Елена Ильина
Учим детей рифмовать
▼ Скачать + Заказать документы
Стихотворения – это первые литературные произведения, с которыми знакомятся дети. Начиная с рождения младенцам всегда пели колыбельные, рассказывали потешки, прибаутки. Наши предки не знали механизма влияния стихотворных форм на психическое развитие. Это было интуитивно. Матери убаюкивали новорождённых колыбельными и развлекали прибаутками. Учёными XX века было доказано влияние ранних коммуникаций с ребёнком на его речевое развитие.
Дошкольники от 3 до 5-6 лет имеют склонность к стихосложению. Им очень нравится сочетание слов, активно проявляется словотворчество, когда дети придумывают свои слова, понятные лишь узкому кругу людей.
Публикация «Учим детей рифмовать» размещена в разделах
Формирование интереса к стихотворным текстам поможет ребёнку в дальнейшем лучше понимать и воспринимать поэзию.
Дети дошкольного возраста всему обучаются через игру. Занятия на подбор рифм можно проводить не только дома. Их можно использовать в качестве досуга в дороге, на прогулке или в длинной очереди. Это развлечёт ребёнка и поможет развитию речи.
А ещё мы с ребятами сделали зарисовки к рифмовкам, которые они смогли сочинить
Предлагаю вашему вниманию некоторые упражнения по данной теме.
Игра «Рифмы»
Мы в рифмы играли – слова подбирали.
Сейчас поиграем с тобой.
Картинку покажем и слово подскажем-
Какое возьмём мы с собой.
Скажу я гармошка, а ты мне (картошка,
Держу я рубашку, ты видишь (букашку,
Взяла я корзину, купил ты (картину).
Я вижу: на поле пасётся баран,
А маленький мальчик несёт -(барабан,
С тростинкой по тропке ползёт муравей,
А следом за ним летит (воробей).
Концерты на «Бис» даёт нам скрипач,
Детей веселит в цирке (Циркач,
Весной прилетают с юга грачи,
Детишек всех лечат наши (врачи).
Игра «Добрый слон»
Жил на свете добрый слон,
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот (корзина, машина и т. д. ,
Вот ромашка, вот (букашка, бумажка,
Вот мой домик, вот твой (томик, сомик,
Вот и пушка, вот и (мушка, сушка, кружка,
Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка, крышка,
Вот сосед, а вот (обед, кларнет, винегрет).
Чтоб и нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.
(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)
Игра «Подарки»
слова подарки можно придумать свои, и получатся новые рифмы.
У Мартышки День рождения,
Все приносят поздравления:
Петушок принёс ей пушку,
А лошадка – (хлопушку, погремушку, вертушку и т. д.).
Белый мишка – шоколад,
А Ежонок -(мармелад, лимонад и т. д.)
Рифмы-миниатюры
• В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала -(шишка).
• Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий (шарик).
• Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке (каша).
• Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался -(сом).
• Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много -(дыр).
Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный (гул).
• Живёт у фермера баран,
В пустыне бегает -(варан).
• Мама мыла чисто пол,
Папа ждал: когда же (гол).
• На палубу упала пачка,
Потому, что была -(качка).
• Пишет маме письмо дочка,
В конце рассказа стоит-(точка).
• На берегу лежала гайка,
Рыбёшку утащила -(чайка).
• Очень громко плачет мальчик-
Он поранил стеклом (пальчик).
• В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский (жук).
• В малиннике медведь бурчал,
Рядом с ним ручей (журчал).
• Ночью спал Аркадий чутко,
Темноты боялся (жутко).
• Ребятня каникул ждёт-
Лето красное (идёт).
• В группе самый старший – Веня,
У него дружок есть -(Женя).
• В сказках очень любят пир,
Всем на свете нужен (мир).
• На стройке делают бетон,
В метро потребуют -(жетон).
• Всех хвастливей Таня-крошка,
У неё на шляпе -(брошка).
• Мечтал о звёздах старый барс.
Хотел он улететь на (Марс).
• Проиграл Серёжа фант,
Девчонки повязали (бант).
• Дежурным Вася в классе был,
Полы он тряпкой чисто (мыл).
• Жил на свете старый пёс,
Он исправно службу (нёс).
• Подарили Рэму дудку,
И сторожевую (будку).
• У Ильи красивый волос,
И приятный, звонкий (голос).
• Клич победный издал вождь,
Не помеха ему (дождь).
• Нельзя чужого брать,
И, конечно, нельзя (врать).
• Не пришлась Яге корона,
Унесла её (ворона).
• Картину написал творец,
Изобразил на ней (дворец).
Соловья неслышно трель,
Заглушает её(дрель).
• Тёмная настала ночка,
Засыпает моя (дочка).
• Пришло судно в дальний порт,
Несёт матрос подруге (торт).
• Не нужны солдату санки,
Изучать он будет (танки).
• Во дворе стоят кусты,
Очень уж они (густы).
• Возле дома стоит горка-
Ледяная на ней (корка).
• Танцевала польку Глаша,
Пела песню громко (Клаша).
• Дед пошёл дрова колоть,
А бабуля – лук (полоть).
• Убежали с клумбы козы,
Очень уж колючи (розы).
• На скачках выступали кони,
Катали в парке детей (пони).
• На столе лежала пышка-
Запах уловила (мышка).
• Если по парку гуляете детки,
Не надо ломать у кустиков (ветки).
• Греет на солнышке мордочку киска.
«Вискасом» вкусным наполнена (миска).
• В крайнем ряду стоит школьная парта,
Лежат на ней ручка, учебник и (карта).
• На карнавал наденем маску,
В бой солдат наденет (каску).
• Увидала мышка корку-
Утащила её в (норку).
• Стал пилить Артур полено,
Повредил себе (колено).
• С неба падала вниз капля,
Не боится её(цапля).
• Очень страшен зайцу холод,
Но ещё страшнее (голод).
• Цветёт весною пышно хмель,
На него садится (шмель).
• Бегал на лугу щенок,
Сплела Лена для него (венок).
• Жил на свете великан,
И у него был (пеликан).
• Для солдата строго норма:
Всегда выглаженная (форма).
• В руки взял Арсений пультик,
Посмотреть хотел он (мультик).
• У пограничников есть пост,
Под охраной у них (мост).
• Плыла по небу тучка,
В реке плескалась (щучка).
• Хлеб к столу печёт нам пекарь,
Выдаёт лекарство -(лекарь).
• На берегу реки – песок,
А вокруг стоит (лесок).
• Не достиг кораблик цель,
Напоролся он на (мель).
• Петя руки с мылом мыл,
Все микробы быстро (смыл).
• На окне сидела кошка
И мяукала (немножко).
• Детки бегали, скакали
И под вечер все (устали).
• Вот смотрите – паровоз,
Он вагончики (повёз).
«Подбери рифму без картинок»
Вот как мы стихи писали,
Рифмы хором подбирали.
На окошке серый котик
Моет языком … (животик).
Из окошка виден дом,
Красят стены в доме … (том).
Есть у котика игрушка-
Деревянная … (катушка).
Любит котик мою ласку,
Он зажмуривает … (глазки).
Сочинили мы все это-
Вот такие мы … (поэты).
«Загадки-рифмовки»
• Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)
• У меня пропал носок, утащил его… (щенок)
• В реке большая драка: поссорились два… (рака)
• Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)
• Не боюсь я слова "брысь", - я лесная кошка… (рысь)
• Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это?. (петушок)
• Подставив солнышку бочок, лежит на грядке… (кабачок)
• Вяжет мама длинный шарф, потому что сын - … (жираф)
Для ребят постарше:
• Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый… (василек)
• "Спинка в веснушках. Ах, как неловко!" –
И покраснела… (божья коровка)
• Не колючий, светло-синий, по кустам развешан… (иней)
• Вкус у ягоды хорош, но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках, будто еж, вот и назван… (ежевика)
• Злая, как волчица. Жжется, как горчица!
Что это за диво? Это же… (крапива)
• В колючках еж и ерш, но сразу разберешь:
Кто ежится, тот… (еж, а кто ершится - … (ерш)