Людмила Рыбакова
Фотоочерк о выставке «Уличные галереи»
Л. Рыбакова Фотоочерк о выставке «Уличные галереи»
Фото, сделанные на выставке, во избежание ненужных бликов, представлены мною, в ракурсе «под углом»,- так у меня получилось.
«ГМИИ имени А. С. Пушкина представляет выставку французской рекламы конца XIX — начала XX века «Афишемания». В экспозиции показаны 130 афиш из собрания музея, которые знакомят с историей рождения плаката как вида искусства. Представлены работы известных художников и мастеров иллюстрированной рекламы — среди которых Анри де Тулуз-Лотрек и Альфонс Муха». (из анонса выставки)
Публикация «Фотоочерк о выставке „Уличные галереи“» размещена в разделах
Немного истории. Париж, середина ХIХ –начало ХХ века. Время перемен и в мире, и в быту людей. Всё новое, удивляя, радуя или пугая, «обрушивается на голову» с силой урагана… Омнибусы уступают дорогу лошадиным упряжкам… Перестраиваются улицы, проспекты, дома: стройки загораживают брезентом, защищая город от пыли. Заборы и стены идеальны для размещения Первой коммерческой Афиши.
Было понятно, что необходима афиша-реклама, которая рассказала горожанам о событии или предмете, и только «женский образ в рекламе» мог бы остановить взгляд представителей обоего пола. Дело это было новое: были приглашены живописцы, поднявшие афишу на уровень произведения искусства, превращая улицы в большой выставочный зал! Запрет на «уличное пение» привел к появлению многочисленных кафе и кабаре, которые нуждались в своих клиентах, а, следовательно, и в рекламе.
Классическое французское кабаре «Мулен Руж» с танцевальным залом было открыто в 1889 году, в центре площади Бланш. Кабаре задумывали с размахом: гигантская танцплощадка с зеркальными стенами и высокой сценой. Вечерами красные крылья этой мельницы сияли сотнями электрических лампочек, затмевая все соседние заведения, не заметить кабаре было невозможно.
Особую популярность приобрела профессия расклейщика афиш. На бульварах появились афишные тумбы, сплошь заклеенные афишами, а в их полых цилиндрах размещались общественные туалеты], - доход от рекламы шел на содержание санитарных заведений.
Растет армия коллекционеров афиш, которые устраивают хищения в издательствах, спекуляции и, наконец, банальное воровство афиш со стен, вступают в сговор с расклейщиками. «Дошли до того, что коллекционируют афиши!» — недоумевал Оноре де Бальзак. В Париже наступает Афишемания! Дешевизна иллюстрированной рекламы делала коллекционирование литографий доступным горожанам даже самого скромного достатка. Афиша, как декоративное панно или стенка для календаря, украшала дома граждан, а юные француженки, следили за модой по одежде героинь рекламы, моделями которых были актрисы, певицы, танцовщицы, куртизанки.
«Елисейские поля. Ледовый дворец» (1896г) Приглашение на каток. — катание на коньках было невероятно популярным зимним развлечением в то время. На площади в 850 м залили каток, к услугам посетителей, купивших входной билет, были кафе и раздевалки, прокат коньков и добросовестные инструкторы. К 1880 году Ледовый дворец уже сиял электричеством, а вечерние сеансы сопровождались выступлениями оркестра.
Невиданную популярность приобретает велосипед. Повальное увлечение этим средством передвижения повлияло на моду, прежде всего женскую — появились специальные велосипедные костюмы, способствовавшие впоследствии популярности брюк, а затем и шорт. С появлением велосипеда, меняется не только женская мода. Велосипед –это «первая ступенька» к женской «независимости».
Девушка спросонья мечтает о … велосипеде.
Реклама шин первых велосипедов и авто. Улицы были заполнены рекламой шин и аксессуаров для более удобных путешествий на велосипеде. К концу века появилась сеть мастерских, обслуживающих многочисленную армию парижских велосипедистов.
Афиша дезодорированного керосина, - спрос на него был очень высок, т. к. именно эта жидкость использовалась в качестве лампового масла, поставляемого из Пенсильвании в Европу.
«Сигаретная бумага». Из десяти лучших производителей сигаретной бумаги во Франции большую известность получили только две фамилии — Барду и Абади («JoB» и «Abadie»). История двух фирм поучительна тем, что они, благодаря тому, что не пожалели денег на рекламу, остались долгожителями и существуют поныне на европейском рынке, благополучно пережив своих почтенных, но менее дальновидных конкурентов.
«Доктор Пьер» (1894г) -известный французский врач-гигиенист Пьер Мюссо, учредив свое предприятие, выпускает популярные средства для ухода за зубами: порошки в жестяных и картонных коробочках, эликсиры для полоскания в изящных флаконах, пасты в тубах.
"Натуральное стерилизованное молоко с берегов Венжанны» (1894г) Реклама молока для художника Т. Стейнлен стала замечательным поводом публично проявить свои чувства к дочери Коллет и обожаемым кошкам.
«Железо Браве против анемии» (1890г) Микстуру фармацевт Рауль Браве рекомендовал для лечения бледной немочи, или анемии, распространенной в ХIХ столетии среди городских жителей, особенно женщин и детей. В ее состав входили оксиды железа, экстракты перуанской коки, гуараны и какао.
«Пишущая машинка» (1899г) Реклама печатных машинок американской фирмы "E. Remington & Sons". В начале 1900-х годов в Париже среди конторских служащих были организованы первые конкурсы по скоростной машинописи. Афиша демонстрирует возможность слепого десятипальцевого метода печати на модели машинки Ремингтона, конкурирующего с фирмой Джона Ундервуда.
«Чернила Луи Марке» (1892г), «дающие вдохновение».
«Тоник Мариани» (1894г) Напиток, составленный Анжело Мариани из красного вина и экстракта листа коки, считался целебным и с 1870-х годов продавался в аптеках в качестве средства, стимулирующего жизненные силы.
«Пульверизатор» (1899г) Рекламируется конструкция пульверизатора во флаконе с дозированием жидкости и предохранением от протекания. Такой флакон можно было без опасений упаковать в дорожную сумочку.
Композиция декоративного панно «Музыка» дополнялось текстом рекламы и использовалось для афиши «Уроки виолончели и скрипки». Наклеенный на плотный картон без рекламной подписи, эстамп продавался для украшения интерьера.
Реклама отвоевала себе самостоятельность среди искусств. Невероятно востребованный талант чешского художника Альфонса Марии Муха. Женские образы, созданные художником, определили идеал красоты для целого поколения: нежные и лукавые нимфы со струящимися локонами, в платьях, подобных пене, или в драгоценной оправе тяжелых одежд. Он умел удовлетворить вкусы самых требовательных эстетов.
А. М. Муха «Сара Бернар в афише своего театра «Ренемссанс». Она в пьесе «Гисмонда»
Это уже не рекламные афиши, а настоящие декоративные панно, которые благодаря невероятной популярности образов, созданных А. М. Мухой, получили собственное художественное значение. Они используются для украшения стен и экранов окон в частных домах.
А. М. Муха. Серия «Времена года». 1896г
А. М. Муха «Цветы» «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях, игральных картах, рекламных этикетках. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров.
В России афиши не коллекционировали. Единственные русские коллекционеры парижских плакатов XIX века это знаток гравюры Павел Эттингер и предприниматель Федор Федоров, уникальная коллекция которых сегодня хранится в Пушкинском музее, это больше 4 тыс. листов.
У афиш назначали первое свидание. На них нельзя было не обратить внимания, даже просто проходя мимо. Сейчас же афишами и рекламными щитами окружающее пространство увешано настолько, что их просто перестаешь замечать.
Спасибо за внимание.