Светлана Васильевна Вдовина
Формы работы с родителями по профилактике речевого недоразвития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
С. В Вдовина,учитель-логопед
Т. Е Мамаева, воспитатель
Формы работы с родителями по профилактике речевого недоразвития
детей старшего дошкольного возраста
Публикация «Формы работы с родителями по профилактике речевого недоразвития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Практика работы в образовательном учреждении показывает, что развитие и воспитание современных детей немыслимы без участия родителей (законных представителей, как единомышленников и активных участников образовательного процесса.
Переход к новым формам отношений, признание приоритета семейного воспитания опирается на такие понятия, как «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных». Взаимодействие – способ организации совместной деятельности.
Работа нашего образовательного учреждения направлена, прежде всего, на то, чтобы сделать родителей активными участниками образовательного процесса.
Анализируя основные направления деятельности учителя-логопеда и воспитателя, определили, что количество детей с речевой патологией увеличилась на 10%. На начало 2009-2010 учебного года выявили 37% детей-логопатов, 2010-2011 - 36%, а в 2011-2012 учебном году таких детей стало уже 47,5%. Речевые нарушения стали более выраженными, более тяжелыми.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь, по мнению выдающихся педагогов Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д Ушинского, Л. Ф. Островской, Т. А. Марковой, Н. Ф. Виноградовой, родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на протяжении всей жизни.
Успех коррекционной работы во многом зависит от того, насколько четко организована преемственность работы учителя-логопеда, воспитателя и родителей. Все участники образовательного процесса становятся единомышленниками, решающими общие задачи.
Сегодня перед большинством дошкольных организаций стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.
В результате поиска наиболее эффективных способов решения традиционных и коррекционных задач, новых способов индивидуализации обучения, возникла идея активного включения родителей в сопровождение детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики речевого недоразвития.
Нами были выбраны следующие формы работы с родителями :
• Энциклопедия для родителей (в энциклопедии собран материал по основным этапам речевого развития, нормами речи на каждом возрастном этапе, подобраны игры и упражнения для развития артикуляционной моторики);
• Журнал для родителей «Дошкольник. ru» (в журнале освещаются события группы, даются практические советы специалистов по развитию и воспитанию детей);
• Мастер-класс для родителей (педагогическое просвещение родителей, практические упражнения по определённой тематике);
• Выставка пособий (на выставку представляются игры и игровые упражнения по 1-2 направлениям речевого развития детей «Развитие мелкой моторики детей», «Словарная работа»);
• Конкурсы для родителей и детей на институциональном, муниципальном и всероссийском уровне ( институциональный уровень: «Книжка-малышка своими руками», Конкурс рассказов «Зимняя сказка глазами детей»; муниципальный «Конкурс чтецов»; всероссийский: викторины, конкурс детских рассказов);
• Тематическая неделя (во время изучения лексического материала по определённой теме, родитель вместе с ребёнком может оформить интересную тематическую страничку, которую затем помещаем в дневник развития речи ребёнка);
• Семейный фотоальбом «Где я был, покажу, что увидел, расскажу» ( цель: развитие связной речи детей, навыков общения со сверстниками. У каждого воспитанника в шкафу находится фотоальбом интересных фото режимных процессов, туристских прогулок, экскурсий, своими впечатлениями ребёнок делится с друзьями);
• Полочка для родителей «Весёлый карандашик» (на полочке находятся рабочие тетради, папки с рекомендациями специалистов, прописи по обучению грамоте);
Перечисленные формы работы позволили привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе. Результаты анкетирования родителей за 2012-2013 учебный год показали положительную динамику активности: число родителей – активистов увеличилось на 5%; на 26,5% выросло количество родителей – исполнителей, на 48,5% уменьшилось количество родителей-наблюдателей.
Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями обеспечило положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу, установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника и что особенно важно, уменьшилось количество детей, имеющих речевые нарушения.
Список литературы:
1. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М. : «Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.
2. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьёй. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
3. Свирская Л. Работа с семьей : необязательные инструкции: Мето-дическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. — 176 с.
4. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. – (Библиотека руково-дителя ДОУ).
5. Осипова Л. Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.
6. Григорьева Г. Г. Подготовка к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста : программно-методическое пособие «Филиппок» / Г. Г. Григорьева, Ю. А. Тишкина, С. Б. Касаткина. – Н. Новгород: ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», 2009.