Любовь Васильева
Фоторепортаж «Вилянувский дворец — маленький Версаль»
▼ Скачать + Заказать документы
Сколько всего неизведанного и неповторимого можно открыть, путешествуя по миру. Сегодня я предлагаю вам заглянуть в Вилянув, который расположен на юго-восточной окраине Варшавы. Населённый пункт под названием Миланув упоминается в XIII веке, основанный монахами-бенедиктинцами из монастыря в Плоцке.
Первое, что видишь, когда заходишь на территорию вилянувского парка — это Костел Святой Анны.
Он был построен в 1772 году по проекту Яна Котельницкого. Жаль, в этот апрельский день посещения были невозможны, а очень хотелось.
Темочки:
За этими воротами нас ожидало настоящее чудо или шедевр, созданный руками многих людей.
Перед вами удивительно красивый Вилянувский дворец!
Иначе, как жемчужина барокко, его не назовешь. Те, кто побывал во Франции, невольно сравнивают его красоту, изящество с Версальским дворцом, а кто-то с Сан-Суси, известным дворцом Фридриха Великого, в Потсдаме. При виде его я вспомнила Версаль, а дочь - Сан-Суси.
Такие дворцы чаще встречаются в сказках, чем наяву. Необычайно красиво, умиротворяет своей тишиной и безмятежностью. Вот, где играет фантазия! Представляешь, что подъезжают кареты, вот-вот начнется бал. Шикарные платья, фраки и вдруг зазвучит вальс Шопена. И, понеслись мысли вдаль, овеянные настоящей романтикой.
Такие великолепные замки существуют в Европе, но у каждого из них своя история.
На протяжении нескольких веков Вилянувским дворцом владели аристократические семьи Польши: Сенявские, Чарторыйские, Любомирские, Потоцкие. Конечно же, новые владельцы вносили изменения в облик дворца и окружающего его парка, пруда.
Но, именно король Польши Ян III Собеский и его жена Мария Казимира, которую все в Польше называют Марысенькой, были самыми знатными владельцами дворца.
Их великая, не побоюсь этого слова, любовь, прослеживается и до сих пор в архитектуре дворца, в великолепных парках, скульптурах.
Мраморные бюсты Марысеньки и Яна III Собеского украшают Летний сад в Петербурге.
Ян III Собеский был родом из мелкопоместных дворян, получивший прекрасное образование в Кракове. А затем отправился с братом Мареком в двухлетнее путешествие по странам Западной Европы.
Как свидетельствуют историки, будущий король освоил немецкий, латинский, итальянский французский языки и из всех польско-литовских монархов XVII века был самым образованным.
Посмотрите на досуге интересный фильм режиссера Ежи Гоффмана «Пан Володыевский» о великом гетмане Польши Яне Собеском.
Красавица Мари Казимира Луиза де Ла Гранж д’Аркьен, происходила из знатного, но обедневшего французского рода. Секретарь французского посла описывает ее красоту, а особенно, глаза - «черные в прекрасной оправе». Ее первое знакомство с наследником польского престола Яном состоялось на балу.
В 17 лет вышла замуж за героя польско-шведской войны Яна Замойского, которого в народе называли любителем «вина» и «девиц легкого поведения». Мари занималась стрельбой из пистолетов, конными прогулками, балами. Брак терпел неудачу. К тому же, Замойский заболел от предыдущих любовниц венерической болезнью, которая позже скажется и на рождении мертвых детей Мари от этого брака.
От скуки Мари стала переписываться с соседом Яном III Собеским. Постепенно их переписка становится более интимной. В переписке он называет соседку «королевой сердца» и влюбляется в нее. В варшавском костеле кармелитов в 1661 году состоялась их тайная помолвка, на которой они дали друг другу клятву на верность. В 24 года Мари осталась богатой вдовой. Сердце ее было занято любовью к Яну III Собескому. Все преграды были снесены. В 36 лет, наконец-то, он женился на Мари.
Ян решил сделать своей любимой Марысеньке королевский подарок и построить особняк в уютном, красивом месте. Он приобрел те земли и поместье, о которых я упомянула в самом начале фоторепортажа, где и будет построена летняя резиденция.
Через всю жизнь он пронес любовь к этой женщине. Будучи пожилым, он пишет ей в письме: «Я вспоминаю тебя и целую твои маленькие ручки и ножки». Она была для него и женой, и другом, и матерью. Он никогда не расставался с талисманом - браслетом, сплетенным из волос Марысеньки.
Марысенька окрыляла его своей любовью, преданностью и заботой. Именно, давние связи и знакомства Марии Казимиры при польском королевском дворе способствовали избранию Яна III Собеского очередным королем.
Она сопровождала его в путешествиях, писала ему письма, пылающие страстью, усердно молилась за него. О таких женщинах, как она, в народе говорят: «Красива, умна, желанна и мудра!». Рядом с ней он обрел красивую и счастливую старость.
Вилянувский дворец получился оригинальным, так как создававший его Августин Лоцци не считал себя профессиональным архитектором, не был скован какими-то стереотипами, рамками. Он воодушевленно творил!
На фасаде расположена надпись, в переводе с латыни: «Что культивировал старый город, теперь содержится в новой вилле».
На шпиле башни установлен атлет, держащий земной шар. Эта скульптура имеет двойное значение - что власть это великий труд, и что король защитил Европу от нашествия мусульман.
На южном фасаде расположен барельеф солнечных часов, а над главным входом мы видим символ Яна III Собеского – солнце.
Стены дворца украшают барельефы полководцев, знатных людей, самого Яна и любимой Марысеньки, статуи богов и богинь, сцены побед короля.
Мока, Беллотти, Паллони – известные художники того времени создали узоры и фрески.
На одной из дорожек, ведущих к озеру, мы увидели индикатор уровня воды, показывающий, как высоко подходила когда-то Висла во время наводнений.
В северной части сада имеется водозаборная станция.
Возле нее раскинулся английский парк.
В восточной части парка находится итальянский сад, в котором можно увидеть более двух десятков барочных скульптур, привезенных после окончания Второй мировой войны. Некоторые скульптуры символизируют районы Польши.
Красивая лестница, увенчанная скульптурами.
В парке находится оранжерея.
Нам удалось полюбоваться прекрасными магнолиями у дворца.
Как красиво подстрижены клумбы, создающие впечатления лабиринта из узоров.
На первом этаже дворца расположены королевские апартаменты: в том числе королевская библиотека, где любил работать Ян III Собеский, спальни короля и королевы.
Белый зал, получивший свою отделку при Августе Сильном.
На втором этаже разместилась портретная галерея.
Интересные дворцовые интерьеры. Они разного цвета.
За костелом находится Мавзолей святых Станислава Костки и Александра Потоцких, выполненным по желанию их сына Александра в китайском стиле.
Строился он из песчаника польскими скульпторами Якубом Татаркевичем и Константином Гегелем с 1834 по 1836 годы. Он находится за пределами резиденции.
Граф Станислав Костке Потоцкий реставрировал Вилянувский дворец после разрушения русскими войсками в 1733 году, сделав в резиденцию свободный вход. Он позаботился о том, чтобы в нем появились полотна величайших художников: Рембрандта, Ван Дейка, Рубенса и др.
В 1805 году он открыл первый польский музей искусства в Вилянуве.
Так как Станислав Потоцкий увлекался археологией, в музее можно увидеть изделия китайских мастеров.
В дворцовом комплексе прекрасно сочетаются: итальянская вилла, французский дворец и парковая усадьба.
Без остатка проваливаешься в этот увлекательный мир Вилянувского дворцового комплекса, парка, скверов. Такие дворцы остаются надолго в памяти, как сладкие воспоминания об увиденном чуде, созданного с особой любовью несколькими поколениями и на протяжении нескольких веков.
Он внесён в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО, является национальной гордостью Польши.
Испытываешь поистине детский восторг, удивление и восхищение!
Литература: некоторыми историческими фактами воспользовалась из «Википендия», «Awaytravel», фото личные.