения пользоваться своей расчёской.
Беседа на тему «Чем осень отличается от других времен года». Создать условия для игр с счетными палочками - способствовать развитию фантазии и творчества.
Вечерняя прогулка Упражнение "Прокати обруч" - развивать координацию движений, ловкость (Лера, Ева) Наблюдение за ветром и облаками. Знакомство с поговорками и пословицами о ветре, загадывание загадок о ветре - развивать наблюдательность.
П/и "Жмурки", "Третий лишний"- способствовать развитию двигательной активности, реакции.
Игровая деятельность по интересам детей - развивать у детей самостоятельность, активность, формировать умение интересно и с пользой проводить время.
Среда
Утро
Д/и «Придумай другое слово» - обогащать речь прилагательными, закрепление осенних месяцев (Егор К., Клим)
Пальчиковая гимнастика «Упрямцы» - развитие мелкой моторики рук. (подгруппа детей) Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.
Беседа о дарах осени – систематизация знаний об овощах и фруктах.
Дежурство по столовой – последовательность при сервировке стола. Создать условия для рассматривания иллюстраций известных художников об осени - развивать чувство прекрасного.
ООД
Познавательное развитие. Математика. Занятие № 10 «Цифра 7» (Г. Е. Сычёва с. 37)
Цели: знакомство с цифрой 7; закрепление цифрового ряда от одного до семи; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
Средства реализации: магнитная доска; карточки с цифрами от 1 до 7; рабочие тетради, простые и цветные карандаши (по количеству детей)
Способы реализации: введение в тему – чтение рифмовки; вопросы к детям; динамическое упражнение «В деревне»; графические упражнения в РТ; индивидуальные задания для детей; рефлексия.
Музыкальное развитие (по плану музыкального руководителя)
Роль воспитателя: следить за слаженностью пения, за правильностью выполнения движений, за дисциплиной во время игры
Познавательно-исследовательская деятельность. Безопасность «Съедобные и несъедобные грибы» (Н. Н. Авдеева с. 77)
Цель: дать представление о съедобных и несъедобных грибах, закрепить правила безопасного поведения в природе.
Средства: иллюстрации по теме, муляжи грибов, цветные карандаши, раскраски «Грибы» (по количеству детей)
Способы : беседа, рассматривание иллюстраций, загадки о грибах, д/и «Съедобные – несъедобные», раскрашивание грибов, рефлексия
Прогулка
Спортивное упражнение: прыжки на двух ногах с продвижением вперед – развивать ловкость, координацию движений (Даня, Артём Е.)
Наблюдение за ветром и облаками. Знакомство с поговорками и пословицами о ветре, загадывание загадок о ветре - развивать наблюдательность. ,
Труд: уборка листвы с участка – приобщать к труду, бережно относится к инвентарю.
П/и «Солнышко и дождик», «Стой» - бег по всему участку, не наталкиваясь друг на друга, реакция на сигнал.
Знакомство с приметами об облаках, чтение В. Степанова «Ах, какое облако».
Создать условия для игр с выносным материалом - развивать воображение, воспитывать доброжелательные отношения у детей.
Вечер
Д/и «Собери картинку» - формировать умение собирать целое из частей (Серёжа, Маша)
Упражнение «Заштрихуй по образцу» - закрепление навыков штриховки (Егор К., Егор П., Лев) Оздоровительная гимнастика после сна - формировать культурно-гигиенические навыки, повышать двигательную активность детей.
Чтение рассказов про осень – совершенств. умение слушать, отвечать на вопросы.
Совершенствовать умение замечать непорядок в одежде, обращаться с просьбой его устранить. Создать условия для рисования красками радуги - развивать творчество, навыки рисования акварелью
Вечерняя прогулка
Игра с мячом "Лето или осень"
- закреплять знание признаков осени (Соня К., Коля) Наблюдение за вечерним небом– уметь замечать красоту природы. Чтение стихов об осени по желанию помочь преодолеть застенчивость.
Труд: уборка игрушек в корзину.
Игра «Съедобный - несъедобный» - способствовать развитию внимания, ловле мяча двумя руками.
П/и «Совушка» - способствовать развитию внимания, ловкости.
Игра м/п. «Кто позвал».
Создать условия для игры воспитанников со спортивным инвентарем - развивать ловкость, смелость.
Четверг
Утро
Рассматривание альбома «Деревья средней полосы России» – закрепление названий деревьев. (Даша, Ева)
Д/и «С какой ветки детки?» - расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, уметь определять растения по листьям, коре. (Лера, Соня М., Маша) Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.
Беседа «Деревья и кустарники готовятся к зиме» - расширять кругозор, воспитывать бережное отношение к растениям Игры с мозаиками, геометрическим конструктором, «Сложи свой любимый вид транспорта».
Прослушивание аудиозаписей «Осень» А. Вивальди из цикла «Времена года», «Осенняя песня»П. Чайковского из цикла «Времена года»
Рассматривание альбома «Осень»
Игра –имитация «злую тучку наказали.»
ООД
Физическое развитие (по плану инструктора по физ. воспитанию)
Роль воспитателя: следить за дыханием, осанкой при выполнении ОРУ, ОВД; помощь в расстановке оборудования, страховка при выполнении ОВД; индивидуальная работа с детьми, организация п/и
Коммуникативная деятельность. Развитие речи «Русский национальный костюм» (интернет-ресурс nsportal.ru)
Цель: Формировать и воспитывать патриотические чувства дошкольников. Познакомить детей с названием русских костюмов, названием тканей. Расширять представление об истории русского народа. Учить описывать, делать элементарные умозаключения.
Вызывать эстетическое переживание и гордость за свою страну.
Средства: Куклы в русских национальных костюмах, иллюстрации с изображением русских национальных костюмов, сундук (сувенирный) большого размера с материалом (мешковина, холст, ситец, атлас, парча, пословицы.
Кисти, гуашь, трафареты русских костюмов.
Способы: сюрпризный момент (в гости к детям приходят куклы Танюшка и Ванюшка, беседа, рассматривание одежды кукол, рассматривание иллюстраций по теме, д/и «Волшебный сундучок», динамическая пауза: русская народная игра «Ручеёк», рисование по трафаретам, рефлексия.
Познавательно-исследовательская деятельность. Природный мир. «Рассматривание и сравнение лисы и собаки» (О. А. Воронкевич с. 201)
Цель: уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида лисы и собаки. Выявить представления детей об особенностях жизни этих животных. Развивать умение сравнивать объекты природы. Систематизировать знания детей с помощью моделей.
Средства: магнитная доска, иллюстрации по теме, модели существенных признаков зверей
Способы : сюрпризный момент – появление сказочного персонажа Незнайки, беседа, работа по моделям, физкультминутка «Мышкование», д/и «Определи – кто?», рефлексия
Прогулка
Д/и «Подбери слово»-обогащать словарный запас. (Паша, Алёна) Наблюдение за снегом – закреплять умения описывать увиденное.
П/и «Ловишки», «Мы веселые ребята»- развивать ловкость и быстроту. Игра м/п «Найди и промолчи».
Игровая ситуация «Я хочу играть с тобой» способствовать сплочению коллектива, употреблять в речи «волшебные слова».
Труд: помочь малышам в сборе игрушек.
Вечер
Беседа на тему «Чем осень отличается от других времен года» (подгруппа детей)
Чтение стихотворения О. Высоцкой «Холодно» - формировать умение сопоставлять приводимое в стихотворении описание со своими «осенними» наблюдениями (Егор П., Лев, Серёжа)
Оздоровительная гимнастика после сна - формировать культурно-гигиенические навыки, повышать двигательную активность детей.
Ситуация общения "Что ты знаешь об осени?"- уметь устанавливать связи явлений в неживой природе с жизнью растений и животных.
Создать условия для игр с счетными палочками - способствовать развитию фантазии и творчества.
Вечерняя прогулка
Д/и «Назови одним словом» –развивать связную речь детей (Егор К., Клим) Наблюдение за первым снегом – закреплять знания детей о признаках поздней осени.
П/и "Жмурки", "Третий лишний"- способствовать развитию двигательной активности, реакции.
Игровая деятельность по интересам детей - развивать у детей самостоятельность, активность, формировать умение интересно и с пользой проводить время.
Пятница
Утро
Рассматривание фото пейзажей «Поздняя осень» - расширять знания детей о характерных признаках поздней осени. (Соня К. Алина,
Д/и «Выложи цепочку» - развивать логическое мышление (Ева, Лера)
Чтение рассказов и сказок Г. Сладкова «Лесной календарь» (подгруппа детей) Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.
Беседа «Чем различаются деревья и кустарники»- расширение представлений о растениях. Рассматривание альбома «Осень» - обогащение знаний детей о временах года. Совершенствовать культуру поведения за столом- аккуратно есть, не крошить и не разливать пищу. Дежурство по столовой - закрепление правил сервировки стола. Создать условия для обведения трафаретов, шаблонов различными средствами рисования- совершенствовать технику.
ООД
Изобразительная деятельность. Рисование «Золотая хохлома и золотой лес» (И. А. Лыкова с. 68)
Цель: продолжать знакомство детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Развивать технические умения. Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства.
Средства: альбом для детского творчества «Золотая хохлома», заготовки для рисования, трафареты, гуашь, кисти, салфетки, клеёнки
Способы: рассказ воспитателя, рассматривание хохломской посуды, пальчиковая гимнастика «Наш сад», самостоятельная продуктивная деятельность детей, рефлексия.
Двигательная деятельность (физическая культура на воздухе)
(по плану инструктора по физ. воспитанию)
Роль воспитателя: следить за дыханием, осанкой при выполнении ОРУ, ОВД; помощь в расстановке оборудования, страховка при выполнении ОВД; индивидуальная работа с детьми, организация п/и.
Прогулка
Д/и «Наоборот» – развитие сообразительности, быстроты мышления (Клим, Матвей Е.)
Наблюдение за одеждой людей: что изменилось, почему? – расширение знаний воспитанников о сезонных изменениях. Знакомство с приметами об осени.
П/и «Жадный кот», "Фигуры"- реакция на сигнал, развитие фонематического слуха, выдержки.
Обогащать двигательный опыт воспитанников через знакомство с народными подвижными играми.
Труд: уборка сухих веток с участка – воспитывать у детей желание трудиться в коллективе.
Вечер
Игра «Солнечные зайчики» - создать весёлое настроение. (подгруппа детей)
Упражнение «Назовите признаки осени» - закрепление знаний детей об осени. Беседа «Чем осень отличается от других времен года?» - обучать высказывать свою мысль, выслушивать других. (Серёжа, Даша)
Оздоровительная гимнастика после сна - формировать культурно-гигиенические навыки, повышать двигательную активность детей.
Дежурство по столовой - продолжать закреплять умение правильно сервировать стол. Следить за аккуратностью приема пищи.
Создать условия для рассматривания детьми репродукции картины Левитана «Золотая осень».
Игровая ситуация «Прогулка в осенний лес» - формировать у детей навыки культурного поведения в осеннем лесу.
Вечерняя прогулка
Игра- этюд "Мечта осеннего листочка"- развивать фантазию и связную речь (Ева, Лера)
Наблюдение за солнцем – закрепить представления о сокращении продолжительности светового дня.
П/и «Жуки» - реакция на сигнал, выполнение различных движений.
Создать условия для игр с выносным материалом.