Тупицына Надежда
Формы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с ТНР с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Н. В. Тупицына, воспитатель
МАДОУ «Детский сад №5 «Норильчонок» (г. Норильск)
Формы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с ТНР с природой родного края
Расширение представлений детей о родной природе, воспитание бережного отношения к природным объектам, любви к природе является важной частью работы по патриотическому воспитанию. При этом данная работа с детьми, у которых есть нарушения состоянии здоровья (в частности, нарушения речи) имеет свои особенности. В данной статье рассматривается наш опыт педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) по ознакомлению с природой родного края в детском саду №5 города Норильска.
Прежде всего, отметим, что на необходимость знакомства детей с природой указывается в Федеральной образовательной программе дошкольного образования [5] и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [6]. Сформированные представления дошкольников о природе являются частью общей культуры личности детей и важным для формирования патриотического сознания, любви к своему Отечеству.
Вопросы ознакомления дошкольников с природой изучались такими исследователями, как Е. Ф. Козина [1], С. Н. Новикова [3] и др. Развитие речи детей в дошкольном возрасте изучали Н. Ю. Микхиева [2], Е. Ю. Протасова [4] и др.
В ходе своей работы знакомим детей с ТНР с природой Красноярского края, в том числе с расположенным в нашем крае уникальным природным объектом – Таймырским полуостровом. В ходе этой работы решаем одновременно три основные задачи:
– расширение представлений детей о родной природе, многообразии ее животных, растений, климатических особенностях, полезных ископаемых и др. ;
– воспитание патриотизма, любви к природе, России, нашему краю;
– коррекция речевых нарушений у детей, формирование диалогической и монологической речи, развитие когнитивных способностей детей.
Работу по ознакомлению детей с природой проводим во время прогулок, в ходе комплексных занятий, а также в рамках кружка для детей подготовительной группы «Знакомство с Таймыром». В ходе прогулок обращаем внимание детей на деревья и кустарники, которые произрастают на участке, на климатические условия Красноярского края. Организуем с детьми комплексные занятия на темы «Растения Красноярского края», «Птицы Красноярского края» и др.
Подробнее остановимся на работе, которую мы проводим в ходе кружковых занятий. Занятия проводим в течение всего учебного года. Знакомим детей с обитателями тундры – птицами, млекопитающими, рыбами.
Также дети узнают об особенностях растительного мира Таймырского полуострова – кустарников, деревьев, мхов и ягод. Во время занятий кружка применяем наглядность – показываем детям иллюстрации в книгах, карточки с изображениями растений и животных, короткие видеоролики, на которых запечатлена жизнь животных Красноярского края в естественной среде обитания. Также включаем для детей аудиозаписи с голосами животных, чтобы дети могли услышать, какие звуки издают олень, тюлень, белый медведь, морж и другие животные нашего края.
Проводим для детей дидактические и подвижные игры, которые знакомят с природой. Кроме того, на занятиях кружка дети презентуют свои проекты, в ходе которых изучали самостоятельно и с родителями природу Красноярского края.
Проводится два занятия в месяц, каждое занятие посвящено определенной теме по изучению природы Таймыра. Для примера рассмотрим занятия, которые мы провели в течение сентября.
В ходе вводного занятия дети познакомились с географическим положением Таймыра, деревьями и кустарниками полуострова. Также поиграли в игру «Собери картину» (природа Таймыра, читали стихотворения о растениях, которые произрастают на Таймыре (береза, ива, рябина). На занятии рассматривали иллюстрации (деревья и кустарники Таймыра, проводилась игра «Собери рюкзак».
На втором сентябрьском занятии проводилось спортивно-познавательное развлечение «Зов тундры», в ходе которого дети участвовали в эстафетах «Перевези вещи», «Оленьи рога», «Поймай оленя», «Сбор грибов» и др.
Рассмотрим формы работы, которые мы применяем.
Организуем беседы с детьми. Проводим беседы на темы «Деревья и кустарники Таймыра», «Зов тундры», «Ягодный ковер в тундре», «Путешествие северного оленя» и др. В ходе бесед применяем наглядные материалы (карточки, презентации, иллюстрации). Чтобы у детей с ТНР не только расширялись представления о природе, но и формировалась связная речь, обращаем внимание на выразительную интонацию свою и детей, стимулируем детей быть не просто слушателями, а учиться вступать в диалог во время беседы.
Читаем детям художественные произведения, посвященные природе нашего края, в том числе Таймырского полуострова. Нашими земляками написано большое количество коротких рассказов и стихотворений о природе Таймыра. Побуждаем детей обсуждать прочитанные произведения.
Применяем такую форму работы, как составление детьми описательного рассказа о предмете или пейзаже по картинке. Так, например, дети рассматривают иллюстрации ягод Таймырского полуострова (морошка, брусника, клюква, голубика) и дают им словесную характеристику. В ходе такой работы у детей расширяется словарный запас, они учатся называть признаки предметов, учатся связно излагать свои мысли на тему, у них развивается дикция, речевой аппарат, логическое мышление.
Когда дети рассматривают пейзажи родной природы, у них формируется любовь к родным краям, желание узнать новое о нашей природе. При этом, когда дети подбирают слова для характеристики растений, животных, птиц, у них расширяется словарный запас, дети учатся строить связные высказывания, развивается артикуляционный аппарат.
Дети с ТНР составляют описательные рассказы также по серии сюжетных картинок на тему природы Красноярского края. Например, мы предлагаем детям картинки «Жизнь оленя», «Как живет белая сова», «Белая куропатка», «Путешествие полярных крачек». Составляя такие рассказы, дети расширяют свои представления об особенностях жизни животных и птиц нашего края, их питании, взаимодействии с другими объектами природы, местами обитания. Одновременно у детей с ТНР формируются навыки связной монологической речи.
Методика состоит в том, что сначала мы предлагаем детям две сюжетные картинки, постепенно увеличивая их количество до пяти. Дети учатся составлять подробные описания из нескольких предложений. В ходе работы с сюжетными картинками дети усваивают, что рассказы нужно составлять в соответствии с последовательностью изображений.
Мы обратили внимание, что большой интерес у детей вызывают дидактические игры, в том числе те, которые способствуют не только расширению представлений о родной природе, но и развитию речи.
Приведем несколько примеров таких игр.
Например, с детьми проводим игру «Составь слово». Детям предлагается два набора карточек – в первом наборе карточки с изображением объектов природы Красноярского края, во втором наборе карточки с буквами. Ребенок вытягивает карточку с изображением животного, птицы или растения нашего края, называет, что изображено на карточке. Затем выкладывает слово из карточек с буквами.
В ходе дидактической игры «Продолжи предложение» мы начинаем произносить предложение, а дошкольник должен его закончить, опираясь на картинки. Например, произносим «Одна из самых полезных ягод на Таймыре – …», ребенок смотрит на карточку и отвечает «…морошка». «Птица Таймыра, которая охотится ночью… сова» и т. д.
Применяем такую форму работы, как самостоятельное составление рассказа дошкольниками. Предлагаем детям составить рассказ на основе своего опыта взаимодействия с природой Красноярского края. Например, дети составляют рассказы о том, как в выходной день они с родителями посетили парк, какие растения и птицы им встретились в ходе прогулки по парку.
Большое внимание в работе с детьми с ТНР мы уделяем развитию произношения звуков, так как именно невнятная речь, неправильное произношение звуков являются особенностями нарушений у дошкольников с ТНР.
Таким образом, применение таких форм ознакомления дошкольников с ТНР с природой родного края, как словесные дидактические игры, пересказ, составление описательного рассказа, составление рассказов по сюжетным картинкам и другие способствуют расширению представлений дошкольников о родном крае, природных объектах и помогают в коррекции речевых нарушений.
Литература
1. Козина Е. Ф. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. – М. : Юрайт, 2022. – 454 с.
2. Микхиева Н. Ю., Мартин И. В. Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2021. – 96 с.
3. Новикова С. Н. Я люблю свою планету. Методические рекомендации для организации занятий по экологии. – М. : Русское слово, 2017. – 184 с.
4. Протасова Е. Ю. Теория и методика развития речи дошкольников. – М. : Юрайт, 2021. – 208 с.
5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М. : Сфера, 2023. – 208 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Российская газета. – 2013. – №265.
1